Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Патриотическое воспитание подрастающего поколе-ния всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, по-скольку изменения, происходящие в обществе нашей страны, определяют новые требования к образовательной и воспитательной системе школы. Основной задачей школы является формирование активной жизненной позиции учащихся, способности к саморазвитию и самореализации, соци-ализации в обществе.
В связи с этим одним из основных направлений воспитательной ра-боты в школе является патриотическое воспитание, формирование любви к Родине, семье, окружающей природе. В "Концепции духовно - нрав-ственного развития и воспитания личности гражданина России" подчер-кивается необходимость организации в школьном учреждении специаль-ной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возраст-ных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
Понимание патриотизма имеет свою глубокую теоретическую тра-дицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рас-суждения о том, что Родина дороже отца и матери. В более разработан-ном виде любовь к Отечеству как высшая ценность рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо. За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важней-шую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Патрио-тизм можно определить как возвышенное, особенно в духовном и соци-альном смысле, многообразное в своих проявлениях чувство к Родине, Отечеству.
Методологической основой проблемы патриотического воспитания на современном этапе развития общества является концепция модерниза-ции российского образования, определившая важнейшие задачи воспита-ния школьников. Её реализация призвана способствовать сохранению ис-торической преемственности поколений, развитию национальной культу-ры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию у них понимания ценности об-щества, важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантно-сти и патриотизма.
Исследованием патриотического воспитания младших школьников занимались в разные периоды М.А. Терентий, И.Г. Тугаев, Т.В. Стриго, И.Н. Руссу, Л.М. Ищенко, которые пришли к выводу, что патриотизм – это нравственное качество личности, выражающиеся в эмоционально-положительном отношении человека к Родине, ее общественной жизни, гражданам страны.
Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уни-кальный опыт и традиции народной педагогики. Со времен «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» воспитание на Руси мыслилось, прежде всего, как воспитание защитника и радетеля родной земли, своего Отечества, жизнь во благо которого представляется высшей добродете-лью и основой нравственного самосознания. Идея народности стала опре-деляющей в становлении отечественной педагогической мысли. В обога-щении этой мысли народность и патриотизм неизменно выступали как глубинная основа культуры общества, ценностных ориентиров в просве-щении и воспитании гражданина (В.Г. Белинский, Н.А.Бердяев, Н.Ф.Бунаков, В.П. Вахтеров, А.В.Водовозов, И.А.Ильин, П.Ф.Каптерев, В.О. Ключевский, Н.А. Корф, Лесгафт, Б.Т.Лихачев, А.А. Мусин-Пушкин, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, С.А. Рачинский, В.В.Розанов, И.А. Сикор-ский, В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский В.Н. Татищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.
Немаловажная роль в воспитании патриотизма принадлежит урокам по предмету «Окружающий мир». Поскольку в курсе «Окружающий мир» преобладает естественно - научное, природоведческое содержание и в особенности изучение природы; в нём есть и обществоведческая, социо-логическая информация, касающаяся ближайшего окружения ребёнка. А ведущей целью по патриотическому воспитанию на уроках "Окружающе-го мира" является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитатель-ную деятельность.
Проблема исследования, каковы методы и приемы патриотическо-го воспитания в современной начальной школе.
Объект исследования: патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования патриотизма млад-ших школьников на уроках "Окружающего мира".
Цель исследования: выявить педагогические условия формирова-ния патриотической воспитанности у младших школьников в современной начальной школе.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы вы-явить сущность понятия "патриотизм" и "патриотическая воспитанность младших школьников", определить критерии ее сформированности;
2. Изучить уровень сформированности патриотической воспитанно-сти у младших школьников;
3. Определить и апробировать педагогические условия формирова-ния патриотической воспитанности младших школьников на уроках «Окружающего мира»;
4. Определить динамику уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;
5. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по результатам эмпирического исследования.
Гипотеза: Формирование патриотической воспитанности младшего школьника на уроках "Окружающего мира" будет более эффективным при выполнении следующих педагогических условий:
- применение интегрированного подхода;
- использование ТСО;
- природоведческие экскурсии;
- организация встреч с выдающимися людьми;
- применение КТД.
Методы исследования:
1. теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
2. эмпирические методы: изучение литературы, документов, педаго-гический эксперимент;
3. диагностические методы: количественный и качественный анализ результатов работы.
База исследования МБОУ СОШ №50 г. Калуги 2-4 класс.
Практическая значимость исследования данной работы заклю-чается в том, что сделанные теоретические и практические выводы, пред-ложенные методические рекомендации могут быть использованы учите-лями начальных классов по формированию патриотической воспитанно-сти у младших школьников в курсе «Окружающий мир»
§ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИ-ОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В настоящее время вызывает беспокойство по поводу отчуждения современных детей от жизни и интересов государства. Изменения в совре-менном обществе и государстве, произошедшие в последние десятилетия, привели к тому, что вопросы патриотического воспитания детей оказались изъятыми из образовательных учреждений.
Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования пат-риотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата тради-ционного российского патриотического сознания.
Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и ин-тернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.
Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание [23].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И.А. Мы - патриоты / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. - М.:ВАКО, 2020. - 368 с.
2. Агафонова Ю.А. Роль школьной газеты в воспитании патриотиз-ма не стоит недооценивать / Ю.А. Агафонова // Народное образование. – 2019. – №4. – С. 124–130.
3. Адаменко С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Народное образование. – 2018. – № 4. – С. 23.
4. Алгазин Д.А. Воспитание юных патриотов / Д.А. Алгазин. - М.: Просвещение, 2018. - 300 с.
5. Алиева С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2019. - № 9. - С. 17 - 20.
6. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину / Ю.Е. Антонов. - М.: АРКТИ, 2017. - 143 с.
7. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю.К. Бабанский, Г.А. Победоносцев . - М.: Педагогика, 2013. - 80 с.
8. Бузский М.П. Теоретические проблемы патриотизма и патриоти-ческого воспитания / М.П. Бузский. - Волгоград: Сфера, 2018. - 33 с.
9. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова. - СПБ: КАРО, 2017. - 67 с.
10. Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников при пре-подавании дисциплин гуманитарного цикла / А.К. Быков // Воспитание школьников. - 2019. - №2. - С. 32-35.
11. Вахрушев А.А. Программа «Окружающий мир»
(для четырехлетней начальной школы) /
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. - М.: Просве-щение, 2020. - 40 с.
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : Методика обучения : 1-4 классы / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана - Граф, 2020. - 240 с.
13. Воспитание патриотизма и гражданственности в образователь-ных учреждениях области : проблемы и пути их решения: Материалы об-ластной научно - практической конференции. - Ульяновск : ИПКПРО, 2003. - 64 с.
14. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен : тео-ретико - методологические и прикладные основы : Монография / под ред. С.В. Дармодехина, А.К. Быкова - М.: Государственный НИИ семьи и вос-питания, 2017. - 328 с.
15. Гаврилычева Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г. Ф. Гаври-лычева // Начальная школа. - 2019. - № 12. - С. 10 - 16.
16. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан / З.Т. Гасанов // Патриотическое воспитание. - 2017. - №6. - С. 59-64.
17. Горелова Е.В. Гражданское и патриотическое воспитание млад-ших школьников / Е.В. Горелова // Воспитание школьников. – 2018. – №3. – С. 54-57.
18. Гусева Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира / Т.В. Гусева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №4. – С. 54-58.
19. Данилюк А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2019. - 24 с.
20. Ерхова М. В. Проблемы гражданского воспитания / М.В. Ерхо-ва // Директор школы. - 2018. - № 5. - С. 78 - 82.
21. Ефремова Г.М. Патриотическое воспитание школьников / Г.М. Ефремова// Воспитание школьников. – 2019. - №8. – С. 17-19.
22. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм / А.Замостьянов // Народное образование. - 2019. - №4. - С. 183-189.
23. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьни-ков / Н.А. Ивашкина // Начальная школа. 2017. - № 7. - С. 29 - 33.
24. Козакова И. Особенности патриотического воспитания школь-ников / И. Козакова // Обруч. - 2019. - №6. - С. 8-12.
25. Козлова С.А. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А Козлова. - М.: Просвещение, 2017. - 104 с.