Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Наблюдения над речью ребенка проводились еще с древних времен. Однако конструктивные исследования стали возможными с момента, когда за детской речью признали статус явления, которое отличается от взрослой речи. Такое направление приобрело реальность, когда «теоретики детства» ребенка начали воспринимать иначе, чем взрослого, а анализ развития речевой деятельности в онтогенезе начали рассматривать, опираясь на утверждение, что детская речь – это «не взрослая речь», а особая система с определенным набором правил, варьирующихся от одного периода к другому.
Для русской лингвистики вопрос изучения детской речи является особенно актуальным, поскольку, во-первых, есть основательная теоретическая и практическая база комплексного и глубокого изучения онтолингвистики, которую подготовили зарубежные ученые, а, с другой стороны, российские языковеды, работавшие над этой проблемой, материалом своих исследований в подавляющем большинстве выбирали русский, английский и французский языки.
Тема детской речи и мировоззрения является одной из основных проблем исследований в лингвистике и психолингвистике, это обусловлено прежде всего тем, что изучение детской речи (ДР) и миропонимание дает представление об общем процессе формирования речи личности. Полученные в раннем детстве знания и впечатления прочно фиксируются в ассоциативной сети языковой личности и существенно влияют на специфику понимания, владения и использования языка взрослым человеком.
Особенности ДР были и остаются предметом изучения ряда работ отечественных и зарубежных ученых. Проблема детской речи и мировоззрения исследовалась в рамках лингвистического подхода.
Исследованиями лингвистических особенностей детской речи занимались такие автора, как В.П. Белянин, К. Бюлер, А.М. Вайнштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А. Гончаренко, И.Н. Горелов, Н.Г. Елагина, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, И.В. Настин, Ж. Пиаже, И.М. Румянцева, С.Н. Цейтлин и др.
В качестве объекта исследования мы избрали особенности детской речи.
Предмет исследования – детская речь.
Цель исследования заключается в раскрытии языковых особенностей детской речи.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
- рассмотреть особенности детской речи; игровые лингвистические «порождение» в речи ребенка;
- охарактеризовать современные подходы к развитию речи у детей;
- проанализировать современные взгляды на детскую речь в лингвистике и психолингвистике;
- определить психолингвистические проблемы речевого мышления.
В исследовании использовались методы источникового анализа: выявление, отбор, критика происхождения, содержания и сравнения. В курсовой работе применяются как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ, индукция, сравнительно-исторический, текстологический.
Масштабность предмета исследования обуславливает необходимость комплексного применения различных методов его изучения.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. Психология речевой деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Особенности детской речи. Игровые лингвистические «порождение» в речи ребенка
Детскую речь изучали психологи и лингвисты, пытаясь решить самые разные задачи.
В период развития речевой способности имеющийся сензитивный период (до 4-5 лет), во время которого ребенок усваивает синтаксис, основной словарный запас и значение слов так, что пользуется этим свободно. До этого возраста в психике ребенка происходит большая работа для усвоения речевых норм и значений слов, которое начинается с выделения им из хаотичного потока отдельных звуков, устойчивых, повторяющихся, звукокомплексов и соотношений их с определенными предметами.
Такую концепцию выдвинул в 50-х гг. ХХ в. американский лингвист Н. Хомский. Основная идея концепции заключается в том, что в основе любой речевой практики лежит исходная, универсальная грамматическая структура, которая обеспечивает построение порождающих грамматик уже конкретных языков.
Н. Хомский в основу речевой практики положил набор грамматических правил, которые априорно уже имеющиеся в психике человека .
Программа получила название «универсальная грамматика» и представляет собой схему такую схему: Универсальная грамматическая структура → 2. Глубинная речевая структура отдельного языка → 3. Поверхностная речевая структура отдельного языка → 4. Речи, что звучит.
На врожденную закономерность развития речи указывает то, что у всех детей речь развивается одними и теми же этапами. Первый крик и плач переходит в гуканье, лепет, что наблюдается и у глухих от рождения детей (2-6 месяцев), затем – «беседа-пение» – многократное повторение произношения отдельных звуков и звукокомплексов (8-10 месяцев).
В возрасте 9-12 месяцев появляются первые детские слова; до 1,5-2-х лет идет период скрытого накопления слов, затем лингвистический «взрыв», сопровождающийся комбинированием слов.
В 2,5 лет появляется возможность использовать времена и падежи, и с этого времени начинается детское словообразование, которое длится до 4-х лет. После этого ребенок уже правильно использует грамматику родного языка со всеми его исключениями из правил.
В овладении детьми звуками речи тоже существуют свои закономерности. Этот процесс предполагает совместную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.
Акустические образы речи, которые запечатлены в слуховой памяти ребенка, служат основой для воспроизведения звуков. Сличая произносимые звуки с образцами речи окружающих, дети совершенствуют свое произношение, добиваются полного совпадения с произношением взрослых. При этом вначале дети усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести. Какие же звуки являются наиболее легкими для произношения и почему? Раньше и легче дети начинают произносить звуки, артикуляция которых соответствует рефлекторным реакциям: дыханию, сосанию, глотанию, крику. Из гласных звуков это, как правило, - [а]. Последовательность в овладении другими гласными определяется следующей логикой: дети сначала усваивают звуки, которые по своей артикуляции наиболее отличаются друг от друга: [и] и [у]. Только потом в их речи появляются звуки «промежуточные»: [э] и [о]. Наибольшую трудность из гласных вызывает [ы] .
В овладении согласными звуками возможны разные пути. Иногда дети сразу вдруг начинают правильно произносить тот или иной звук. Как правило, меньше всего трудностей вызывают губные и заднеязычные согласные: их артикуляция похожа на глотание и сосание.
Звуки, артикуляция которых существенно удалена от врожденных рефлекторных реакций, требуют от малыша дополнительных усилий. Сюда относятся такие, например, звуки, как [ш], [ж], [л] и [р]. Их ребенок осваивает постепенно, сначала заменяя другими, близкими по артикуляции звуками. Так, вместо [р] он сначала говорит [л], а потом [г].
Такие замены (субституты) могут закрепиться в его речи, и требуется вмешательство логопеда, чтобы маленький человек приобщился к правильному произношению. Нужно указать на то, что процесс речевого развития в раннем детстве имеет индивидуальный характер.
Некоторые дети могут переживать короткий период полной немоты, который сменяется быстрым усвоением практически всех звуков. В некоторых случаях наблюдается длительная (иногда до 5 лет) задержка речевого развития на переходной стадии, выступающая следствием ограниченности речевого общения ребенка с окружающими или отсутствием у него достаточной потребности в общении со взрослыми (например, у близнецов). Однако при учете индивидуальных особенностей развития произношения можно все же отметить, что обычно, смычные согласные усваиваются ранее щелевых и слитных, глухие ранее звонких, мягкие переднеязычные ранее твердых и свистящие ранее шипящих
А. Леонтьев рассматривает три главных этапа развития детской речи до 3-х лет: договоренный, догматический этап первичного усвоения речи, этап усвоения грамматики .
Основные игровые лингвистические «порождения» в речи ребенка:
1. Создание неологизмов (из любых частей речи), комбинируя эти слова: духла (от духи), отскорлупать (яйцо), намакарониться (наесться макарон), отсониться (выспаться), замолотить (гвоздь), отмухиваться и т.д.
2. Использование слов, которые ясно отражают предмет, на который указывается: тепломер (термометр), паукина (паутина), одевало и обувало, обувки (то, что одевают и обувают), копатка (лопатка) и др.
3. Буквализмы: любовница – та, которую любят; баранка – жена барана; и др.
4. Распределение женского и мужского рода: мужчин (вместо мужчина).
5. Образование слов через отделение префиксов: совестливый-бессовестный; чаяно-нечаяно.
6. Неологизмы по аналогии: гуси идут гуськом, а утки – утком?
7. Образование прилагательных: зубовный врач, червячное яблоко, дочкаста мама.
8. Соединение слов: бронемецкая машина.
9. Разделение слов: та буретка, эта жерка.
10. Образование ступеней сравнения: больший - более крупный.
11. Определение одного понятия через другое: страус – это жираф, только птица; мышиные птенцы (мышата); у дяди голова босса.
12. Образование собственных антонимов: погода сырая – вареная, вода стоячая – лежачая.
13. Создание рифм: глухой-слухой, открытка – закрытка.
14. Создание бессодержательных слов, однако, которые имеют четкую грамматическую структуру слов родного языка и связанных ритмом: муцики, пуцики, дуцики, дуцики, люцики, бум.
15. Игра в смысловые переворачивания: порождение текста, который синтаксически правильный, однако нарушается семантически.
Суть игры - в отделении содержания от синтаксической структуры, или значения от знака .
Особенности детской речи:
1. Основным способом организации ритмической речи выступает хорей – айдуду-дуду-дуду // сидит ворон на дубу.
2. У ребенка до 4-5 лет имеет место ритм синтезия: она и поэт, и танцор; затем наступает дифференциация – вещания, даже ритмичное, становится самодостаточным феноменом; семантические нарушения исчезают, речь становится правильной и теряет свой оттенок детскости.
3. В речи ребенка, кроме собственно названий предметов, местоимений и наречий, много глаголов и отглагольных существительных и очень мало прилагательных (3-4%).
Итак, ребенок воспринимает мир через действие, а не через его описание.
Детская речь развивается по направлениям:
1) от слова-фразы к дифференцированной полноценной фразе;
2) от контекстуальной (понятной только в конкретной ситуации) до абстрактной;
3) от 1-2-х составных слов к полноценным;
4) от использования слов, придуманные самостоятельно к семантически принятой лексики;
5) от лексики, что возникает в действиях к описательной и називной;
6) от ритмичной к прозе.