Фрагмент для ознакомления
2
Статистический метод, посредством которого предоставляется возможность получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственноправовых явлений, которые отличаются массовостью и повторяемостью. Метод социальноправового эксперимента применяется в качестве способа проверки научных гипотез. Данный метод является некой проверкой того или иного проекта решения (варианта правового регулирования).
Суть содержания его назначения заключается в осуществлении мер, направленных на предотвращение ущерба, который возможен как результат принятия ошибочного решения.
Проведение таких экспериментов осуществлялось в связи с реализацией норм административного, трудового, воздушного права. Специфика данного метода обусловливает ограниченную сферу его применения в области уголовного и уголовно-процессуального права. В качестве завершающей стадии социально-правового эксперимента выступает создание опытной (экспериментальной) нормы. Ее рассмотрение может проводиться в качестве некоего прообраза будущей нормы права.
Математический метод предполагает оперирование количественными характеристиками. Право по своей природе является таковым, что посредством него предоставляется возможность использовать в целях его познания формализованные приемы, в том числе речь идет и о приемах математической логики. Применение математики имеет место: в криминалистике; судебной экспертизе; при квалификации преступлений; правотворчестве и других сферах правовой деятельности.
Кибернетический метод – это прием, позволяющий с помощью кибернетики познать государственно-правовые явления. Кибернетический метод используется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, для определения эффективности правового регулирования, для систематизированного учета нормативных правовых актов и др.
Синергетический метод способствует изучению саморегулирующихся систем и процессов, например, рыночных отношений, местного самоуправления, т.е. явлений и процессов, где вмешательство государства ограничено.
В рамках собственно юридических методов можно рассмотреть, во-первых, сравнительно-правовой метод, который базируется на сопоставлении различных государственных и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств. В таком плане сопоставляются и анализируются, например, правовые акты по линии их сходства и различия, практики их применения. В правовой науке этот метод используется, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств, политических режимов, изучении типологии государств и др. Во-вторых, - формально-юридический, благодаря которому возможно изучение внутренне строение государства и права, их признаки, определить юридические понятия и категории и др. Некоторые ученые рассматривают в качестве тождественного последнему из рассмотренных, формально-логический метод. Суть содержания данного метода состоит в применении законов логики для того, чтобы изучить данное явление. Так, для уяснения природы правовой нормы, ее правильного применения, возникает необходимость в определении логической структуры: гипотезы; диспозиции; санкции. Для правильной квалификации правонарушения важность имеет установление его состава: объекта; объективной стороны; субъекта и субъективной стороны. Как можно заметить, в качестве специфической черты указанного метода выступает отвлечение от сущностных сторон права. Основное внимание уделяется тому, чтобы выяснить важные признаки правовых явлений, их отличие друг от друга, созданию логических конструкций на базе законодательных определений. Необходимость этого объясняется целями правотворчества, правоприменительной, сравнительно-правовой практики.
Подводя итог, можно отметить, что методология и методы государства и права являются основой, на которой базируется данная наука. Каждый из описанных выше методов важен при исследовании вопросов, связанных в целом с государством и правом, в том числе различных государственно-правовых процессов и явлений. При проведении анализа последних ученые использует различные, из изученных выше методов. Методология государства и права исходит из того, что, несмотря на различие между изучением видов, форм, структур, функций и перспектив государства и исследованием норм, источников, типов толкования права, его понятий и практики, для обеих теорий можно использовать общие методы наук об обществе – особенно социальной философии и философии права. Здесь применима концепция, что право как феномен зависит от условий жизни социума, связано с другими общественными феноменами – экономическими, политическими, духовными, культурными, и постоянно развивается, качественно обновляется вместе с развитием общества.
Заключение
Таким образом, в заключение работы можно сделать следующие выводы.
В работе рассматриваются теоретические положения, которые касаются государства и права. Замечено, что теория государства и права является одной из важнейших и доминирующей при изучении среди систем юридической науки.
Общие вопросы понятия государства и права первоночально изучали сквозь призму философских, политических, исторических, этических, других неюридических учений и только спустя время они становятся предметом специальной общей юридической науки – «теория государства и права». К формированию теоретического знания приводит становление отраслевой юридической науки, которое проходило совместно с развитием общества, законодательства, юридической практики. Гражданское, уголовное, государственное право накопили довольно много основных проблем, и со временем их научное изучение обособляется в пределах теории государства и права. Исходя, из этого на данный момент времени, проблемы определения особенностей теории государства и права в роли науки упираются в общие вопросы понятия науки, в классификацию наук,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы теории государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. А.И. Бастрыкина. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 471 с.
2. Грозина Е.В. Особенности преподавания теории государства иправа на факультете заочного обучения // Сборник материалов двадцать второй всероссийской научно-методической конференции: в 2-х статьях. 2017. С. 48-51.
3. Грибунов О.П., Антонов В.А. Приоритетные направления профессиональной подготовки экспертных кадров МВД России // В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. 2015. С. 27–29.
4. Козырева А.Б., Бекин А.В. Использование интерактивных методов в преподавании теории государства и права // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). С. 2358-2361.
5. Куракин А.В., Костенников М.В., Мышляев Н.П. Причины и условия совершения административных правонарушений (деликтов) // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 7. – 5 с.
6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд. М., 2013. – 329 с.
7. Канунникова Н.Г. К вопросу зарождения института административных правонарушений (проступков) // Административное право и процесс. – 2012. – № 6. – 2 с.
8. Лукьянова Е. Г. Теория процессуального права. М., 2013. – 433 с.
9. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. - М.: КонсультантПлюс, 2012. – 458 с.
10. Общая теория права: Курс лекций (под общей ред. В.К.Бабаева). Н.Новгород, 2013. – 688 с.
11. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. – 2 изд. – М.: РИОР, 2012. – 792 с.
12. Самигуллин В.К. Государство (общетеоретические очерки). Уфа: Диалог. 2016. 109 с.
13. Смотрин П.И., Николаев А.В. Проблемы преподавания теории государства и права // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в современной России сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Н.В. Иванцовой, Н.М. Швецова. 2015. С. 534-536.
14. Тимонин А.Н. Теория государства и права // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1. – С.49-66.
15. Чернобель Г.Т. Институциональная детерминанта системы государственного управления / Г.Т. Чернобель // Журнал российского права. - 2015. - № 4. - С. 22-24.
16. Чуклова Е.В. Процессуальная ответственность в системе юридической ответственности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2013. № 4 (15). – 9 с.
17. Шагиева Р.В., Ерофеева Д.В. Государство и право: проблемы обособления в системе права // В сборнике: Актуальные проблемы социальной работы, экономики и права Сборник научных статей. Редакторы-составители: Аксенова Э.А., Горбунов М.А., Горшкова Л.В., Кузнецова Н.В., Синицина М.А.. Москва, 2015. С. 247-253.
18. Шаевич А.А., Родивилина В.А.Применение активных образовательных технологий в рамках компетентностного подхода. Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. 2015. С. 173–175.
19. Шишмарёва Е.В.Использование практических форм обучения в процессе преподавания криминалистики. Материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии. 2014. С. 239–241.
20. Эволюция научных мыслей / Международная научно-практическая конференция. - Уфа. 2014. – С.51-106.