Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы связана с тем, что координационные способности являются основой для нормальной жизнедеятельности каждого человека.
Важно отметить, что спорт представляет собой важный раздел современной педагогики, который даёт значительные возможности для развития координационных способностей, однако к настоящему времени недостаточно разработана методика развития координационных способностей для массового контингента флорболистов[9].
К флорболистам начального этапа подготовки (10 – 11 лет) требуется применение особого подхода при обучении навыкам и умениям в рамках тренировок. Стоит напомнить, что ребёнок – это не просто маленький человек. Это быстро формирующаяся и развивающаяся личность. Проведение с ним тренировок требует от педагога особой внимательности и вдумчивости. Необходимо тщательно рассчитывать объем предлагаемой нагрузки на ребёнка.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития координации у флорболистов
1.1. Основные понятия о координационных способностях
Термин «координация» в переводе с латинского обозначает «объединение, согласованность, упорядочение». Данное понятие используется также применительно к двигательным действиям людей. Оно показывает степень согласованности движений человека.
Координацией является способность человека к максимальной рационализации и согласованности всех движений частей тела в ходе решения определённой двигательной задачи. Данный термин также можно определить и в более конкретном значении: это умения человека управлять своими движениями [12].
Управление опорно-двигательной системой является очень сложным процессом. Согласно высказыванию создателя современной биомеханики учёного-физиолога Бернштейна, «координация движений состоит в преодолении степеней свободы. Это превращает звенья в послушную человеку систему».
Для того чтобы выявить способность человека к управлению своей опорно-двигательной системой в процессе выполнения определённого вида деятельности, в методике физической культуры на протяжении длительного времени существовал такой показатель, как ловкость. Однако с 70-х годов прошлого столетия вместо него всё чаще стало применяться понятие «координационные способности».
Рассмотрим основные виды координационных способностей, которые в практической части станут основой для проведения эксперимента.
Первое из них – ловкость.
По определению, данному Бернштейном, ловкость является единством взаимодействия тех функций центрального и периферического управления, от которых в значительной степени зависит вся двигательная система организма. При этом происходит перестройка биомеханических структур действий согласно поставленным задачам [2].
Координационные способности обладают рядом общих свойств:
1. Всегда направлены на окружающую среду. Так, тренировка на груше у боксёров развивает ловкость в меньшей степени, чем поединок с противником.
2. Имеют специфичность. Так, можно обладать способностями и навыками в гимнастике и быть не способным к плаванию.
Координационные способности служат основой ловкости. В последние годы этот показатель стал предметом разнообразных исследований физиологов.
1.2. Особенности игры в флорбол в современных условиях
Флорбол представляет собой разновидность напольного хоккея с пятью игроками и вратарем в каждой команде. Мужчины и женщины играют в помещении со специальными клюшками длиной 96-115, 5 см и пластиковым мячом диаметром 70-72 мм с отверстиями. Матчи проводятся в три двадцатиминутных периода. Флорбол впервые был включен во Всемирные игры в 2017 году во Вроцлаве, Польша. Швеция стала обладательницей первой золотой медали Всемирных игр [12].
Игра была изобретена в Швеции в конце 1960-х годов. Основные правила были установлены в 1979 году, когда в Швеции был основан первый в мире флорбол-клуб Sala IBK. Официальные правила проведения матчей были впервые записаны в 1981 году.
Этот вид спорта организован на международном уровне Международной федерацией флорбола (IFF). Мероприятия включают ежегодный Кубок чемпионов, Кубок Еврофлорбола и Еврофлорбольный вызов для клубных команд, а также двухгодичные чемпионаты мира по флорболу с отдельными дивизионами для мужчин и женщин. Норвегия, Чехия, Финляндия, Швеция и Швейцария неизменно занимали 1-е, 2-е или 3-е места на чемпионатах мира по флорболу. Профессиональные клубные лиги включают финскую F-liiga, шведскую Svenska Superligan, швейцарскую Национальную лигу A и Чешскую Суперлигу florbalu [3].
В то время как IFF насчитывает 74 члена, флорбол наиболее популярен там, где он был разработан дольше всего, например, в Чешской Республике, Дании, Эстонии, Финляндии, Латвии, Норвегии, Швеции и Швейцарии. Он набирает популярность в Австралии, Новой Зеландии, Индии, Канаде, Германии,Ирландии, Японии, Сингапуре, Малайзии, Соединенных Штатах, и Соединенном Королевстве.
В флорбол играют в помещении, размер которого официально может варьироваться от 18-20 м в ширину до 36-40 м в длину. Ворота имеют ширину 160 см и высоту 115 см и они находятся на расстоянии 2,85 м от конца ближайших досок. На центральной линии обозначены точки с лицевой стороной. Точки также отмечены на расстоянии 1,5 м с обеих сторон на воображаемых расширениях линий ворот. Точки не превышают 30 см (12 дюймов) в диаметре. Они не обязательно должны быть точками, они также могут быть крестиками [12].
Типичная экипировка для игрока в флорбол состоит из клюшки, шорт, рубашки, носков и спортивной обуви в помещении. Игроки могут носить щитки для голени, защитные очки и защитные прокладки для жизненно важных областей, хотя большинство из них этого не делают. В некоторых странах защитные очки являются обязательными для юниоров.
Флорбольная клюшка коротка по сравнению с клюшкой для хоккея с шайбой; максимальный размер клюшки составляет 114 см. Поскольку клюшка не может весить более 350 граммов, клюшка для флорбола часто изготавливаются из углеродных и композитных материалов. Лезвие палки может быть либо "правым", либо "левым", что указывает, в какую сторону палка должна удерживаться с точки зрения игроков. Игрок, который является правшой, часто будет использовать "левый" клинок, так как он/она будет держать клюшку слева и наоборот для левшей [2].
Вратари носят специальную защиту, обеспечиваемую специальной маской. Вратарь может также носить другие защитные средства. Вратари не используют клюшки и могут использовать свои руки для игры с мячом, когда они находятся в зоне вратаря. Там им разрешается выбрасывать мяч своим товарищам по команде при условии, что мяч коснется земли до отметки половины зала. Когда они полностью находятся за пределами штрафной, вратари считаются полевыми игроками и не имеют права прикасаться к мячу руками [15].
1.3.
1.4. Развития координационных способностей флорболистов на этапе начальной подготовки
Для определения особенностей формирования координационных способностей в флорболе необходимо принимать во внимание физиологические и психолого-педагогические особенности детей возрастной категории 10 - 11 лет.
В это время ребенок проходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают. Этим объясняется такое поведение, как непоседливость, эмоциональное возбуждение, развитие крупных мышц опережает развитие мелких, из-за этого дети лучше выполняют сильные размашистые движения, чем мелкие, имеющие точности.
Их работоспособность обычно пропадает через 35 - 40 минут, дети утомляются, особенно если они только начинают спортивную деятельность [18].
К настоящему времени создано множество работ по анатомо-физиологическим и психолого-педагогическим особенностям детей 10 - 11 лет, которые необходимо учитывать при организации учебно-тренировочного процесса по флорболу. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 10 - 11 лет, формирование их самосознания, коммуникативных способностей, специфику игровой, образовательной, творческой и других видов деятельности детей, выявляя при этом готовность к началу спортивной деятельности.
Упражнения, применяемые в тренировках флорболистов с целью развития координационных способностей, могут быть разделены на основные и вспомогательные. К основным упражнениям относятся:
1) упражнения для общего и специального развития двигательных качеств;
2) упражнения для обучения технике владения мячом и совершенствования в ней;
3) упражнения для изучения и совершенствования различных комбинаций, тактических схем и систем игры.
К вспомогательным упражнениям относятся:
1) упражнения общеразвивающего плана, в которых способствует образование новых систем условных рефлексов, которые расширяют функциональные возможности организма в осуществлении основного двигательного навыка;
2) специальные упражнения, которые по структуре и самих движений (временных связей) соответствуют или близки различным частям двигательного навыка;
3) упражнения из других видов спорта, которые содействуют развитию двигательного навыка и расширению функциональных возможностей организма. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с неожиданно меняющейся ситуацией очень эффективными средствами предназначаются подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт [3].
ГЛАВА 2. Организация и методика исследования
2.1. Организация исследования
Эмпирическое исследование, основанное на формирующем эксперименте, было проведено среди флорболистов начального этапа подготовки в возрасте 10-11 лет.
Целью эмпирического исследования является исследование координационных способностей.
Эмпирическое исследование было осуществлено в соответствии с его задачами и содержало в себе несколько основных этапов:
1. Подготовительный: на данном этапе была сформирована комплексная методика для проведения эксперимента, организована экспериментальная выборка.
2. Констатирующий: на данном этапе у испытуемых с помощью функциональных проб, которые входят в состав комплексной методики, диагностировались показатели основных координационных способностей.
3. Формирующий: включает в себя реализацию разработанного комплекса.
4. Контрольный: на данном этапе у испытуемых с помощью функциональных проб, которые входят в состав комплексной методики, диагностировались показатели основных координационных способностей после реализации комплекса.
5. Оценочный: на данном этапе собранные данные подвержены анализу для выявления эффективности комплекса для развития координационных способностей у детей.
6. Аналитический: данный этап представляет собой проведение и оценку результатов статистического анализа, проводимого для определения эффективности программы и достоверности поставленной гипотезы.
В исследовании уровня развития координационных способностей у детей приняло участие 30 флорболистов.
2.2. Методика исследования
Комплексная методика диагностики развития координационных способностей флорболистов была разработана специально для данного исследования по материалам научной литературы и методических указаний практиков из сферы физической культуры.
В соответствии с видами координационных способностей, для исследования были взяты не только, собственно, координационные способности, но и те физические возможности каждого подростка, которые определяют в той или иной мере уровень координации.
Таким образом, в ходе исследования было диагностировано 6 основных показателей физических способностей, два из которых имеют подвиды, отдельно диагностируемые в процессе проведения эмпирического исследования.
1. Функциональная проба для определения уровня силы.
Данная проба дифференцирована по гендерному признаку:
перед мальчиками выложено 10 гирь весом 2, 3, 3,5, 4, 4,5, 5, 5,5, 6, 6,5 и 7 кг, которые они должны по очереди поднять. Уровень силы определяется по 10-балльной шкале: ребёнку выставляется такой балл, который соответствует порядковому номеру последней гири, которую он смог поднять;
2. Функциональная проба для определения уровня общей выносливости испытуемого.
Испытуемому дается задание непрерывно в определенной последовательности выполнять следующие упражнения: 2 приседания, 2 отжимания, 2 подтягивания на шведской стенке, пробежка по залу (один круг). За каждые 2 минуты выполнения комплекса упражнений испытуемому начисляется один балл.
Всего каждый участник может набрать от 0 до 10 баллов, т.е. максимальное количество времени, затраченного на выполнение задания, составляет 20 минут, после чего экспериментатор объявляется финиш.
Соответственно, каждый участник может в любой момент прекратить выполнение задание и получить соответствующее по времени количество баллов.
3. Функциональная проба для определения уровня специальной выносливости испытуемого.
Проба осуществляется аналогично пробе на общую выносливость, только в качестве задания участникам предлагается бег по кругу (вокруг зала). Общее время – 10 минут. Каждый участник также может в любой момент прекратить выполнение задание и получить соответствующее по времени количество баллов (из расчета 1 минута = 1 балл).
4. Функциональная проба для определения уровня быстроты испытуемого.
ГЛАВА 3. Результаты исследования
3.1. Диагностика координационных способностей флорболистов на начальном этапе
В данном разделе в виде диаграммы представлены результаты диагностики показателей испытуемых по всем шкалам, которые предполагает описанная выше комплексная методика диагностики координационных способностей и сопутствующих физических возможностей флорболистов (рис. 3.1).
Согласно данным рисунка 3.1, показатели различных координационных способностей и сопутствующих физических возможностей детей оказались неравномерными.
У всех детей, которые приняли участие в исследовании, достаточно низко развит уровень силы (среднегрупповое значение составило 2,6 балла).
Максимальный показатель по выборке составил 5 баллов, его получило всего 2 испытуемых. Минимальный – 1 балл – получен четырьмя участниками исследования.
Показатели общей и специальной выносливости у флорболистов находятся на разном уровне.
Так, общая выносливость участников исследования может быть оценена как средняя (среднегрупповое значение составляет 6,3 балла), а специальная выносливость как низкая (среднегрупповое значение составляет всего 2,5 балла), что говорит о том, что эти показатели необязательно связаны между собой, т.е. те упражнения, в которых необходимо переключаться с одного действия на другое, испытуемым оказалось выполнять легче, чем монотонное, с одним действием.
3.2.Контрольная диагностика координационных способностей флорболистов
Для того, чтобы определить эффективность проведенного комплекса для развития координационных способностей флорболистов, было проведено контрольное исследование тех же показателей, которые были диагностированы в ходе констатирующего эксперимента. Данные представлены на рисунке 3.2.
Согласно данным рисунка 3.2, показатели различных координационных способностей и сопутствующих физических возможностей детей после реализации комплекса подвижных игр оказались более высокими и равномерными, чем в ходе констатирующего эксперимента.
У всех детей после проведения комплекса высоко развит уровень силы (среднегрупповое значение составило 8,3 балла).
Показатели общей и специальной выносливости у детей лет после проведения комплекса находятся на высоком уровне.
Так, общая выносливость участников исследования может быть оценена как высокая (среднегрупповое значение составляет 9,4 балла), специальная выносливость также как высокая (среднегрупповое значение составляет всего 9,1 балла), что говорит о том, что эти показатели оба повысились после проведения программы.
Заключение
Одним из главных методов физического воспитания детей любого возраста, несомненно, является спорт. Такая форма активности, как флорбол, представляет собой вид спорта, который отличается доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия на детей. При этом флорбол требует развития основных физических качеств, и большое значение в этом виде спорта имеют координационные способности.
Под координацией понимают способность человека максимально рационально согласовывать все движения частей тела в процессе решения конкретной двигательной задачи. Данное понятие можно охарактеризовать и несколько иначе. Это возможность человека управлять собственными движениями.