Фрагмент для ознакомления
2
Территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий (ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК России)) .
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, России, субъектов России, муниципальных образований (ст. 9 ГрК России).
Задачами территориального планирования являются:
– разработка предложений по совершенствованию административно-территориального деления территории субъекта Российской Федерации;
– подготовка предложений по перераспределению земель по формам собственности;
– определение по периодам динамики перераспределения земель по категориям и угодьям;
– определение потребности в земельных ресурсах на перспективу для различных отраслей экономики;
– формирование фонда перераспределения земель для обеспечения земельными участками граждан и юридических лиц в целях развития садоводства, личного подсобного хозяйства, при расселении беженцев, военнослужащих, продажи на аукционах и другое;
– упорядочение структуры землепользований и землевладений;
– разработка мероприятий по совершенствованию планирования рационального использования земель сельскохозяйственного назначения;
– территориальная привязка всей системы природоохранных мероприятий по защите земель от негативных воздействий;
– определение потребности в инвестициях, необходимых для осуществления организационно-территориальных мероприятий, намеченных в схеме землеустройства;
– оценка экологической, экономической и социальной эффективности мероприятий по планированию рационального использования земель и их охраны в регионе.
Территориальное планирование осуществляется в разных масштабах: от страны и крупного региона до отдельных частей населенных пунктов. В процессе разработки планов территориального развития осуществляется зонирование территории, организация системы общественного обслуживания, организация транспортной и инженерной инфраструктуры, проектирование и размещение промышленных объектов, формирование системы зеленых насаждений .
Градостроительство (как вновь строящихся, так и существующих населенных мест) базируется на законодательной основе, соответствующей современному социально-экономическому развитию общества.
В соответствии с ГрК России градостроительная деятельность определяется как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства .
Субъектами градостроительных отношений являются Россия, субъекты России, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени России, субъектов России, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти России, органы государственной власти субъектов России, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Так, в Санкт-Петербурге государственную политику в сфере градостроительства и архитектуры, координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие с организациями, осуществляющими деятельность в Санкт-Петербурге в данной сфере, осуществляет Комитет по градостроительству и архитектуре .
В числе основных полномочий органов государственной власти России в области градостроительной деятельности:
– подготовка и утверждение документов территориального планирования России;
– техническое регулирование в области градостроительной деятельности;
– ведение государственного реестра саморегулируемых организаций и осуществление государственного надзора за их деятельностью;
– ведение федеральной государственной информационной системы территориального планирования;
– установление порядка ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
– осуществление федерального государственного строительного надзора в установленных случаях;
– осуществление контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов России, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности .
Градостроительная деятельность основана на комплексном представлении о территории и учете объективных закономерностей ее развития. Основная задача градостроительной деятельности заключается в создании предпосылок устойчивого развития территории на основе обеспечения баланса интересов различных субъектов (населения, бизнеса, муниципальных образований, государства).
1.2. Нормативно-правовое регулирование территориального планирования и градостроительства
Территориальное планирование позволяет определить, на чем сосредоточить усилия и сконцентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы и как их распределить во времени. В одном случае это может быть решение экологических проблем, в другом случае – создание новых рабочих местам, в третьем – наполнение бюджета. Как правило, в действительности результатом планирования становится не одна, а несколько целей, а точнее их конгломераты. Зачастую результатами стратегического планирования может стать не развитие новых форм деятельности, объектов или условий, а недопущение развития негативных явлений и тенденций. Например, такой целью в северных российских городах было не столько увеличение количества прибывающих новых людей, сколько попытка остановить негативную тенденцию к отъезду людей «на материк». Во всех случаях современная методология управления утверждает, что эффективность сегодняшних действий определяется правильным выбором цели развития объекта планирования, установлением его желательного состояния в будущем .
Первые попытки по упорядочению планировки и застройки городов отмечаются при раскопках древних поселений. Каждая эпоха вносила определенные коррективы в развитие территорий, подчиняя его социальным, экономическим и политическим задачам своего времени .
В настоящее время правовую основу территориального планирования в нашей стране определяет ГрК России.
Современное законодательство о градостроительной деятельности России состоит из ГрК России, ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Так, в Москве принят Закон Москвы «Градостроительный кодекс города Москвы» № 28 от 25.06.08 , в Санкт-Петербурге – Закон Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» № 508-100 от 24.11.09 .
Кроме того, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России .
В основу законодательства о градостроительной деятельности положены следующие принципы:
– обеспечение устойчивого развития территорий;
– обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
– обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
– осуществление строительства на основе документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;
– участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
– ответственность органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов России, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
– осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий;
– осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
– ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
– возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 дек. 2004 г.]. – М.: Эксмо-Пресс, 2021. – 288 с.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 26 (часть I). – Ст. 3378.
3. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 7 (часть II). – Ст. 702.
4. Закон г. Москвы от 25.06.2008 № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы» // Ведомости Московской городской Думы. – 2008. – № 8. – Ст. 123.
5. Закон Санкт-Петербурга от 24.11.2009 № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. – 2009. – № 31.
6. Архитектура и градостроительство в СССР: аннотированный перечень документов / отв. сост. Е. Л. Сушенцова. – Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2014. – 381 с.
7. Береговских А.Н. Трансформация системы управления в градостроительстве как важнейшая мера обеспечения прорывного социально-экономического развития России / А. Н. Береговских // Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования Российской академии архитектуры и строительных наук по научному обеспечению развития архитектура, градостроительства и строительной отрасли Российской Федерации в 2018 году: сборник научных трудов РААСН. Российская академия архитектуры и строительных наук. – М.: АСВ, 2019. – С. 206-213.
8. Гусев И. А. Генеральный план как инструмент устойчивого территориального развития / И.А. Гусев // Огарёв-Online. – 2015. – № 7 (48). – С. 2.
9. Захарова Ж.А. Региональное управление и территориальное планирование: учебное пособие / Ж.А. Захарова, В.А. Кретинин. – Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2020. – 277 с.
10. Лаженцев В.Н. Теория территориального развития и практика территориального планирования / В. Н. Лаженцев // Вопросы территориального развития. – 2017. – № 8 (18). – С. 10.
11. Малеева Т.В. Территориальное планирование: учебное пособие / Т.В. Малеева. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 158 с.
12. Нормативные источники градостроительной деятельности в России: брошюра / М. А. Д. Джасем. – Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова А.В., 2018. – 64 с.
13. Рой О.М. Основы градостроительства и территориального планирования: учебник и практикум для вузов / О. М. Рой. – М.: Юрайт, 2019. – 249 с.
14. Глава Минрегиона предложил разработать градостроительную стратегию РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://ria.ru/20111128/500432586.html (дата обращения: 01.06.2021).
15. Департамент планирования территориального развития Министерства экономического развития России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d27/ (дата обращения: 01.06.2021).
16. Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://kgainfo.spb.ru/about/regulations/ (дата обращения: 01.06.2021).
17. Современные проблемы градостроительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: http://kvobzor.ru/news/i479 (дата обращения: 01.06.2021).