Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Объективной потребностью современного общества является поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса в школе. Современный школьник должен быть готов к полноценной творческой деятельности в современном информационном обществе, а это значит, он должен обладать не только определенным объемом знаний, но и владеть умениями и навыками, позволяющими осуществлять учебную деятельность в рамках коммуникативного подхода.
Данная курсовая работа посвящена изучению сущности понятия «монологическая речь», важности обучения связной монологической речи, рассмотрению средств реализации ее связности в английском языке и приемов обучения при формировании различных навыков, разработке приемов обучения монологической речи.
Актуальность работы заключается в том, что говорение является одним из наиболее трудных видов речевой деятельности, а его разновидность – монологическая речь – представляет еще большую трудность, чем диалог.
Обучение монологической речи связано с различными трудностями, которые учитель должен помочь преодолеть обучающимся. В первую очередь, трудности связаны с тем, что для монологического высказывания необходимы комплексные знания английского языка.
Для того чтобы грамотно составить монолог, обучающийся должен знать грамматические правила: уметь пользоваться правилами употребления артиклей, видо-временной системой английского языка, общими грамматическими правилами; уметь употреблять лексические средства связи предложений в тексте; уметь пользоваться повторами и эквивалентными заменами. Грамотное составление монолога также подразумевает общую эрудицию обучающихся, так как монолог подразумевает высказывание на определенную тему, отношение к ней, аргументацию собственной точки зрения. Кроме того, составление любого монологического высказывания подразумевает развитие коммуникативных способностей обучающихся. Умение составлять монолог на английском языке является универсальным учебным действием, а значит, может быть перенесено на любой известный обучающимся язык.
Овладение умением составлять монологическое высказывание представляется трудным для большинства обучающихся, даже для тех, кто успешно овладевает другими видами речевой деятельности. Также коммуникативная направленность обучения английскому языку в современной средней общеобразовательной школе подчеркивает важность овладения данным видом речевой деятельности
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной устной монологической речи.
Предмет исследования – методика формирования монологиеской речи у школьников 5-6 классов с опорой на аутентичные письменные тексты.
Цель исследования состоит в разработке упражений для внедрения аутентиных текстов в процессе обучения, направленных на развитие коммуникативных умений.
Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Изучить имеющиеся критерии и методики.
2. Систематизировать, исследовать уже существующие методики монологической речи.
3. Систематизировать особенности и трудности возникающие в процессе обучения.
4. Разработать систему упражнений для развития монологической стороны речи у учащихся 5-6 классов.
В курсовой работе применяются такие общенаучные методы исследования, как систематизация, описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия и некоторые другие.
ГЛАВА Ⅰ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1 Характеристика монологической речи
Монологическая речь является разновидностью говорения. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения. Язык представляет собой систему знаков, сложившуюся в процессе общественной деятельности. Именно в речи происходит выражение языка. Язык выступает средством коммуникации между людьми, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, то есть расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.
Монолог представляет собой ряд логически и последовательно связанных между собой предложений, которые объединены единым содержанием или предметом высказывания [14, с.71]. Другими словами, монолог позволяет описать событие, явление, предмет, выразить и развернуть определенную мысль, выразить свое отношение к определенной проблеме, аргументировать свою точку зрения по какому-либо вопросу.
Е. Н. Соловова выделяет следующие важнейшие характеристики монолога:
1. Целенаправленность или соответствие речевой задаче.
2. Непрерывный характер.
3. Логичность.
4. Смысловая законченность.
5. Самостоятельность.
6. Выразительность [31, с. 125].
Именно монолог дисциплинирует мышление. Строя свое высказывание логически, говорящий учится мыслить последовательно. Составляя монолог, необходимо строить свое высказывание таким образом, чтобы донести свои мысли до слушателя. Следовательно, при составлении монологического высказывания важной является проблема выбора лексических и грамматических средств.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
2. Абанина В.B. Ролевые игры на уроках в младших классах с углублённым изучением немецкого языка // Иностранные языки в школе. -2017,- №1.
3. Абульханова-Славская К.С. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. - 2014. - Т. 14. - № 4. — С.39-55.
4. Азимов Э.Д., Щукин С.Н. Словарь методических терминов. -СПб.: Златоуст, 2015. - 472 с.
5. Английский язык. 6 класс [Текст]: Учеб. для общеобразоват. Учреждений / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. – 248 с.
6. Андреев В.И. Педагогика [Текст]: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
7. Ваулина, Ю.Е. Spotlight. Английский язык класс / Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко. – М.: Express Publishing-Просвещение, 2016. – 164c.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- 3-е изд.- М.: АРКТИ, 2004.-192 с.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А Зимняя. – Ростов-наДону: Феникс, 2017. – 480c.
10. Онищенко, Ю. В. Игровые методы обучения иностранному языку в вузе / Ю. В. Онищенко // Язык и культура. – 2015. – № 17. – С. 27-34.
11. Слободинов Л. Г. Английский язык,или Что надо делать,изучая английский язык, и чего делать не следует (размышления учителя-практика с прологом и эпилогом). Улья-новск: УлГТУ, 2011. 55 с.
12. Three-quarters of British children cannot boil an egg, study finds. URL:https://www.telegraph.co.uk/news/newstopics/howaboutthat/5352827/Three-quarters-of-British-children-cannot-boilan-egg-study-finds.html (дата обращения: 20.03.2018).