Фрагмент для ознакомления
2
Добровольное признание какого-то права, существующего вне закона, которому должен подчиняться закон, поставило ряд по сей день не разрешенных российскими правоведами вопросов о том, где может находиться действительное право, по каким критериям можно отличать право от произвола, каким должен быть механизм, обеспечивающий верховенство права над законом. Получается, чтобы обеспечить реализацию этого принципа, нужно коренным образом изменить позитивистскую доктрину и даже разрушить ее до основания.
Итак, одним из условий формирования демократического правового режима является обеспечение верховенства Конституции Российской Федерации, так как все негативные явления в правовой системе государства начинаются с нарушения конституционных норм федеральными законами. Постоянное наличие коллизий между Конституцией РФ и федеральными законами подтверждает Конституционный Суд РФ, в который ежегодно поступает от 18 до 20 тыс. обращений, примерно 99% из них жалобы граждан и объединений на нарушение конституционных прав федеральными законами. Анализ статистики показывает, что ежегодно примерно в 60% постановлений федерального органа конституционного контроля правовые нормы признаются неконституционными.
Правовая категория «законность» детально исследовалась как принцип организации и функционирования общества и государства, как метод государственного руководства обществом, как режим общественно-политической жизни. Необходимо ставить вопрос о формировании режима конституционности, а уже в его рамках - режима законности. Так как главная проблема современной России - противоречие федеральных законов Конституции РФ, надо менять существующие подходы к разработке, принятию и экспертизе федеральных законов, чтобы обеспечить верховенство Основного Закона.
2. Современные характеристики правового государства
2.1. Основные функции и принципы государства
Правовые функции государства образуют систему, которая характеризуется определенной структурой, включающей два основных уровня. Первый уровень представлен тремя системообразующими функциями, содержание которых полностью исчерпывает все иные правовые измерения деятельности государства. Второй уровень представлен конкретизирующими, производными правовыми функциями государства.
Для системы правовых функций государства системообразующими являются правоустанавливающая, правовоспроизводящая и правообеспечительная функции. Производными правовыми функциями государства выступают правозащитная, правоохранительная, правосудная, законотворческая, регламентирующая функции, а также функция самоограничения. Все эти функции образуют некую связь, и эта связь, в принципе, может быть раскрыта через три системообразующие функции. Все остальные правовые функции государства могут быть представлены как формы реализации трех системообразующих функций.
Рассмотрим системообразующие функции более подробно.
Правоустанавливающая функция предполагает действия государства, связанные с официальным признанием тех или иных нормативных установлений, принципов и индивидуальных прав как общеобязательных. Однако не следует понимать эту функцию просто как создание некой совокупности произвольных правил. Через установление правовых норм государство должно ориентироваться на степень их легитимности. В противном случае, если государство будет узаконивать произвол, можно говорить о создании неправовых законов и о дисфункции государства.
Правовоспроизводящая функция предполагает действия государственного аппарата по воспроизводству признанных в качестве правовых норм принципов и индивидуальных прав. Она также допускает возможность изменения нормативных установлений, их корректировку, разрешение существующих коллизий. Для государства важно не просто установить систему правовых норм, но и организовать воспроизводство каждой такой нормы во множестве различных случаев, сообразуясь со смыслом и целью установленной правовой нормы.
Правообеспечительная функция также представляется важной для государства. Обеспечить правом означает придать деятельности государства некие правовые формы и использовать правовые механизмы. Правообеспечение есть способность решить с помощью права стоящие перед государством задачи. Так, задача суда, если она решается через право, выражается в правосудной функции, а задача защиты, обеспечиваемая правом, превращается в правозащиту. Вышеназванные функции реализуются через формы, которые выступают в качестве системы производных правовых функций. Рассмотрим эти формы подробнее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Российская газета, N 67, 05.04.1995.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
6. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.
7. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.
8. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р) // СЗ РФ. 2013. N 46. Ст. 5954.
9. Аничкин Е.С. Модернизация конституционно-правового статуса личности в условиях формирования цифрового пространства // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 12. С. 19.
10. Арановский К.В., Князев С.Д., Хохлов Е.Б. О правах человека и социальных правах // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 4. С. 62.
11. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. М.: Тесей, 2011. С. 98.
12. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. N 4. С. 18.
13. Воржецов А.Г., Ханнанова И.Ю. Взаимодействие институтов гражданского общества и государства в современной России. Казань: Изд-во Казан. гос. технолог. ун-та, 2008. С. 58.
14. Гвоздева О.М. Гарантии конституционных социально-экономических прав граждан Российской Федерации: теория и практика // Вестник Омской юридической академии. 2017. N 3. С. 18.
15. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 146.
16. Егорова Т.И. Некоторые вопросы ограничения правового статуса личности в современном обществе // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 9. С. 20.
17. Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2011. С. 415.
18. Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7.
19. Карцхия А.А. Цифровой императив: новые технологии создают новую реальность // ИС. Авторское право и смежные права. 2017. N 8. С. 24.
20. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография / С.И. Кобзева. Москва: Проспект, 2013. С. 46.
21. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 196.
22. Конституционно-правовая политика современной России: идеи, приоритеты, ценности, направления: монография / под ред. П.П. Баранова, А.И. Овчинникова. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2019. С. 102.
23. Жувенель Б. де. Власть: естественная история ее возрастания. М., 2011. С. 413 – 419.
24. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011. С. 310.
25. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2014. С. 162.
26. Москалева О. Опасности, которые таит цифровизация // Жилищное право. 2017. N 10. С. 70.
27. Невинский В.В. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории) // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 12. С. 56.
28. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР, Инфра-М, 2017. С. 28.
29. Нарыкова С.П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. N 6. С. 94.
30. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. М.: Юнити-Дана, 2013. С. 172.
31. Проблему суда и правосудия в обществе достаточно интересно рассматривают французские авторы: Гарапон А. Хранитель обещаний: суд и демократия. М., 2004.
32. Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В. Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования // Медицинское право. 2019. N 5. С. 27.
33. Телегина Т.Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. Москва: ТК Велби, Проспект, 2015. С. 34.
34. Титова Е.В. К вопросу о конституционно-правовой концепции взаимодействия государства и человека // Lex russica. 2018. N 11. С. 69 - 82.
35. Цечоев В.К., Швандерова А.Р. Теория государства и права: учебник. М.: Прометей, 2017. С. 78.