Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
2.1. Описание процедуры и методик исследования
Цель нашего исследования это изучение стрессоустойчивости студентов дневной и заочной форм обучения Петрозаводского государственного университета.
Мы выдвигаем предположение, что уровень стрессоустойчивости студентов дневной и заочной форм обучения существенно не различается.
Для экспериментальной проверки нашей гипотезы было проведено эмпирическое исследование среди студентов направления «Психология» Петрозаводского государственного университета в количестве 40 человек (20 очников и 20 заочников).
Цели эмпирического исследования:
1. Выбрать методики и провести их для изучения уровня стрессоустойчивости студентов очной и заочной форм обучения.
2. Обработать полученные результаты и сравнить диагностические данные студентов дневной и заочной форм обучения.
Для математической обработки полученных результатов мы применили U-критерий Манна-Уитни, какой показывает, довольно ли мала зона пересечения значений между двумя строками. Мы выбрали этот критерий, потому что в нашем исследовании мы сопоставляли две выборки студентов – очную и заочную форму обучения.
Используемые методики исследования:
1. Тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых [1].
2. Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена, Г. Виллиансона.
3. Опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса) [2].
Познакомим с выбранными методиками для исследования более детально.
Исследование стресс-теста Ю.В. Щербатых. Ю.В. Щербатых, доктор биологических наук, профессор предложил этот тест для диагностики уровня стрессоустойчивости. Он разрешает найти основные причины учебного стресса, обнаружить, как проявляется стресс, а также установить главные приёмы снятия стресса учащимися. Испытуемых попросили ответить на семь вопросов разного содержания. На первый, третий и пятый вопросы представленного теста необходимо было оценивать свои ответы по десятибалльной шкале, где один балл – минимум, десять баллов – максимум. Второй, четвёртый и шестой вопросы предполагали выбор подходящего ответа. Седьмой вопрос – это открытый вопрос, на который испытуемые дали собственные варианты ответов.
Тест самооценки стрессоустойчивости, разработанный С. Коуэном, Г. Виллиансоном. Тест устанавливает уровень стрессоустойчивости респондентов к различным факторам и событиям. Этот уровень может быть отличным, хорошим, удовлетворительным, плохим или очень плохим. Тест состоит из десяти утверждений. Респондентам необходимо ответить на все вопросы, даже если утверждение к ним вообще не относится. Приведённые оценки: никогда – 0, почти никогда – 1, иногда – 2, довольно часто – 3, очень часто – 4.
Опросник «Способы совладающего поведения» (копинг тест Лазаруса). Данный опросник разработан в 1988 году Ричардом Лазарусом. Адаптирован данный опросник Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году. Также данный опросник дополнительно был стандартизирован в НИПНИ им. Бехтерева Л.И. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой. Этот метод используется для установления механизмов выживания, другими словами, для разработки механизмов преодоления многообразных трудностей существования человека. Скажем, трудности в работе, в обучении, в общении, в личной жизни и т. д. Преодолеть трудности можно с помощью восьми стратегий или стилей поведения. Предоставим краткое описание этих стратегий.
Конфронтация. Решение проблемы за счёт не всегда целенаправленной поведенческой активности, использования определённых действий. Часто эту стратегию считают неадаптивной, но при использовании она даёт человеку способность сопротивляться трудностям, энергию и предприимчивость в разрешении сложных ситуаций, а также способность достигать личных целей.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Показанные выше методы были переданы студентам дневной и заочной форм обучения. В соответствии с инструкциями был собран эмпирический материал, который был систематизирован, обработан и проанализирован.
Для исследования уровня стрессоустойчивости студентов дневного и заочного отделений был проведён «Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коуэна, Г. Виллианссона». По результатам тестирования мы определили уровни самооценки стрессоустойчивости и баллы по каждому из них. Результаты анализа «Тест самооценки стрессоустойчивости» у студентов дневной формы обучения представлены в таблице 1.
Разобравши полученные данные, можно сделать вывод, что существует довольно широкий диапазон показателей, от низких до высоких. Данные, представленные на рисунке 1, показывают, что у студентов дневного отделения преобладает удовлетворительная оценка самооценки стрессоустойчивости. Данное говорит о том, что студенты адекватно воспринимают свою стрессоустойчивость.
Проанализировав полученные данные, мы можем говорить о том, что у студентов заочной формы обучения доминирует удовлетворительная оценка уровня самооценки стрессоустойчивости. Такая же картина наблюдается и у студентов очной формы обучения. Результаты представлены на рисунке 2.
значение (UEmp = 253,7) оказалось в зоне незначимости. Это доказывает, что существенных различий в уровнях стрессоустойчивости среди студентов дневной и заочной форм обучения не обнаружено.
Далее было проведено исследование с использованием «Теста на учебный стресс», автор которого Ю.В. Щербатых. С помощью этого теста мы изучили среди студентов такое явление, как экзаменационный стресс, его причины, признаки.
Данные, полученные в ходе исследования ажиотажа, показали, что существенных различий не было. Полученное экспериментально значение (UEmp = 257,3) оказалось в зоне незначительности. Это однозначно доказывает, что и студенты дневной формы обучения, и студенты заочной формы обучения испытывают практически одинаковое волнение перед экзаменами. Оба имеют почти одинаковую степень.
2.3. Рекомендации по повышению стрессоустойчивости у студентов Чтобы сформулировать конкретные и точные рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения по повышению уровня стрессоустойчивости, мы провели исследование с использованием анкеты «Способы совладеющего поведения».
Анкета дала нам возможность узнать, какие методы используют студенты дневной и заочной форм обучения для преодоления различных трудностей.
Полученные данные позволили вывести средние значения по каждому показателю для студентов обеих групп.
Рассмотревши значения всех параметров, мы видим, что как для студентов очной, так и для заочной формы обучения главная копингстратегия – это планирование решения проблемы. Меньше всего учащиеся обеих форм обучения используют стратегию конфронтации.
Следовательно, получив результаты опросника «Способы совладеющего поведения», мы можем говорить о том, что и студенты очной, и студенты заочной формы обучения применяют каждую копинг-стратегию.
Практические рекомендации по повышению стрессоустойчивости для студентов очной и заочной форм обучения.
1. Нужно выработать систему приоритетов и расположить их по степени важности. То есть то, что нужно сделать сегодня, завтра, сделать на этой неделе, сделать, когда будет время.
2. Надобно научиться чётко выстраивать границы и твёрдо говорить «нет», если вы не можете исполнить предложенный объем работы.
3. Надо уточнить и разобрать непонятную для вас информацию или противоречие требованиям.
4. Нужно донести информацию до учителя, если вы ощущаете, что критерии оценки для заданий вам непонятны.
5. Надо найти хотя бы один день в неделю, чтобы переключиться с учебной или профессиональной деятельности на полноценный отдых.
6. Если уровень стресса чересчур высок, нужно видоизменить значимость возникшей ситуации и обосновать, чтобы снизить её значимость. 7. Нужно позаботиться о своём эмоциональном и физическом состоянии. То есть хорошо поесть, погулять на свежем воздухе, получить больше положительных эмоций (театр, кино, выставки и т. д.). поддерживать форму (заниматься спортом, ходить в спортзал и т. д.).
Также в качестве рекомендации для более эффективного снижения уровня стресса и повышения стрессоустойчивости учащихся можно использовать следующие методы и приёмы [3].
1. Аутогенная тренировка. Это один из вариантов самовнушения. С его помощью человек оказывает значительное влияние на психические, вегетативные процессы в своём организме. В том числе и те процессы, которые не поддаются сознательному регулированию [3].
2. Различные техники релаксации. Посредством визуализации расслабление может помочь человеку достичь расслабленного состояния. Беспокойство, страх, беспокойство, возникающие в результате стресса, как правило, вызывают напряжение мышц, что, в свою очередь, усиливает негативные эмоции. Человек в стрессовой ситуации образует «мышечный корсет». Напряжённые мышцы сильнее напрягают и возбуждают мозг человека. Создаётся своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно с помощью осознанного расслабления мышц. В результате расслабление мышц приводит в равновесие напряжённое сознание [3].
3. Метод биологической обратной связи. Под этим методом понимается само регуляция вегетативных функций человека, при которой человек может непосредственно наблюдать за своими физиологическими показателями и сознательно влиять на них. Надо сказать, что сегодня популярны компьютерные приставки для игрового биоконтроля. С помощью таких приставок человек учится управлять своими физиологическими функциями, воздействуя на персонажей игры. Человек может выиграть соревнование, если научится контролировать свои физиологические функции в ситуации виртуального соревновательного стресса. Например, чем сильнее человек расслабляет мышцы во время игры, тем быстрее на экране движется машина.
Человек, проходя игровую тренировку, приобретает способность противостоять стрессу, приобретает способность по-разному реагировать на стресс, конфликт, снижает внутреннее напряжение, когда необходимо интенсивно работать.