Фрагмент для ознакомления
2
Мир эмоций очень сложен и разнообразен. Сам человек часто не осознает тонкостей своей организации и разносторонности своей речи. Сложность мысленного анализа пережитых чувств объясняется еще и тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от познавательной или волевой активности, которую проявляет личность. Эмоции - это своего рода личное отношение человека к окружающей действительности и самому себе. В состав эмоциональной сферы входят как конкретные эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, так и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, моральных и других чувств. В самом широком смысле различают положительные переживания: восхищение, восторг, радость и т. д.; отрицательные - ревность, грусть, отчаяние, ревность и т. д. Они стимулируют активность или, наоборот, подавляют и разрушают. Они выражают индивидуальную оценку его взаимодействия с окружающей средой [5].
Эмоции (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей [11].
Чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Носят предметный характер. Это всегда чувство к чему-то, к кому-то. Иногда их называют «высшими» эмоциями, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка [21].
Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.
Эмоциональная сфера личности — сложное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее эмоции, чувства, переживания и проявляющееся в состояниях и отношениях человека.
Эмоции - это особый класс субъективных психических состояний, которые отражают в форме непосредственных переживаний приятные или неприятные чувства, отношение человека к миру и людям, ход и результаты его практической деятельности. Класс эмоций включает настроения, чувства, аффекты, страсти и стресс. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Все проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [10].
Психологический словарь дает следующее определение эмоций: «Эмоции (от латинского Emovere - возбуждать, возбуждать) - это состояния, связанные с оценкой важности факторов, влияющих на человека, и выраженные, прежде всего, в форме непосредственного переживания удовлетворения или неудовлетворенности. его настоящие потребности.
Первые высказывания об эмоциональной жизни человека встречаются у философов античности. Уже в это время наблюдается расхождение мнений в вопросе о регуляции поведения, и складываются два направления, представители которых ставят вопрос о побудителях и движущих силах поведения [12].
Представителями одного из этих направлений явились Демокрит и Эпикур. Они отметили, что регулятором поведения являются чувства. Существуют два чувства: удовольствие (приближают человека к предмету) и неудовольствие (удаляют человека от предмета). Человек стремится к удовольствию. Чтобы быть довольным, надо жить нравственно, спокойно и справедливо [3].
Представителем другой точки зрения является Платон. Разработав учение о частях души, которое носило ярко выраженный этический характер, он считал, что все разумное — хорошо, а эмоциональное - плохо. С чувствами надо бороться, потому что они извращают истину. Платон подчеркивал необходимость господства разума над страстями [3]. Однако теория Платона не является эмоциональной теорией и отрицает влияние эмоций на поведение человека.
Продолжая данный подход к проблеме эмоций, на разум ориентировались эпикурейцы и стоики. В классической Греции разрабатывалась модель гармоничной личности, полноценная жизнь которой предполагает в качестве неприемлемых компонентов аффекты, страсти, влечения. Эпикурейцы выдвинули негативную формулу отношения личности к эмоциональным процессам: положительное эмоциональное состояние — это отсутствие отрицательного. Стоики рассматривали аффекты, как «порчу разума», поскольку они возникают при неправильной деятельности мышления. От аффектов надо лечить, как от болезней. Только разум, свободный от эмоций, способен правильно руководить поведением, и тогда человек выполнит свое предназначение. Стоики были первыми, кто отметил, что эмоции начинаются с телесных изменений [15].
В социологии эмоций применяется социологический теоремы и методы изучения человеческого эмоции. Поскольку социология возникла в первую очередь как реакция на негативные последствия современность, много нормативный в некотором смысле теории имеют дело с эмоциями, не являясь частью какой-либо конкретной дисциплины: Карл Маркс описанный капитализм как вредные для личного вид-существо, Георг Зиммель писал о деиндивидуализирующих тенденциях «метрополии», и Макс Веберработа касалась рационализация эффект современности в целом [1].
В физиологии эмоция — одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивациями, так и уровнем вероятности их удовлетворения. Эмоции являются рефлекторными реакциями организма на внешние и внутренние раздражения и характеризуются ярко выраженной субъективной окраской.
Эмоции в психологии — психологические состояния, выражающиеся в форме переживаний, ощущений приятного или неприятного, удовлетворенности или неудовлетворенности человека. Эмоции служат для оценки человеком окружающего его мира – людей, предметов, явлений и событий.
У человека основная функция эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем без речи оценивать состояния друг друга и лучше настраиваться на совместные действия и общение. Например, примечательно то, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны точно воспринимать и оценивать выражение лица человека и на его основе определять такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Особенно это касается народов, никогда не контактировавших друг с другом [7].
Этот факт убедительно доказывает не только врожденную природу основных эмоций и их выражений на лице, но и наличие генотипически детерминированной способности понимать их у живых существ. Хорошо известно, что высшие животные и люди способны воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга с помощью мимики [8].
Относительно недавние исследования показали, что антропоиды, как и люди, способны не только «читать» эмоциональное состояние своих близких по лицу, но и сопереживать им, возможно, испытывая те же эмоции, что и животные, которых им жаль. В одном из экспериментов, где проверялась такая гипотеза, большая обезьяна была вынуждена наблюдать, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, одновременно испытывая явно выраженное состояние невроза. Затем выяснилось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены в теле «наблюдателя» - той обезьяны, которая просто наблюдала за наказанием другого человека в ее присутствии [26].
Однако не все эмоционально выразительные выражения являются врожденными. Некоторые из них были приобретены в жизни в результате обучения и воспитания. Прежде всего, этот вывод относится к жестам как культурно обусловленному внешнему средству выражения эмоционального состояния человека и аффективного отношения к чему-либо.
В отечественной психологии долгое время эмоциональные процессы человека изучались гораздо менее интенсивно, чем когнитивные. В частности, Л.С. Выготский писал, что «у людей эмоции изолированы от области инстинктов и перенесены в совершенно новую сферу психического» [24]. Для нас эта позиция особенно важна, потому что дает основание полагать, что эмоции развиваются и функционируют определенным образом в зависимости от условий в структуре различных видов человеческой деятельности и общения. Автор развивает диалектико-материалистический подход к психологическому изучению эмоций и чувств. Одним из основных вопросов психологии он рассматривал «вопрос о соотношении интеллекта и аффекта». Именно в отделении интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны Выготский видел один из главных пороков всей традиционной психологии [27].
Еще острее проблема «интеллекта и аффекта» поставлена в работах С.Л. Рубинштейна. Идея единства когнитивных и эмоциональных процессов пронизывает все его работы. Автор считает, что истинной конкретной единицей психического является целостный акт отражения объекта субъектом. Это отражение очень сложное, оно включает в себя единство двух противоположных компонентов - знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых один или другой выступает как преобладающий. Реализуя эту идею, Рубинштейн приходит к выводу: «сама эмоция есть единство эмоционального и интеллектуального». Таким образом, без участия эмоционально-сенсорной сферы не происходит ни одного мыслительного процесса, ни одной человеческой деятельности. Довольно часто преобладает эмоциональная составляющая [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бережковская, Е. Л. Культурно-историческая психология развития : учебник для вузов / Е. Л. Бережковская. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 616 с.
2. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А. К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2016. - 526 c.
3. Ведяев, Ф. П. Мозг, эмоции, здоровье / Ф. П. Ведяев. - М.: Знание, 2018. - 749 c.
4. Вишневский, Я. Л. Молекулы эмоций / Я. Л. Вишневский. - М.: АСТ, 2021. - 111 c.
5. Гаджиева, У. Б. К вопросу целенаправленного воспитания эмоций посредством эмоциональной отзывчивости / У. Б. Гаджиева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/158/ (дата обращения: 12.05.2021).
6. Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: Учебное пособие / В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2016. - 224 c.
7. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: Учебное пособие / О. Б. Дарвиш; Под ред. В.Е. Клочко. - М.: КДУ, Владос-Пр., 2016. - 264 c.
8. Досаева, Р. Н. Современные подходы к проблеме коррекции эмоциональных состояний дошкольников / Р. Н. Досаева. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 108-114. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2483/ (дата обращения: 12.05.2021).
9. Жавнерко, А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. П. Жавнерко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 685-687. — URL: https://moluch.ru/archive/108/26216/ (дата обращения: 12.05.2021).
10. Защиринская, О. В. Эмоциональный компонент невербальной коммуникации. Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г. Леонтьева (г. Новосибирск, 25 - 28 декабря 2014 г.). Под редакцией О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: НГПУ, 2015: С. 156 - 164.
11. Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 433-437. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35231/ (дата обращения: 11.05.2021).
12. Клапаред, Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика / Э. Клапаред ; под редакцией Д. Т. Кацарова. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 158 с.
13. Ковалец, И. В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И. В. Ковалец. - Москва: ИЛ, 2019. - 136 c.
14. Мандель, Б. Р. Возрастная психология: Учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 c.
15. Мартынюк, О. Б. Психология семьи : учебное пособие для вузов / О. Б. Мартынюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 380 с.
16. Николаева, М. Е. Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии? / М. Е. Николаева. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11065/ (дата обращения: 11.05.2021).
17. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 524 с.
18. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л. Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2017. - 460 c.
19. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум / Д. М. Рамендик. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
20. Сосновский, Б. А. Психология руководителя: потребностно-смысловые аспекты : учебник для вузов / Б. А. Сосновский, Е. А. Лебедева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021.
21. Социальная психология : учебник для вузов / В. В. Козлов, С. А. Трифонова, Т. М. Панкратова, Л. А. Николаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 501 с.
22. Топчиева, О. Д. Значение эмоциональных состояний субъекта в его поведении / О. Д. Топчиева. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10384/ (дата обращения: 12.05.2021).
23. Хилько, М. Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 201 с.
24. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 2017. - 156 c.
25. Шаталова, О. В. Стратегии восприятия эмоций и концепта памяти / О. В. Шаталова, Д. С. Шаталова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы филологических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/176/8523/ (дата обращения: 11.05.2021).
26. Шаховский, В. И. Лингвистическая теория эмоций / В. И. Шаховский. - М.: Гнозис, 2021. - 416 c.
27. Шевелев, И. Афоризмы. Мысли. Эмоции / И. Шевелев. - М.: Владос, 2021. - 384 c.