Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Отношение к досугу в России: понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг» 5
2 Праздники на Руси и «скоморошьи игры» 15
3 Домострой» XVI века как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни, как сумма признаков патриархальной культуры. Влияние социального статуса на способы, формы досуговых занятий. 20
Заключение 23
Список используемой литературы 25
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное понимание культуры связано с многочисленными значениями этого термина. Имеется около 400 определений данного термина. Содержание культуры – это общность биологически наследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, отношений между людьми, способов их регулирования на оценочных критериях.
В обычной жизни культура – это сумма ценностей, которое является идеалом для общества. Культура включает в себя не только то, что сформировано человеком, но и средства и итоги человеческой деятельности. Такое широкое понимание культура делает ее объектом исследования различных наук .
Важнейшей частью культуры является ценности, которые представляют собой свойство того или иного предмета общества удовлетворять потребности, желания и интересы . Формирование ценностей происходит как результат осознания человеком своих потребностей и сопоставления их с явлениями окружающей действительности.
Российское общество всегда шло по своему, специфическому пути развития, оно развивалось, интегрируя в себе разные пласты и слои культуры. Особую роль в русском народе всегда язык.
Русский народ всегда отличался особенными, присущими только ему чертами. И об этом говорили многие классики, поэты, историки.
Все вышеназванное относится и к древнерусским обычаям и праздникам.
Целью данной работы является рассмотрение социально-культурного уклада России в XV-XVII вв.
Задачи:
- описать отношение к досугу к России в XV-XVII вв;
- рассмотреть праздники на Руси в XV-XVII вв;
- изучить «Домострой» как свод житейских правил того времени.
Объект исследования – социально-культурный уклад России в XV-XVII в.
Предмет исследования – динамика изменений отношения к досугу в России в XV-XVII вв.
1 Отношение к досугу в России: понятия «досуг», «досужество», «досужность», «досужий», «просуг»
Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в XV-XVII вв отличалось неоднозначностью. С одной стороны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздники весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанавливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.
Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, сочинениях просветителей, в различных «Домостроях» .
«Домострой» XVI века представлял собой типичный образец свода житейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а также и всем добродетелям, вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».
Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое положение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вводом новых его видов представителями дворянства, ориентированными на Запад.
Расширялись благотворительные функции церкви, которая активно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».
Церковная община развернула активную деятельность в области развития народного просвещения, устройства училищ. Из Византии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропитательниц». На Руси создавались аналогичные византийским христианско-педагогические и филантропические учреждения. Развивались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период являлось просветителем народа, его нравственной опорой, а благотворительность рассматривалась как необходимое условие личного нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерусской школы. В то же время анализ разного рода документов (челобитных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Житий» русских святых дает возможность сделать выводы о характере развития просвещения.
Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.
В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Таким же «рассадником просвещения» в России была и Киевская академия.
Отдых в Москве при Иване Грозном
Во второй половине XVI века московский быт определялся тем, к какому сословию сам москвич принадлежал. Самые зажиточные горожане – боярское сословие и княжеское – жили в просторных палатах, которые состояли из двух и более этажей. В таких домах можно было увидеть красивые печи, изысканную обстановку. Ремесленники и торговцы жили в общих домах, в которых была утварь из дерева, которая мало отличалась от крестьянской. Бедные холопы могли жить в одной лавке, с малым количеством личных вещей .
Ремесленники большую часть времени работали: ковали разные железные предметы, пряли сукно, изготовляли посуду из дерева. Торговцы стояли около своего товара, зазывали прохожих купить у них-что-то. Духовенство занимались церковными делами, представители немногочисленного высшего сословия проводили дни на службе у государства.
Отдыхом был послеобеденный обязательный сон, в который погружалась вся Москва. На это время торговые лавки, деловая жизнь купцов затихала .
В Москве устраивались шумные ярмарки, праздники, на которые съезжались жители соседних областей и городов. Ярмарки сопровождались песнями, плясками. На центральной площади и на улицах угощали блинами, квасом и медом. На праздники в Москве выступали скоморохи, уличные кукольные театры, спортивные соревнования (перетягивание каната, стрельба из лука, бег).
Культурное сознание русского человека в XVII веке. Театр как необходимый этап развития культуры
Фрагмент для ознакомления
3
1) Архив стольника Андрея Ильича Безобразова / Подг. С.И. Котков, А.А. Новосельский, О.В. Новохатко. Т. I. М., 2012
2) Балашова Л., Иная реальность или наше будущее? // Юный художник. — 2020. — № 7. — С. 8-15
3) Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968
4) Варламов Д., Забытые праздничные традиции Руси // Праздник. — 2011. — № 10. — С. 4-5
5) Дженсен К., Майер И. Придворный театр в России XVII века. М.: Индрик, 2016
6) Европейское Возрождение и русская культура XV - середины XVII в. : контакты и взаимное восприятие : [сборник по материалам Международной научной конференции, прошедшей в Моcкве 17-18 октября 2011 г.]. — Москва : РОССПЭН, 2013. — 331, [4] с.
7) Иванов Е., Из истории народных зрелищ // Народное творчество. — 2007. — N 6. — С. 59-60
8) Лемешев М., Русское православное государство // Наш современник. — 2014. — № 12. — С. 193-197.
9) Метальникова В., Широкая Масленица // Клуб. — 2013. — № 1. — С. 28
10) Орлов А. С. История России: Учебник / Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. М.: Проспект, 2019
11) От Коляды до Купалы : праздники Древней Руси // Праздник. — 2007. — N 4. — С. 35-37.
12) Попов А., Медвежья потеха на Руси // Исторический журнал. — 2015. — № 9. — С. 100-107
13) Сильвестр. Домострой. / Под ред. В. В. Колесова, В. В. Рождественской. СПб., 2007