Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Предметом судебно-психологической экспертизы (СПЭ) являются любые психологические особенности психически здоровых людей. Например, предметом судебно-психологической экспертизы является не установление достоверности показаний, что относиться к компетенции следователя, суда, а особенности протекания у лица (свидетеля, потерпевшего и др.) психических процессов объективно воспринимать, сохранять в памяти и воспроизводить сведения, входящих в предмет доказывания.
Часто в судебной практике встречаются лица с нарушениями памяти. Нарушения памяти являются одними из наиболее распространённых расстройств, значительно ухудшающих качество жизни человека. Выделяют два основных их вида – количественные нарушения, которые проявляются в выпадении, ослаблении или усилении следов памяти, и нарушения качественные (парамнезия), выражающиеся в появлении ложных воспоминаний, в смешении реальности, прошлого, настоящего и воображаемого.
Цель исследования – изучить и проанализировать виды расстройств памяти, их юридическое значение.
Задачи исследования:
1) изучить понятие и виды памяти;
2) рассмотреть процесс запоминания;
3) проанализировать виды расстройств памяти, их юридическое значение.
Предмет исследования – память и виды ее расстройств. Объект – юридическое значение данных расстройств.
Работа по структуре состоит из введения. Двух глав основного текста, заключения и спсика литературы.
1.ПАМЯТЬ
1.1 Определение памяти
Память – одно из важнейших понятий в жизни человека, которое означает сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта. История изучения памяти в психологии огромна и прежде всего, связана с общей историей психологии. Одной из первых теорий памяти является ассоцианистическая теория, центральное понятие которой – «ассоциация» (связь, соединение).
Ассоциация в этой теории выступает как объяснительный принцип всех психических образований, а память при этом рассматривалась не как активный процесс деятельности человека с предметами или их образами, а как продукт ассоциаций, сложившейся механически. Согласно теории выделялось три типа ассоциаций – по смежности, по сходству и по контрасту, а их содержание в дальнейшем существенно переосмыслялось и углублялось. С точки зрения другого направления, бихевиоризма, память является не более чем приобретением различных двигательных и речевых навыков.
В дальнейшем с появлением и развитием гештальт-психологии стал больше изучаться собственно процесс запоминания, для которого необходимо дополнительное исходное условие – намерение субъекта. Впоследствии крупные изменения в трактовке этого понятия возникли при осознании социальной природы человеческой памяти (то есть ее процессы начали восприниматься как социальная форма поведения человека).
У памяти множество подвидов и классификаций, которые зависят от контекста и рассматриваемой области деятельности человека. Это многообразие объясняется тем, что память является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, в ходе которой мы запоминаем, сохраняем, воспроизводим и забываем.
1.2 Виды памяти
Когда мы говорим о памяти, то подразумеваем возможность мозга запоминать самую различную информацию. В то же время никто не задумывается о том, что нет единой и неделимой памяти. В действительности она состоит из трёх составляющих. Это, так называемые, виды памяти человека. Подразделяются они на сенсорную, кратковременную или оперативную и долговременную память.
Каждая из них имеет определяющее значение на определённом этапе запоминания. Только гармоничная работа всех «маленьких памятей» и даёт возможность каждому из нас приобретать новые знания, усваивать самый разнообразный материал и помнить события давно минувших дней.
В деятельности человека, управляющего людьми или техникой, в той или иной мере проявляются все основные виды памяти.
Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:
По характеру психической активности в деятельности память делят на:
— двигательную
— эмоциональную
— образную
— словесно-логическую
По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяется:
— мгновенная (сенсорная)
— кратковременная
— долговременная
— оперативная
По характеру целей деятельности делят на:
— произвольную
— непроизвольную
Двигательная память — лежит в основе запоминания и воспроизведения движений (езда на велосипеде, плавание, игра в баскетбол, игра в теннис и др.). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых двигательных актов. Двигательная память появляется у ребенка уже в первые месяцы жизни.
Эмоциональная память – это память на чувства и эмоции, которые когда-то пережил человек (память страха, обиды, стыда…). Начинает проявляться у ребенка после 6 месяцев жизни.
Образная память – память на образы, представления, звуки, запахи, вкусы. Многие исследователи разделяют образную память на :
— зрительную (образ родного человека, родной дом),
— слуховую (любимая песня, голос матери),
— осязательную (мягкость шерсти любимого животного, поцелуй любимого),
— обонятельную (запах любимых духов, аромат любимых цветов),
— вкусовую (вкус любимого напитка, вкус любимых конфет, кислота лимона).
Образная память начинает проявляться у детей в 1,5-2 года (в то же время, что и представления).
Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.
Словесно-логическая память проявляется в 2-х случаях:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Учебная литература
1. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Учебник. - М.: РИОР, 2007.
2. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. (ред.) Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы (к 105-летию С.Я. Рубинштейн). Научное издание. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием 29-30 ноября 2016 г. — M.: OOO «Сам Полиграфист», 2016. — 391 с.
3. Никифоров Г.С. (ред.). Психология здоровья. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
4. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2010. — 592 с.
Научные статьи и диссертации
5. Ведерникова Л.В. (отв. ред.) Студенты вузов - школе и производству: Международный сборник студенческих научных статей. Ишим: Изд-во Ишимского государственного педагогического института (ИГПИ) им. П.П. Ершова, 2013. — 322 с.
6. Голенков А.В. (ред.) Материалы IV съезда психиатров, наркологов, психотерапевтов, медицинских психологов Чувашии. Научное издание. - Чебоксары: 2010. - 376 с.
7. Попков В.М. (ред.) Актуальные проблемы психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии 2015. Сборник научных трудов. Издательство Саратовского медицинского университета. 2015. Выпуск 13 – 310 с.
Интернет источники
8. Основные виды памяти. - http://psihogrammatika.ru/?p=256
9. Память. - http://www.psychologies.ru/glossary/15/pamyat/
10. Процессы памяти. - http://www.psychologos.ru/articles/view/processy-pamyati
11. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. - http://российское-право.рф/article.php?id=25
12. Судебно-психиатрическая экспертиза при черепно-мозговой травме. - http://medbe.ru/materials/cherepno-mozgovye-narusheniya/sudebno-psikhiatricheskaya-ekspertiza-pri-cherepno-mozgovoy-travme
13. Тиганов А.С. (под. ред.) ‹‹Общая психиатрия››. - http://www.psychiatry.ru/lib/53/book/28/chapter/114