Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что источники права представляют собой формы выражения установленных в конкретном государстве правил поведения. Они могут быть в различных формах: законных и подзаконных актов, постановлений, распоряжений подведомственных органов, судебных актов вышестоящих инстанций.
В различных отраслях права в том числе и в земельном праве, источники выполняют основную форму выражениях указанных отраслей, так как именно в них выражаются правила поведения в различных сферах деятельности граждан.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере анализа источников земельного права и их характеристики.
Глава 1. Общая характеристика источников земельного права
1.1. Понятие источников и их виды
Легальное определение источника права отсутствует. В правовой доктрине под источником права следует понимать формы выражения положительного права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом.
В теории права выделяют следующие источники права:
- правовой обычай.
Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ч. 1 ст. 5 ГК РФ ).
Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" конкретизирует указанную норму, говоря, что под обычаем, который в силу ст. 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств .
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой РФ), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (ст. 56 ГПК РФ, ст. 65 АПК РФ );
- судебный прецедент.
Судебный прецедент в научных источниках иногда относят к источнику права.
Так, к примеру, отмечается, что хотя в Российской Федерации "прецедент как источник права формально не признается, но фактически используется" , его роль в налоговом праве очень велика. А.Н. Головкин выделяет следующие виды судебных прецедентов применительно к отрасли налогового права: решения КС РФ; сохраняющие свое действие Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ); Постановления Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ); информационные письма ВАС РФ и ВС РФ; судебные акты арбитражных судов округов; судебные акты Судебной коллегии ВС РФ .
1.2. Понятие и признаки источников земельного права
Земельное право - это самостоятельная отрасль права, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию и охране земель.
Нормативное регулирование земельных правоотношений в Российской Федерации представлено в виде ряда федеральных законов, нормативных актов субъектов РФ, а также международных актов и договоров, совокупность которых представляет собой земельное законодательство.
Особенности использования земли порождают различные правоотношения и, соответственно, регулирование различными правовыми актами. Так, поскольку земля является частью окружающей среды, она может быть использована при осуществлении хозяйственной или иной деятельности. Одновременно земельные участки относятся к объектам недвижимости, находящимся в гражданском обороте и в отношении которых может
1.3. Классификация источников земельного права
Развитие правовой системы России сопровождается появлением новых подходов к классификации источников права. В указанной сфере оправдан разумный консерватизм: не стоит без крайней нужды модифицировать категориальный аппарат. Однако как в отдельных отраслях, так и в правовой системе в целом периодически появляются отступления от общих подходов и устоявшихся представлений. Наличие исключений еще не отрицает общее правило, но всякое такое исключение нуждается в анализе и оценке. В поиске ответов на сложные вопросы теории, касающиеся определения круга источников российского права и их классификации, нельзя ограничиваться уточнением дефиниций и опираться лишь на цитаты из работ теоретиков прошлого и настоящего. Предметом анализа в первую очередь должна становиться юридическая практика .
Особенности применения земельного законодательства рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" .
Согласно ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.
Так, основы земельного законодательства РФ закреплены в Конституции РФ, в соответствии с которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9). Иные нормы, касающиеся земельных правоотношений, определены в ст. ст. 36, 42, 72 Конституции РФ .
Следует обратить внимание, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Среди федеральных законов, регулирующих вопросы земельного права, можно отметить следующие:
Кодексы РФ: Земельный, Гражданский, Лесной, Градостроительный, Об административных правонарушениях;
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации";
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве";
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Глава 2. Виды основных источников земельного права
2.1. Основные источники земельного права
Основным источником права признается нормативный правовой акт. Его существенными признаками являются: издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений . Однако источниками права в отдельных случаях могут являться также локальные нормативные акты организаций (в теории используются и иные термины-синонимы: "корпоративные акты", "внутренние регулятивные документы организации" и т.п.), схожие по форме с нормативными правовыми актами.
Важной задачей теории является четкое разграничение нормативных правовых актов и локальных нормативных актов как качественно разных по своей природе и юридической сути видов источников права. Не должны допускаться даже единичные случаи утраты определенности в том, к какому из двух указанных видов источников российского права относится тот или иной документ. Недопустимы попытки объединения их признаков. Кроме того, нельзя смешивать понятия "источник права" (родовое) и "правовой акт" (видовое). Локальный нормативный акт, будучи источником права, не становится в силу этого правовым актом. Четкость и строгость понятийного аппарата в данном случае будут обеспечивать реализацию нормы ч. 4 ст. 3 Конституции РФ о недопустимости присвоения кем-либо властных полномочий. Эта норма относится к основам конституционного строя России, а потому правовая теория должна создавать дополнительные гарантии ее реализации.
Нормативный правовой акт издается от лица Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования уполномоченными органами или должностными лицами. Помимо органов законодательной власти и наделенных правотворческими полномочиями органов исполнительной власти, нормативные правовые акты могут издавать иные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ или федеральными законами (например, Банк России, ЦИК России). Пределы правотворческих полномочий таких государственных органов четко заданы федеральными законами.
Из этого правила сегодня сделано исключение. Издавать нормативные правовые акты уполномочена государственная корпорация "Росатом", не являющаяся государственным органом. Однако это исключение свидетельствует вовсе не о размывании границ между локальными нормативными актами организаций и нормативными правовыми актами, а о делегировании полномочий по изданию нормативных правовых актов специально созданной государством организации. Обоснованность такого делегирования - отдельный вопрос, не имеющий прямого отношения к проблеме разграничения источников права. Нормативные правовые акты ГК "Росатом" издаются от лица Российской Федерации, в отличие от локальных нормативных актов ГК "Росатом", издаваемых ею от своего лица.
Издание локальных нормативных актов не от лица государства или муниципального образования - их главное отличие от нормативных правовых актов. Речь идет о частном правотворчестве, санкционированном государством. Источниками права локальные нормативные акты становятся в случаях, указанных в федеральных законах. Например, в силу ст. 5 ТК РФ нормы трудового права могут содержаться в локальных нормативных актах.
Сфера действия нормативных правовых актов определяется в первую очередь юрисдикцией органов власти, издавших акт (государственных органов Российской Федерации, ее субъектов или органов местного самоуправления), и лишь во вторую очередь самим нормативным правовым актом. Локальный нормативный акт обязателен лишь для лиц, связанных с деятельностью издавшей его организации (ее работники, учредители, контрагенты в гражданских правоотношениях и т.д.).
Распространение нормативных правовых актов на тех или иных лиц, как правило, не зависит от их воли. Добровольность присоединения к соответствующей группе (категории лиц) имеет место лишь в тех случаях, когда нормативный правовой акт устанавливает не обязанности или запреты, а права, которые можно реализовать по своему усмотрению. Для локальных нормативных актов характерна явно выраженная добровольность вступления в группу лиц, для которых эти акты обязательны (свобода трудовых отношений, свобода гражданско-правового договора с организацией, локальные акты которой будет необходимо соблюдать, и т.п.).
2.2. Вспомогательные источники права
Теория традиционно отграничивала от нормативных правовых актов нормативно-технические акты, содержащие требования к продукции, материалам, производственным и смежным процессам. Таковы строительные нормы и правила, правила устройства оборудования, санитарно-эпидемиологические правила, правила пожарной и технологической безопасности и иные акты, содержащие нормы технического характера. В последние годы указанная сфера регулирования претерпела глубокое реформирование, отражающее либерализацию отношений в экономике . Можно отметить две тенденции этого еще далекого от завершения процесса: разделение технических норм на обязательные и добровольно соблюдаемые требования, а также стирание граней между нормативным правовым и нормативно-техническим актом.
Обязательные требования должны содержаться в технических регламентах, облекаемых в форму международного договора РФ или постановления Правительства РФ; допускается утверждение технического регламента указом Президента РФ или приказом Росстандарта (до 2016 г. технические регламенты могли облекаться также в форму федерального закона). Таким образом, технические регламенты выступают одновременно нормативно-техническими актами и нормативными правовыми актами, т.е. источниками права.
Стандарты, своды правил и иные документы в области стандартизации содержат требования, соблюдаемые на добровольной основе. Эти акты являются источниками права в тех случаях, когда применение заключенных в них требований влечет правовые последствия (например, при добровольной сертификации или декларировании соответствия). Документы в области стандартизации, исходящие от государства, облекаются в форму нормативных правовых актов. Документы отдельных организаций являются локальными нормативными актами.
Согласно переходным положениям Федерального закона "О техническом регулировании" (ст. 46) до принятия и вступления в силу соответствующих технических регламентов продолжают применяться обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти. Все перечисленные документы, являющиеся источниками права, должны размещаться соответствующими федеральными ведомствами в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению положений.
Однако до сих пор сохраняют силу отдельные ведомственные документы, содержащие обязательные требования к продукции или технологическим процессам, но при этом не находящиеся в свободном доступе и не систематизированные. Проблема недоступности нормативно-технических актов усугубляется тем, что многие из них введены в действие еще советскими органами. Это затрудняет их поиск, а также не всегда позволяет понять, какой именно стандарт и какие из содержащихся в нем требований обязательны.
Большинство строительных норм и правил, утвержденных в последние несколько лет, размещено на официальных сайтах в сети Интернет. Однако трудности возникают, когда речь идет о принятых еще в советские годы строительных нормах и правилах, которые не были в наши дни утверждены в новой редакции. Между тем многие из них остаются обязательными. Официальные электронные версии данных документов в открытом доступе, как правило, отсутствуют. Версии на бумажном носителе распространяются за плату.
Российское законодательство в определенных сферах экономической деятельности устанавливает административную (и даже уголовную) ответственность за нарушение обязательных требований технического характера. Между тем сами требования, к которым отсылает бланкетная норма закона, устанавливающего ответственность, нередко не систематизированы, а иногда не находятся в свободном доступе, не имеют электронной формы, удобной для распространения и использования. Представляется необходимым установить правило: при наличии административной (тем более уголовной) ответственности за нарушение обязательных требований, предусмотренной бланкетной нормой закона, на официальном сайте соответствующего контрольно-надзорного органа должен быть размещен полный перечень источников права, содержащих требования, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.
Прерогатива судебной власти - правосудие, а не правотворчество. Традиционно в отечественной юриспруденции акты судебной власти не относились к числу источников права. Становление практики конституционного правосудия явочным порядком привело к появлению такого качественно нового вида источников права, как акты Конституционного Суда РФ.
Заключение
В настоящей курсовой работе проанализировано состояние науки земельного права, прошедшей длительный путь своего становления и развития.
За последние 40 - 50 лет советскими и российскими учеными были подняты и решены сложнейшие вопросы, связанные с управлением земельным фондом, делением его на категории, сформулированы фундаментальные для земельно-правовой науки категории "правовой режим", "охрана земель", "земельно-правовая ответственность" и ряд других.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.04.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2021) // "Российская газета", N 211-212, 30.10.2001.
3. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // "Российская газета", N 137, 27.07.2002.
4. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. N 52. Ст. 5140
5. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3953.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. N 19-П по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3004.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N 5 (ред. от 05.03.2013) "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 2003.
8. Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" // "Экономика и жизнь", N 17, 2005.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // Бюл. Верховного Суда РФ. 2008. N 1.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2008 N 1055-О-П "По жалобе гражданки Ф. на нарушение ее конституционных прав статьей 144 Семейного кодекса Российской Федерации" // "Вестник Конституционного Суда РФ", N 3, 2009.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // "Российская газета", N 140, 30.06.2015.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // "Патенты и лицензии", N 2, 2019.
13. Актуальные проблемы теории земельного права России: монография / Е.Н. Абанина, Н.Н. Аверьянова, А.П. Анисимов и др.; под общ. ред. А.П. Анисимова. М.: Юстицинформ, 2020. 800 с.
14. Головкин А.Н. Судебные прецеденты по НДС, обязательные для применения налоговыми органами и налогоплательщиками. М.: Проспект, 2015. С. 7.
15. Корнев А.В. Разъяснения пленумов высших судов по вопросам судебной практики как специфический источник советского права // История государства и права. 2015. N 5. С. 42 - 46.
16. Марченко М.Н. Судебный прецедент: разнообразие понятий и многообразие форм проявления // Журнал российского права. 2006. N 6.
17. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М., 2005. С. 297 - 312.
18. Пономарева К.А. Судебные акты и акты "мягкого права" в системе источников налогового права // Налоги. 2018. N 6. С. 12 - 15
19. Сергеев А.А. Источники российского права: вопросы классификации и некоторые тенденции развития // Российский юридический журнал. 2017. N 5. С. 9 - 17.
20. Скловский К.И. Повседневная цивилистика. М.: Статут, 2017. 288 с.
21. Ульбашев А.Х. Природа судейской деятельности в России // Российский судья. 2019. N 11. С. 58 - 64.