Фрагмент для ознакомления
2
Возрастные кризисные нарушения, разлад функций могут иметь непродолжительный характер, иногда становясь почти незаметными для самого человека и его близких, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, они могут быть достаточно затяжными, длительными. Особенности протекания возрастных кризисов во многом зависят от индивидуальных особенностей человека. Начало кризиса знаменуется конфликтом между желаемым и доступным, т.е. рассогласованием рефлексивных моделей (представления человека о собственной личности, о других людях, об окружающем мире, направленность личности и пр.) и готовности человека выполнить прогнозируемую жизненную траекторию. Возрастной кризис может проявить себя стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. При обострении внутриличностных противоречий внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис. Человек делается все более реактивным, неустойчивым, неадекватно отвечает на слабые раздражители (интенсивными реакциями). Это влечет за собой существенные изменения в поведении, трудновоспитуемость. [3]
Каждый кризисный период делится на фазы. Структура возрастного кризиса представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структура возрастного кризиса
1.4. Зрелый возраст и регрессия психического развития
Западные психологи считают зрелость пиком возможностей, а также периодом, когда развитие уже завершено. Отечественные же ученые утверждают, что развитие личности беспредельно, и даже в зрелом возрасте происходит формирование новых психических образований. Однако, индивидуальное развитие может завершиться на любом из промежуточных этапов, переходя в регрессию. Даже у зрелой личности возможны отклонения с разрушением психических качеств. Появление в психическом облике черт ювенилизма, детскости считается характерным для шизофрении. Регресс может быть очень глубоким, настолько, что больные становятся крайне неряшливыми, неопрятными, запущенными – симптом Диогена. Некоторые пациенты собираются всякий хлам, превращая свою квартиру в помойку – симптом Плюшкина. В психологическом плане регрессия – способ защиты личности от непосильных для нее внешних требований. Пациент не справляется с трудностями жизни из-за недостатка психической энергии, необходимой для сложно организованного поведения. [8] Обнаружение патологии психики в зрелом возрасте является ключевым фактором предотвращения правонарушений.
Глава 2. Эмпирический анализ степени самореализации представителей разных профессий
2.1. Самореализация работников сферы услуг
В 2006 – 2009 годах было проведено исследование психологических условий самореализации личности на примере представителей профессии продавца. К участию в нем были привлечены работники торговых организаций (книготорговая сеть и магазины, специализирующиеся на товарах для ремонта) г. Новокузнецка в возрасте от 19 до 47 лет. Общее количество участников: 71 человек. В исследовании применены следующие методики: самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз); методика для оценки уровня социально-психологической адаптации продавца (опросник Р.У. Исмагилова (1981), адаптированный для профессии продавца Е.В. Дворцовой (2004)); 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела (форма С); методика профессиональной направленности продавца Е.В. Дворцовой («на товар», «на клиента», «на себя», «на продажу»); карта наблюдения для оценки профессиональной успешности продавца. Математическая обработка результатов (корреляционный анализ и вычисление T-критерия Стьюдента) позволила выявить ряд закономерностей. В частности, обнаружено, что удовлетворенность трудом отчасти может выступать психологическим условием самореализации личности продавца: имеют место значимые взаимосвязи между отдельными компонентами самореализации и показателями удовлетворенности трудом работников. Общий уровень удовлетворенности трудом положительно связан с синергией (способностью работников к целостному восприятию мира и людей) (r = 0,291, р ≤ 0,05) и принятием ценностей самоактуализирующейся личности (r = 0,320, р ≤ 0,01). Во-вторых, важными психологическими условиями самореализации личности продавца являются такие коммуникативные и эмоционально-волевые качества, как: общительность (r = 0,372, р ≤ 0,01), социальная смелость (r = 0,459, р ≤ 0,01), доминантность (как стремление к независимости и самостоятельности в принятии решений) (r = 0,416, р ≤ 0,01), эмоциональная стабильность (r = 0,343, р ≤ 0,01) и низкие показатели напряженности (r = - 0,330, р ≤ 0,01) и тревожности (r = - 0,511, р ≤ 0,01). Причем при сравнении групп продавцов с более высоким и менее высоким уровнями самореализации личности T-критерий Стьюдента выявил достоверные отличия по параметрам: общительность (t = 3,955, р ≤ 0,05), доминантность (t = 3,833, р ≤ 0,05), экспрессивность (t = 2,729, р ≤ 0,05), социальная смелость (t = 3,628, р ≤ 0,05), эмоциональная стабильность (t = 2,016, р ≤ 0,05), тревожность (t = - 2,915, р ≤ 0,05), напряженность (t = - 1,992, р ≤ 0,05). В-третьих, к психологическим условиям самореализации личности продавца можно отнести профессиональную направлен- ность на клиента (r = 0,357, р ≤ 0,01). Наконец, выявлена положительная связь профессиональной успешности продавцов с самореализацией (r = 0,252, р ≤ 0,05). Вероятно, достигая высокого уровня профессиональной успешности, работники получают возможность актуализировать собственный потенциал как в деятельности, так и за ее пределами. Установленные условия, однако, могут быть дополнены перечнем более объективных (непсихологических) характеристик. [4]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Т.Г. Взаимосвязь смысловой сферы и самореализации личности в зрелом возрасте. Статья из Альманаха современной науки и образования – Тамбов, Изд-во: Грамота, 2015, с. 10-24
2. Еремина С.В. Сравнительная характеристика психологических особенностей работающих и неработающих женщин 55-60 лет – Орёл, materials of the V international scientific conference on May 5-6, 2014. - Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2014. – С.72-78.
3. Марцинковская Т.Д. Психология развития/под ред. Марцинковской Т.Д. – М: Академия, 2007 – 528 с.
4. Морозова И.С. Киенко Е.В. Структурные компоненты самореализации личности (статья из журнала) – Кемерово, Изд-во: Вектор науки ТГУ, 2011, с. 207-208
5. Неруш Т.Г. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для студентов по направлению подготовки «Психология». – Саратов, Изд-во Саратовского государственного социально-экономического университета, 2013. – 196 с.
6. Панкратова М.Л. Удовлетворенность российских женщин с детьми и без детей работой и жизнью. Статья из журнала «Экономическая социология» Т.14, №2, март 2013, с. 88-107
7. Петунова С.А. Влияние статуса безработного на психоэмоциональное благополучие личности – Чебоксары, Изд-во Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова – 216 с.
8. Потапова В.В., Федоренко М.В. Психология развития: норма и патология. – учебно-методическое пособие для студентов, изучающих психологию развития, возрастную психологию, специальную психологию, родителей из приемных семей. – Казань: К(П)ФУ, 2014 – 138 с.
9. Воюшина Е.А. Психология зрелости. Теория. [Электронный источник], URL: https://www.b17.ru/blog/239536/, дата обращения: 14.05.2021
10. Петунова С.А. Особенности мотивационной сферы безработных. [Электронный источник], URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2712, дата обращения: 15.05.2021