Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения феномена детства, как особой субкультуры несомненна, однако его исследование невозможно без учета исторического опыта в разнообразии его проявлений [1]. В пореформенной России второй половины XIX в. – начала XX в. совпали значимые социальные процессы: формирование гражданского общества; вызванный реформами всплеск гражданских социокультурных инициатив и организация общественных объединений, основанных на добровольности создания и существования; формирование настоящего научного интереса к феномену детства и начало экспериментальной педагогики. Проблема зарождения и эволюции гражданского общества, роли общественных инициатив в сфере культуры и взаимодействие добровольных ассоциаций с властями разных уровней была поставлена в 80-е-90-е гг. XX в. зарубежными и российскими историками в общероссийском и региональном масштабе [2, 3, 4, 5, 6, 7]. Однако и сегодня исследовательская проблематика не теряет актуальности, скорее наоборот, приобретает большую практическую значимость Проблема потенциала и форм общественной гражданской активности, сложившаяся практика и роль социально-ориентированных гражданских объединений в условиях современной России остается дискуссионной, как на уровне региона, так и в общероссийском масштабе [8, 9, 10]. В рассматриваемый период конца XIX – начала XX интеллигенция Восточной Сибири реализовывала свой гражданский инновационный потенциал в рамках различных добровольных общественных ассоциаций. В том числе, в регионе было инициировано более 120 научных и культурно-просветительных обществ, часть из которых развивала внешкольную просветительную работу среди детей. Объектом данного исследования являются гражданские (некоммерческие) общественные инициативы в сфере культуры. Предмет исследования – инициативы в сфере внешкольного просвещения детей в губернских (областных) и уездных городах Восточной Сибири, а также их проявление в малых городах и сельских поселениях. Понятие внешкольное просвещение используется нами для того, чтобы отграничить образовательный блок – формы внешкольной работы, направленные на решение проблем безграмотности, от деятельности, ставившей во главу угла гармоничное (всестороннее) духовное и физическое развитие ребенка. Под общественной инициативой понимается инновационная деятельность добровольных общественных ассоциаций (Обществ), действовавших по утвержденным уставам и не имевших коммерческих выгод от реализации инициатив.
Глава 1. Становление внешкольного образования в России в XIX-XX вв.
1.1 Развитие сферы образования
Образование подрастающего поколения во все исторические эпохи считалось одной из самых важных социально-педагогических функций общества. Внешкольное образование, как неотъемлемая часть общеобразовательной структуры России, возникло и начало свое устойчивое развитие в 60-х годах XIX века. На современном этапе, обращение к истории образования подрастающего поколения в учреждениях внешкольного образования в России в конце XIX, начале XX вв. особенно важно, так как проводимая реформа дополнительного образования во многом базируется на идеях и опыте педагогов прошлых веков. Благодаря глубокому историко-логическому анализу педагогического опыта, развитие и совершенствования дополнительного образования сможет опираться на положительный исторический опыт.
Развитие сферы образования тесно связано с развитием общества, поэтому в конце XIX появилось понимание того, что «развитие внешкольного образования является насущной потребностью как личности, так и государства, если оно хочет дальнейшего прогресса своего экономического благосостояния» [1, с. 169].
Возникновение и дальнейшее развитие внешкольного образования, было обусловлено политическими, социальными и историческими факторами. Таких как: освобождение крестьянского народа от крепостной царской России и в связи с этим появление огромной массы неграмотного народа; недостаточное количество общеобразовательных государственных школ и недоступность имеющихся; общественно педагогическое движение конца 50-х начала 60-х гг. Обладая рядом исторических признаков внешкольное образование изменялось, в той или иной степени, в зависимости от социальной, политической или педагогической ситуации в стране.
Вторую половину XIX в можно отнести к этапу зарождения внешкольного образования в России. Причиной появления первых учреждений внешкольного образования послужило несоответствие государственной системы образования возрастающим требованиям населения: государственная система образования, носившая сословный характер, имела много ограничений для распространения грамотности и не удовлетворяла потребности населения. Как писал П.Ф. Каптерев господствующий класс и правительство намеренно поддерживали невежество народа «боясь просвещенного народа вследствие крайнего неблагоустройства всей государственной жизни, всех ее порядков» [2, с. 7]. Народ в свою очередь стремился к получению азов знаний и использовал любые возможности для получения образования.
В начале 60-х гг. XIX в. в стране стали появляться первые учреждения внешкольного образования, причем их появление было связано в том числе и с освобождением крестьянства от крепостной зависимости и активизацией частной инициативы в деле внешкольного образования.
Для появившейся огромной массы неграмотного народа стали открываться воскресные школы, избы-читальни, бесплатные библиотеки, народные дома, устраивались народные чтения. Все учреждения внешкольного образования того времени были нацелены на образование взрослого населения.
Далее последовал этап теоретического осмысления: накопленный практический опыт потребовал теоретического осмысления и в конце XIX - начале XX. появились теоретические работы, среди которых можно выделить следующие направления:
- работы, посвященные истории зарождения и развития внешкольного образования (К.Д. Ушинский, Я.В. Абрамов, В.П. Вахтеров, Д. Вольфсон);
- работы описательного характера, посвященные отдельным видам учреждений внешкольного образования: воскресные школы, бесплатные народные библиотеки, народные дома (Н.В. Чехов, В.Я. Стоюнин, Я.В. Абрамов);
- аналитические работы, посвященные значению внешкольного образования, его содержанию, формам, принципам построения (В.И. Чернолуский, Е.А. Звягинцев, Е.Н. Медынский).
Первоначально учреждения внешкольного образования служили альтернативой традиционной школе, которая была не всем доступна, но затем видоизменились в учреждения дополнительного образования, закрепившись в отечественной системе образования в качестве неотъемлемого компонента общего образования.
Внешкольное образование взрослых изначально предполагалось как компенсирующее, так как предназначалось для взрослых людей, которые не смогли по тем или иным причинам получить образование в детском возрасте. Кроме того, оно помогало удовлетворять возросшие потребности взрослого населения в культурном росте. И, поскольку, целью внешкольного образования является целостное, гармоничное развитие личности и становление духовной культуры, то задачи ставились не столько воспитательные и образовательные, сколько развивающие [3, с. 6-7; 4, с. 10]. Задачи всех учреждений по внешкольному образованию по преимуществу развивающие, важно не то, что человек пользуется внешкольными учреждениями: библиотеками, лекциями, школами для образования взрослых, «важно чтобы он расширял кругозор, развивал художественный вкус, появлялось стремление к дальнейшему развитию» [4, с. 10-11]. Имея ввиду всестороннее развитие человека, внешкольное образование не является образованием лишь для взрослых, внешкольная работа возможна и с детьми.
Идея внешкольного воспитания в конце XIX века, на наш взгляд, объединила работы педагогов-теоретиков и практиков, и помогла создать систему внешкольного образования конца XIX в., где наказание отсутствует априори, а практические занятия знакомят с реальными жизненными ситуациями и учат справляться с ними на месте
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. - 2018. - № 8. - С. 44-60.
2. Баркова Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX - начало XX века) // Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 70-75.
3. Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 287 с.
4. Беляев И. Ответ Тульским епархиальным ведомостям // День. - 1862. - № 18. - С. 5-7.
5. Богуславский М. В. Константин Петрович Победоносцев. [Электронный ресурс http://vestnik.edu.ru/pobedonoscev.html#top].
6. В память о А. С. Хомякове // Русская беседа. - 1860. - Т. 2. - С. 61-68.
7. Введенский Е. С. Деятельность Русской Православной Церкви в области начального народного образования во второй половине XIX - XX вв. (по материалам Ярославской и Костромской губерний): Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Ярославль, 2019. - 314 с. [Электронный ресурс http://diss.rsl.ru/diss/05/0215/050215042.pdf].
8. Виталий (Уткин), игум. Из истории становления начального народного образования в России в первой половине XIX века // Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Материалы VII Всероссийского Образовательного форума, посвященного памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника) с участием «Глинских чтений» / Гл. науч. ред. Т. Г. Человенко. - В 3-х т. - Т. 1. - Орел: ОРАГС, 2019. - С. 110-118.
9. Георгий (Шестун), игум. Православная школа. - М.: Воскресная школа, 2018. - 368 с.
10. Гладьева О. В. Национальный идеал в образовании России XIX века: Выпускная квалификационная работа. - Волгоград, 2019. [Электронный ресурс http://www.kropka.ru/refs/62/38034/1.html].