Фрагмент для ознакомления
2
1. Шкала общей интернальности. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о высоком уровне субъективного контроля над большинством значимых ситуаций. Он характеризует людей, рассматривающих происходящие с ними события как результат собственных действий и, соответственно, чувствующих свою ответственность за них. Люди с низкими баллами по этой шкале считают, что большинство из происходящего с ними не зависит от их воли и является результатом действия случая или других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над ситуациями и событиями, вызывающими положительные эмоции. Люди с высокими показателями по этой шкале считают, что всего хорошего, что есть у них в жизни, они добились сами, и полагают, что смогут многого добиться и в дальнейшем. Люди с низкими показателями по этой шкале рассматривают свои успехи как следствие везения или результат помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач. Высокие показатели по этой шкале свидетельствуют о развитом чувстве субъективного контроля в эмоционально неприятных ситуациях, что может быть выражено в склонности обвинять себя в различных неприятностях и страданиях. Низкие показатели характеризуют людей, склонных видеть в подобных ситуациях следствие невезения или результат действий других людей.
4. Шкала интернальности в области семейных отношений. Высокие показатели по этой шкале говорят о том, что человек берет на себя ответственность за происходящее в его семейной жизни. Низкие показатели — о том, что человек видит в партнере причину значимых событий, происходящих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек берет на себя ответственность за свою деятельность, продвижение по службе, понимает свое влияние на отношения, складывающиеся в коллективе. Низкие показатели указывают на склонность человека рассматривать степень эффективности своей деятельности, продвижение по службе, отношения в коллективе как результат влияния других людей или следствие везения.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений. Высокие показатели по шкале говорят о том, что человек убежден в своей способности контролировать свои формальные и неформальные отношения, вызывать симпатию и уважение у других людей. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек не участвует активно в формировании своего круга окружения, склонен приписывать свои межличностные отношения действиям других людей.
7. Шкала интернальности в области здоровья и болезни. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек берет на себя ответственность за состояние своего здоровья; если он болеет, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление тоже во многом зависит от его действий. Низкие показатели по этой шкале характерны для людей, рассматривающих свое здоровье или болезнь как случайность и возлагающие ответственность за свое выздоровление на врачей.
Тест-опросник МУН
Применяется для измерения мотивации успеха (МУ) и мотивации боязни неудач (БН). Тест-опросник МУН разработан А.А. Реаном.
Испытуемым предлагается 20 вопросов, на которые необходимо ответить «да» или «нет». Если появляются затруднения с ответом, то необходимо знать, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет», он объединяет и явное «нет», и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует в достаточно быстром темпе, не обдумывая подолгу ответ. Тот ответ, который первый приходит в голову, как правило, является наиболее точным.
Ключ к опроснику
«Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20
«Нет»: 4, 5,7,9, 13, 15, 17
Обработка и критерии
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. Если количество набранных баллов 1—7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.
Если количество набранных баллов 14—20, то диагностируется мотивация успеха.
Если количество набранных баллов 8—13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При количестве баллов 8—9 есть определенное тяготение к мотивации боязни неудачи, при 12—13 — к мотивации успеха.
Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А. А. Реана)
Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да». Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как правило, является и наиболее точным
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
Ответ «Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19, 20.
Ответ «Нет»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.
Обработка результатов и критерии оценки
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александровский Ю.А. Посттравматическое стрессовое расстройство и общие вопросы развития психогенных заболеваний / Ю.А.Александровский // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №1. – С. 4-12.
2. Волошин П.В. Посттравматические стрессовые расстройства: проблемы лечения и профилактики / П.В. Волошин, Л.Ф. Шестопалова, В.С. Подкорытов // Международный медицинский журнал. – 2004. – Т. 10, № 1. – С. 34–37.
3. Кекелидзе З.И., Портнова А.А. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков / З.И.Кекелидзе, А.А.Портнова // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2002. – Т.102. – №12. – С.56-62. 3
4. Краснов В. Н., Юркий М. М., Войцех В. Ф. и др. Психические расстройства у участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС / В.Н.Краснов, М.М.Юркий, В.Ф.Войцех // Социальная и клиническая психиатрия. – 1993. – №1. – С. 5-10.
5. Караяни А. Г. Психологическая реабилитация участников боевых действий [Электронный ресурс] / А. Г. Караяни. – Режим доступу до статьи: http://armyrus.ru/index.php?Itemid=2158&id=744&option=com_content&task=v iew
6. Коханов В.П. Психиатрия катастроф и чрезвычайных ситуаций / В.П. Коханов, В.Н. Краснов. – М. : Практическая медицина, 2008 – 448 с.
7. Лазебная О.Е., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий / О.Е.Лазебная, М.Е.Зеленова // Психологический журнал. – 1999. – Т.20. – №5. – С. 63.
8. Лакосина Я.Д., Сергеев И.И., Воскресенский Б.А. и др. Клиническая характеристика психических нарущений у населения, проживающего в зоне радиационного заражения / Я.Д.Лакосина, И.И.Сергеев, Б.А.Воскресенский // Журн. невропатол. и психиатр. – 1992. – Т. 12. – № 5. – С. 69-71.
9. Маклаков А.Г., Чермянин С.В., Шустов Е.Б. Проблемы прогнозирования последствий локальных военных конфликтов / А.Г.Маклаков, С.В.Чермянин, Е.Б. Шустов // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – №2. – С. 15-25.
10. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).
11. Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). – Женева : Всемирная организация здравоохранения, 1995.
12. Моляко В.А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы. / В.А.Моляко // Психол. журн. – 1992. – Т. 13. – № 1. – С. 135-147.
13. Проблемы военной психологии : Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок ; Под общ. ред. А. Е. Тараса. – Мн. : Харвест, 2003. – 640 с. – (Библиотека практической психологии).
14. Смирнов Ю. Н., Пескин А.В. Состояние здоровья участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (аналитический обзор) // Чернобыльский след: медико-психологические последствия радиационного воздействия. / Ю.Н.Смирнов, А.В.Пескин. – М.: МГП “Вотум”, 1992. – С. 39-65.
15. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние проблемы. / Н.В.Тарабрина, Е.О.Лазебная // Психологический журнал. – 1992. – Т.13.- №2. – С.14-26.
16. Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О., Петрухин Е. В. и др. Посттравматические стрессовые нарушения у участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС / Н.В.Тарабрина, Е.О.Лазебная, Е.В.Петрухин // Чернобыльский след: Медикопсихологические последствия радиационного воздействия. – М., 1992. – С. 192-237.
17. Тарабрина Н. В., Лазебная Е. О., Зеленова М. Е. Психологические особенности посттравматических стрессовых состояний у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС / Н.В.Тарабрина, Е.О.Лазебная, М.Е.Зеленова // Психол. журн. – 1994. – Т. 15. – № 5. – С. 67-70.
18. Тарабрина Н. В. Психологические последствия вынужденной миграции / Н.В.Тарабрина, В.А.Агарков, М.Г.Хаскельберг // Материалы V Международной конференции “Социальнопсихологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф”. – Минск, Республика Беларусь, 1998. – С. 182.
19. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабрина. – СПб: Питер, 2001. – 272 с. 14.
20. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Тарабрина Н. В. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.
21. Шестопалова Л.Ф. Профілактика посттравматичних стресових розладів у жертв надзвичайних подій: медико-психологічні аспекти / Л.Ф. Шестопалова // Гуманітарний часопис. – 2005. – № 1. – С. 103 –108.
22. Ivan Ulriс. Ubеr PTSD und Gruppen-psyсhothеrapiе mit Mеnsсhеn, diе durсh Kriеg traumatisiеrt sind. Diе kroatisсhе Erfahrung. // Trauma und Gruppe. Arbeitshеfte Gruppenanalise. Furdеrvеrein Gruрреntherapie е.v.Muпstеr: 2000. – pp.87-109.