Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что административная ответственность является наиболее распространенным видом правонарушения. Это связано с тем, что данная форма ответственности универсальна: она устанавливается за широкий круг правонарушений, которые могут выражаться в несоблюдении правовых норм, относящихся к различным отраслям права, что придает административной ответственности межотраслевой характер.
Административная ответственность-сложная и многогранная категория административного права, требующая углубленного изучения и исследования по ряду причин.
Глава 1. Виды ответственности по административному праву
1.1. Административная ответственность
Кодекс об административных правонарушениях (далее-Кодекс об административных правонарушениях) не содержит определения административной ответственности. В учебнике под редакцией А. П. Алехина и А. А. Кармолицкого дается следующее определение: административная ответственность-это вид юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания уполномоченным органом или должностным лицом к лицу, совершившему правонарушение.[21, С. 37-42] Существует также оговорка, что это определение может использоваться, если термин "лицо" означает физических и юридических лиц. Поскольку административная ответственность является частью юридической ответственности, ей присущи все признаки последней. Принимая во внимание приведенное выше определение юридической ответственности, это определение можно сформулировать следующим образом.
Административная ответственность — это сложное правовое правонарушение, входящее в состав юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административных мер к лицу, совершившему административное правонарушение.
Административная ответственность играет чрезвычайно важную профилактическую роль в предупреждении преступлений. Это связано с тем, что объект посягательства во многих административных правонарушениях, как и в уголовных правонарушениях, одинаков: права и свободы граждан, собственность, общественный порядок, порядок управления и другие административно-правовые отношения [12, С. 203-205].
Особенность административной ответственности заключается в том, что правовой аспект регулируемых общественных отношений чрезвычайно широк. Административное принуждение и административная ответственность предназначены для защиты личности, защиты прав и свобод человека и гражданина, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной морали, охраны окружающей среды, установленного порядка обеспечения общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
Вопрос о выделении финансовой (налоговой) ответственности в качестве самостоятельного вида юридической ответственности является дискуссионным. Позиция некоторых исследователей заключается в том, что налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. Такого же мнения придерживался законодатель, в результате чего в налоговом законодательстве были применены следующие понятия - "финансовая ответственность", "налоговое правонарушение" и "налоговая ответственность", а также дополнительно указаны нормы, касающиеся применения мер административной ответственности, если таковые предусмотрены КОАП. Для маскировки административной ответственности было использовано понятие "налоговые санкции". Таким образом, был упрощен вопрос привлечения к ответственности недобросовестных налогоплательщиков [23, С. 79-83].
1.2. Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность является разновидностью юридической ответственности, поэтому она характеризуется всеми признаками юридической ответственности. Оно наступает за незаконное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения.
Основными отличительными признаками дисциплинарной ответственности являются то, что она налагается во внесудебном (административном) порядке и, поскольку она является ответственностью перед работодателем, налагается только в порядке подчиненности на службе. Дисциплинарная ответственность заключается в основном в применении моральных и правовых санкций (предупреждение, выговор, строгий выговор и т.д.).
Дисциплинарная ответственность может регулироваться не только нормами административного права, но и трудового, исправительно-трудового и других отраслей права. Нормы административного права регулируют дисциплинарную ответственность только в том случае, когда работодателем является государство, т. е. в отношении государственных служащих.
Сущность (содержание) дисциплинарной ответственности заключается в наложении уполномоченными органами (должностными лицами) дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой или служебной дисциплины на подчиненных.
Основаниями для привлечения к дисциплинарной ответственности являются [8, С. 27-31]:
1) дисциплинарное (должностное) правонарушение – незаконное, виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.
Под нарушением трудовой или служебной дисциплины понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих трудовых или служебных обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего распорядка (присяга, указания вышестоящих руководителей и т.д.);
2) административное правонарушение. В отношении отдельных категорий государственных служащих (военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, работников железнодорожного, морского, речного транспорта и др.) в случаях, определенных законом за совершение административного правонарушения, статьей 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения их не к административной, а к дисциплинарной ответственности.;
3) нарушение норм морали, нравственности. Статья 26 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" предусматривает дисциплинарную ответственность "за правонарушения, связанные с нарушением воинской дисциплины, нравственности и воинской чести...". Пункт " м "статьи 19 Закона Российской Федерации "О полиции" в качестве одного из оснований увольнения сотрудника полиции со службы предусматривает "совершение правонарушения, порочащего честь сотрудника полиции". Это одни из немногих спорных случаев применения юридической ответственности не за правонарушение. На наш взгляд, здесь налицо противоречие принципу права, согласно которому любая юридическая ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих юридических обязательств. Воинская честь и честь сотрудника полиции чаще всего определяются нормами морали, нравственности, не установленными нормами права. Возникновение юридической ответственности за их нарушение достаточно спорно и приводит к многочисленным проблемам в правоприменительной практике.
1.3. Материальная ответственность
Говоря о таком виде ответственности, как материальная ответственность, хотелось бы отметить, что установление и осуществление мер этой ответственности не составляет особой функции административного права. Однако административное право также проявляется в этой функции.
Таким образом, полномочия работодателя в области возмещения материального ущерба в административном порядке определяются как нормами трудового права, так и административного права.
Материальная ответственность государственного служащего наступает за должностной проступок, в результате которого государству (предприятию, учреждению, организации) причинен материальный ущерб. [6, С.22 – 27] Таким образом, по распоряжению работодателя взыскивается сумма ущерба, причиненного виновным работником, которая не может превышать среднемесячного заработка. Распоряжение о возмещении ущерба может быть вынесено не позднее одного месяца со дня окончательного определения работодателем размера этого ущерба.
Материальная ответственность может наступить как в административном порядке, так и в соответствии с решением суда. Например, по истечении месяца после того, как работник причинил ущерб, или если работник не согласен возместить ущерб, и, если сумма ущерба превышает месячный заработок работника, сумма ущерба взыскивается в судебном порядке.
Глава 2. Понятие и отличительные черты материальной ответственности по административному праву
2.1 Сущность и признаки материальной ответственности по административному праву
Материальная ответственность по административному праву также является видом юридической ответственности со всеми присущими ей признаками (она возникает за незаконное, виновное, наказуемое деяние и заключается в применении мер государственного принуждения).
Разница между материальной ответственностью по административному праву и материальной ответственностью по гражданскому праву заключается именно в порядке ее осуществления. Лицо привлекается к материальной ответственности по административному праву в административном (несудебном) порядке, и этот вид ответственности реализуется в рамках исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления [14, С. 421-425].
Материальную ответственность по административному праву следует отличать от административной ответственности в виде штрафа. Сходство заключается в материальном характере мер государственного принуждения, применяемых в их процессе. Главной отличительной особенностью является то, что материальная ответственность по административному праву всегда заключается в возмещении причиненного материального ущерба. Привлечение к административной ответственности непосредственно от наличия или отсутствия материального ущерба не зависит.
Материальная ответственность по административному праву может быть:
ограниченной ограниченный (часть ущерба возмещается);
полный (ущерб возмещается в полном объеме);
повышенной увеличен (ущерб возмещается в 2-10-кратном размере, но только в случаях и в порядке, установленных нормативными актами).
Для лиц, привлеченных к материальной ответственности по второму основанию, предусмотрена полная или ограниченная материальная ответственность (ущерб, причиненный административным правонарушением, возмещается полностью или частично).
В административном праве существует два основания для наступления материальной ответственности.
В первом случае материальная ответственность по административному праву может наступить при соблюдении следующих условий:
причинен прямой, реальный, материальный ущерб государству;
ущерб, причиненный при исполнении служебных обязанностей;
ущерб, причиненный незаконным, виновным деянием;
существует причинно-следственная связь между этим деянием и причиненным ущербом.
2.2 Основания и порядок наложения имущественной ответственности
Статья 24 КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний: предупреждение; штраф; наложение ареста на предмет, явившийся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (право управлять транспортными средствами, право на охоту); исправительные работы и административный арест. Как видим, система ("лестница") административных наказаний включает в себя санкции различного характера, тяжести и правового характера. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) выбирать меру наказания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
При определении размера административного штрафа следует руководствоваться не только Кодексом об административных правонарушениях, но и Законом от 14 июля 1992 года "О порядке перерасчета сумм штрафов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РСФСР". Суммы, которые были установлены до 14 июля 1992 года, потеряли свое значение из-за продолжающегося инфляционного процесса.
Следует также учитывать, что принят ряд законов, предусматривающих наложение административных штрафов на юридические лица. Так, согласно Закону от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды", предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений (загрязнение окружающей среды, неисполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и т.д.), подлежат штрафу в размере от 50 тысяч до 500 тысяч рублей (в размере, действовавшем до 14 июля 1992 года).
В число органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать штрафы, КОАП РФ входят: административные комиссии при местной администрации; местная администрация (при отсутствии административной комиссии); комиссии по делам несовершеннолетних при местной администрации; районные (городские) народные суды и судьи по административному и исполнительному производству; органы внутренних дел; органы государственной инспекции; иные органы (должностные лица), уполномоченные законодательством Российской Федерации.
2.3 Порядок привлечения к материальной ответственности за финансовые нарушения
По видам специальных признаков выделяются следующие категории специальных субъектов: а) (статья 2.4 КОАП РФ) должностные лица; б) (статья 2.5 КоАП РФ) военнослужащие, граждане, призванные на военную подготовку, и лица, имеющие специальные звания; в) (статья 2.6 КоАП РФ) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица; г) (статья 2.6 КОАП РФ) владельцы (владельцы) транспортных средств. В целях индивидуализации административной ответственности выделяются специальные предметы. Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и его последствиям. Главной особенностью субъективной стороны является чувство вины. Если человек не мог или не должен был предвидеть последствий, то речь идет об отсутствии вины, а следовательно, и об отсутствии административного правонарушения. В соответствии с частью 1 статьи 2.1. КОАП РФ Административное правонарушение — это незаконное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 1 Одна из статей, например, статья 15.5 КОАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. 2 Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по уплате налогов на основании налоговой декларации и налогового контроля. Объективной стороной является нарушение сроков подачи налоговой декларации. 15.5 КоАП РФ на основании части 3 пункта 17 Письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 "О применении отдельных положений постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57" "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Лицами, необходимыми для представления налоговой декларации, являются руководитель организации - налогоплательщика, если в государстве нет главного бухгалтера (бухгалтера), а если в государстве есть главный бухгалтер (бухгалтер), то, как правило, главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за комментируемую статью, если обязанность своевременно представлять налоговые декларации не возложена на других работников, наделенных организационно-распорядительными и хозяйственными функциями в организации-налогоплательщике (финансовый директор, налоговый менеджер, налоговый контролер и др.). В этом случае налогоплательщики - организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, за нарушение срока подачи налоговой декларации несут ответственность в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации [4].
Заключение
Юридическая ответственность — это обязанность лица подвергнуться определенным лишениям государственного характера за совершенное преступление. Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и поэтому имеет все признаки юридической ответственности.
Общие признаки юридической ответственности:
-является средством обеспечения правопорядка;
-нормативно она нормативно определена и заключается в применении, реализации санкций правовых норм;
-его фактическая основа-преступление;
-сопровождается государственным и общественным осуждением правонарушителя и совершенного им деяния;
- неразрывно связано с государственным принуждением, с негативными последствиями для правонарушителя (моральными или материальными), которые он обязан претерпеть;
-реализуется осуществляется в соответствующих процедурных формах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Ананьин, П.А. Понятие материальной ответственности и условия ее наступления / П.А. Ананьин // Синергия Наук. — 2018. — № 23. — С. 803-807.
2. Андриянов В.Н. Административная ответственность в Российской Федерации: учеб. пособие / В.Н. Андриянов. — Иркутск: Изд-во БГУЭП,2016. — 304 с.
3. Артемов, С. В. Совершенствование правового регулирования материальной ответственности в сфере государственной службы / С. В. Артемов. // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 62-67.
4. Аскеров, П. М. Правовые основы реализации дисциплинарной и материальной ответственности в сфере организационно-управленческой деятельности / П.М. Аскеров // Студенческий: электрон. научн. журн. — 2018. — №24 (44). – С. 87.
5. Басов, В.А. Некоторые аспекты ограничений материальной ответственности работника / В.А. Басов // Социальные науки. — 2019. — Т. 1. — № 2-1 (25). — С. 145-151.
6. Варнакова, Г.Ф. Материальная ответственность работника, как аспект обеспечения внутреннего контроля организации / Г.Ф. Варнакова, Д.Ю. Казятина, Д.И. Мустафина // Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы в науке и практике». – 2017. – С.22 – 27.
7. Головачев, А. С. Административная ответственность за нарушение транспортной безопасности / А. С. Головачев. // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 58-60.
8. Дугенец А.С. Административная деликтность в России: состояние, динамика и средства противодействия / А.С. Дугенец // Административное право и процесс. — 2016. — № 1. — С. 27-31.
9. Иеда, Ю. А. Правовое регулирование порядка взыскания с работника суммы ущерба, причиненного работодателю / Ю.А. Иеда // Общество, экономика и право — 2017: сборник статей международной научной конференции. — 2018. — С. 63-70.
10. Иншакова, Е. А. Понятие и значение административной ответственности юридических лиц в Российской Федерации / Е. А. Иншакова. // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 209-211.
11. Калантарова Э. И. Административно-правовое регулирование ответственности за нарушение налогового законодательства: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2016. — 165 с.
12. Карабашева, Ф. Ш. Правовая природа и генезис ответственности за нарушение обязательств / Ф. Ш. Карабашева, К. Б. Куликова. // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 203-205.
13. Каринский, С. С. Материальная ответственность рабочих и служащих по российскому трудовому праву. М., 2020. – С. 15-18.
14. Каташева, А.С. Материальная ответственность работников за причиненный ущерб / А.С. Каташева // Бюллетень науки и практики. — 2019. — Т. 5. — № 3. — С. 421-425.
15. Королькова Т.А. Административная ответственность должностных лиц / Т.А. Королькова // Бух. учет. — 2017. — № 7. — С. 12-19.
16. Коростелёва, Р. В. Проблемы и перспективы регламентации административно-правового статуса юридических лиц / Р. В. Коростелёва. // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 126-129.
17. Кузнецова, Д.А. Материальная ответственность работника / Д.А. Кузнецова // Научно-практический й журнал Аллея Науки» — №5(21) – 2018. – С. 1-3.
18. Лаврентьев А.З. Проблемы обжалования в судах постановлений по делам об административных правонарушениях / А.З. Лаврентьев // Мировой судья. — 2015. — № 1. — С. 22-27.
19. Попова, О.А. Правовое регулирование понятия материальной ответственности работника: проблемы и перспективы / О.А. Попова // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 2. — № 11 (28). — С. 933-935.
20. Максимов И.В. Предупреждение как мера административного наказания / И.В. Максимов // Юрист. — 2016. — № 11. — С. 40-43.
21. Минашкин А.В. Формирование принципов административного судопроизводства / А.В. Минашкин // Арбитражный и гражданский процесс. — 2016. — № 2. — С. 37-42.
22. Мошкович, А. А. Административная и налоговая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: соотношение и перспективы правового регулирования / А. А. Мошкович. // Право: современные тенденции: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 28-33.
23. Петровский А.В. Привлечение к административной ответственности / А.В. Петровский, Е.Л. Цветкова // Арбитражная практика. — 2017. — № 11. — С. 79-83.
24. Семенчикова, Т.А. Материальная ответственность работника: правовой и учетный аспекты / Т.А. Семенчикова, С.А. Камаева // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2019. — № 3-9. – С.122- 126.
25. Середа, Д.О. Правовое регулирование материальной ответственности работников / Д.О. Середа // Аллея науки. — 2018. — Т. 5. — № 6 (22). — С. 713-717.
26. Шошин, Д. А. Проблемы административной ответственности за нарушения плавил дорожного движения / Д. А. Шошин. // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 90-93.