Фрагмент для ознакомления
2
Одна из основных функций права — упорядочить общественные отношения, регулировать поведение людей. Но принятые правовые нормы и нормативно-правовые акты не смогут регулировать общественные отношения, если они не будут реализованы, то есть применены. Чтобы лучше изучить процесс правоприменения, необходимо определить понятие «правоприменение». Существует несколько подходов к определению концепции этого термина.
В советской дореформенной литературе правоприменительная практика определяется как «предметная материальная деятельность людей» .
Л.А. Морозова толкует данное определение так: «правоприменение» определяется как особая деятельность, осуществляемая в установленных законом формах правовая деятельность компетентных государственных органов местного самоуправления по созданию новых правовых фактов, наделению субъективными правами и возложению на конкретных субъектов юридических обязанностей, развитию определенных отношений путем осуществления полномочий . Иногда правоприменение определяется в литературе как форма права, которая является доминирующей деятельностью субъектов, уполномоченных законом оказывать административное влияние на общественные отношения путем публикации отдельных нормативных актов и правовых актов.
А.Т. Боннер в своих работах ссылается на правоприменение как на сумму конкретного жизненных случаев по общей формуле правовой нормы. В трудах Г.Ф. Шершеневича процесс применения норм права имеет следующую характеристику: это силлогизм, в котором большая предпосылка — правовая норма, а небольшая предпосылка — дело, конкретное правовое отношение.
На этапе современного развития российской правовой системы, по усложнению правоотношений эта формулировка не в полной мере отражает весь спектр правоприменительной деятельности. Чаще всего источником урегулирования общественных отношений являются решения судов по конкретному вопросу (судебный прецедент). По мнению ряда авторов, судебные решения в настоящее время играют в Российской Федерации важную роль в качестве дополнительного источника права. Когда судебный прецедент применяется для разрешения спора, процесс применения не является выводом от общего к частному, а выводом по аналогии. Согласно определению М.М. Розенталя, умозаключение по аналогии — это умозаключение, основанное на установлении сходства в некоторых частях, качествах и отношениях между неидентичными объектами.
В правовой доктрине применение норм права понимается как доминирующая индивидуальная правовая деятельность, направленная на решение юридических вопросов.
По мнению В.В. Лазарева, правоприменение — это особая форма реализации права, сочетающая в себе особенности других форм и проявляющаяся в деятельности компетентных органов, которая направлена на содействие применению норм, направленных на других субъектов . Применение правовых норм отличается от других форм реализации права по своей цели, характеру осуществляемой деятельности и способу ее осуществления.
Анализ содержания, цели, круга субъектов, сути такого многостороннего явления, как правоприменение, показывает, что авторы по-разному понимают и раскрывают эти категории. Отечественные авторы начали изучать проблемы правоохранительных органов в начале XX столетия и продолжаются до сих пор.
Через реализацию права реализуются предписания правовых норм. Правоприменение является особой формой реализации права и характеризуется следующими признаками:
1. Правоприменение как деятельность государственной власти. В процессе применения правовых норм компетентные органы и лица принимают индивидуальные управленческие решения и управляют персональными лицами. Необходимость управления в обществе является естественным следствием объективной необходимости организации и координации совместных мероприятий. Этот признак применения норм права как характера государственной власти выделяют С.С. Алексеев, Ю.С. Решетов, И.Я. Дурягин, М.Н. Марченко, В.Н. Хропанюк и ряд других юристов . По их мнению, осуществление норм права применяется только компетентными государственными органами и должностными лицами. Граждане не применяют это право. Однако некоторые авторы определяют роль граждан в осуществлении права как инициаторов этого процесса. Об этом говорит Ю.С. Решетов: «Во многих случаях правоприменению предшествует воля граждан». Его мнение поддерживает О.А. Чаусская, утверждая, что применение норм гражданского права есть инициатива участника правоотношения, права которого нарушены.
2. Сопровождается индивидуальным произнесением акта, которые принимается правоприменителем и являются обязательными. Акт правоохранительных органов исходит от субъекта правоохранительных органов и предназначен для конкретного человека.
3. Это всегда происходит в рамках конкретных правоотношений, но правовая позиция сторон этих правоотношений различна. Активная роль принадлежит субъекту с полномочиями, которые он осуществляет в интересах другой стороны.
4. Применение закона всегда носит подзаконный характер, поскольку он осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.
5. Осуществляется в определенной процедурной форме, установленной законом. Применение правовых норм компетентным органом не происходит одновременно. Применяя норму права, доминирующий субъект должен выполнять, помимо самих юридических операций, ряд сложных мыслительных, логических, психологических, организационных, технических и иных операций. Эти операции имеют целью уточнить все детали физическую часть раскрытое дело, найти норму, которая будет применяться, понять, иногда на устранение пробелов в правовом регулировании, оформить разрешение в виде акта применения закона, сообщить результат разрешения дела заинтересованным лицам и, потенциально, контроль за исполнением акта. Только объем этой деятельности предполагает, что процесс должен быть разделен на несколько этапов, а значит, этап правоохранительной деятельности предопределен ее сложностью.
1.2. Виды (формы) правоприменительной деятельности
Результатом управленческой нормотворческой деятельности являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в сфере управления.
Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную власть, состоит в действиях субъектов управления по подчинению конкретного деяния правового значения соответствующей норме права с целью принятия индивидуального акта, то есть постановления на основе норм права конкретных административных дел или вопросов.
Применение закона включает в себя: установление фактических обстоятельств дела, выбор, поиск правовой нормы, соответствующей который должен быть применен к ситуации (проверка подлинности правовой нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве), понимание смысла и содержания нормы, его толкования, принятия решения (индивидуального акта) и исполнения акта.
В соответствии с содержанием и свойствами правовых норм, правоохранительные органы делятся на две формы: нормативные и правоохранительные.
Регулятивная форма правоприменение закона используется для решения вопросов управления в конкретных индивидуальных и организационных вопросов, экономических, социально-культурных, обороны, внутренней и внешней политики, в целях осуществления прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций в сфере исполнительной власти .
Правоохранительная форма правоприменения направлена на защиту управленческих отношений, установленных правовыми нормами, с целью обеспечения их целостности. Посредством этой формы деятельности разрешаются правовые споры, возникающие в сфере управления; защиту субъективных прав граждан, государственных органов и других субъектов в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, которые не выполняют обязательств, административные и законодательные и другие правовые обязательства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азми, Д. М. Система права и ее строение: методологические подходы и решения / Д.М. Азми. - Москва : Юстицинформ, 2014. - 392 с.
2. Алексеев С. С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 320 с.
3. Антонов М.В. Толкование и применение права как творческий процесс // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 4. С. 74-86.
4. Архипкин И.В. Правоприменение и толкование права : учебн. пособие : в 2 ч., Ч.1 / И. В. Архипкин, Д. С. Кузнецов. – Иркутск : ИГУ, 2014. – 115 с.
5. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. № 1. С. 25-34.
6. Баландина Н.В. Правоотношения как особый вид общественных отношений // European Social Science Journal. 2011. № 8. С. 471-479.
7. Баранов В. М. Система права, система законодательства и правовая система: учеб. пособие / В. М. Баранов, С. В. Поленина. – 2-е изд.,
доп. – Н. Новгород : Изд-во Нижегород. юрид. ин-т МВД РФ, 2000. – 63 с.
8. Баранов В. М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов / В. М. Баранов. – Н. Новгород : Изд-во НЮИ МВД РФ, 1998. – 442 с.
9. Бастрыкина О.А. Система права: понятие и соотношение с правовой системой // Юридическая мысль. Научно-практический журнал. 2006. № 7 С.48-52.
10. Белякович Е.В. Понятие и пределы правового регулирования // Сибирский юридический вестник. 2006. № 4. С. 3-9.
11. Бутакова Н.А. К вопросу о понятии правоотношений: формирование и развитие взглядов на понятие правоотношение в теории права // Право и общество. Сборник научных трудов. – Архангельск : Изд-во Арханг. гос. техн. ун-та, 2004. – С. 36-41.
12. Вишневский А.Ф., Кучинский В.А. О соотношении теорий правопонимания и происхождения права // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2015. № 1 (29). С. 192-199.
13. Вопленко Н.Н. Способы правоприменения: понятие и основные черты // Вестник Волгоградского государственного университета. Научно-теоретический журнал. 2008. № 10. С.28-36
14. Галузо В.Н. Юридическая наука и правоприменение в Российской Федерации (проблема соотношения) // Право и государство: теория и практика. 2011. № 5. С.116-123.
15. Головастова Ю.А., Видова Т.А. Современное понимание категории "объект правоотношения" в теории права // Евразийский юридический журнал. 2019. № 7. С. 125-126.
16. Ковалева В.В. Теория правоприменительной деятельности: учебн. пособие. – Краснодар, Изд. дом Юг, 2018. – 66 с.
17. Корнев А.В. Толкование права в контексте различных типов правопонимания // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 29-43.
18. Костенко М.А., Орлова Е.С. Правоприменительная деятельность: понятие, признаки и стадии осуществления // Таврический научный обозреватель. 2015. № 4-2. С. 97-101.
19. Костюков А.Н. О правоприменении в современной России // Правоприменение. 2017. №1. С.159-172.
20. Кузьмин И.А. Правоприменение и толкование права : в 2 ч., Ч. 2: Толкование права : учеб. пособие. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. – 103 с.
21. Кузьмин И.А. Юридическая ответственность в динамике правового регулирования // Мониторинг правоприменения. 2019. № 2. С. 11-15.
22. Курбатов А.Я. Система права и проблемы правоприменительной деятельности // Закон. 2003. № 10. С. 108-115.
23. Правоприменение, юридическая ответственность и законотворчество: теория, методология, практика / В. В. Уваров [и др.]. – Новосибирск : Сибирская ассоц. консультантов, 2012. – 177 с.
24. Правоприменение: теория и практика / Н.Т. Вишневская [и др.]; отв. ред. Ю. А. Тихомирова. – М.: Формула права, 2008. – 431 с.
25. Правоприменение: теория и практика / С.В. Кабышев [и др.]. – М. : Формула права, 2008. – 432 с.
26. Редько А.А. Правоприменение в контексте правозащитной политики // Общество и право. 2010. № 1. С.78-81
Список электронных ресурсов
1. Научная электронная библиотека eLibrary.ru // Режим доступа:
https://elibrary.ru
2. Юридическая научная библиотека издательства «СПАРК» //
Режим доступа: http://lawlibrary.ru
3. Электронно-библиотечная система IPR Books // Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
4. «Гарант» – информационно-правовой портал // Режим доступа: https://www.garant.ru