Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная система обучения математике в начальной школе зачастую является неэффективной из-за отсутствия дифференцированного подхода со стороны педагогов к учащимся.
Некоторые учителя не учитывают личностных и индивидуально-типологических особенностей первоклассников, их возрастных возможностей, а также гендерных особенностей развития психики. Это приводит к снижению эффективности обучения и формированию комплексов неполноценности у детей, которые нередко переходят в неврозы.
Степень изученности проблемы. Проблеме математического обучения первоклассников посвящено достаточное количество научных работ, однако лишь некоторые из них посвящены гедерному аспекту организации данного процесса, что говорит об актуальности данной темы для проведения научных исследований теоретического и прикладного характера.
Цель исследования – охарактеризовать обучение первоклассников математике с учетом пола.
Объект исследования – обучение первоклассников математике.
Предмет исследования – гендерные особенности обучения первоклассников математике.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать психофизиологические различия мальчиков и девочек.
2. Выявить проявления различий мальчиков и девочек при обучении.
3. Провести анализ теории и практики обучения первоклассников с учетом пола.
4. Дать характеристику базы исследования и диагностической работы по выявлению половых различий в обучении первоклассников математике.
5. Сформировать приемы обучения первоклассников математике с учетом пола.
6. Оценить эффективность приемов обучения первоклассников математике с учетом пола.
База исследования: ГБОУ «Школа № 124 с углубленным изучением английского языка» Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования: эффективное обучение математики в первом классе возможно лишь при учете педагогом гендерных особенностей развития школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, биографический, сравнительный, историографический, хронологический, классификация, синтез, моделирование, опрос, контент-анализ, статистический.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением научных источников, посвященных проблеме математического обучения, а также гендерным особенностям педагогического подхода в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена оценкой эффективности приемов обучения первоклассников математике с учетом пола.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МАТЕМАТИКЕ
1.1. Психофизиологические различия мальчиков и девочек
Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в утробе матери плод в зависимости от пола ведет себя по-разному – мальчики обычно более активны.
Начиная с трехлетнего возраста, различия интересов, проявлений эмоциональности и поведения все чаще проявляются у мальчиков и девочек.
Мальчики более оптимистичны, проще и откровеннее девочек. Они всегда «больше дети», чем девочки, которые становятся «женщинами» в возрасте пяти лет. Девочки видят намного больше мальчиков, они лучше понимают, что происходит в семье, точнее чувствуют людей. Они проявляют сдержанность и враждебность по отношению к более ярким девочкам и интересуются, во что одеты их подруги [4].
Мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, девочки, наоборот, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь на глазах у посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, что хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», дружелюбнее и вежливее.
Дисциплина у девочек встречается реже, чем у мальчиков, и обычно носит скрытый характер. Девочки чаще обращаются к взрослым с жалобами на мальчиков, даже если настоящими виновниками и подстрекателями беспорядков являются они сами.
Мальчики более агрессивны, чем девочки. Поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена, разницу следует считать врожденной. У девочек преобладает словесная агрессия – они обзываются, кричат, но стараются избегать прямого выражения открытой неприязни. В последнее время возросла агрессивность как мальчиков, так и девочек, которые, как и мальчики, стали прибегать к дракам.
У девочек и мальчиков любого возраста «разные стратегии мозга». У девочек морфологическое созревание мозга, особенно в левом полушарии, происходит быстрее, чем у мальчиков. Поэтому на ранних этапах онтогенетического развития девочки преобладают над мальчиками в запоминании чисел, решении задач и выполнении словесных заданий. После полового созревания картина меняется [7].
1.2. Проявление различий мальчиков и девочек при обучении
Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень успеваемости, мальчики «раскачиваются» долго. Девочки лучше справляются с типичными рутинными задачами. Мальчиков увлекает поисковая деятельность, им лучше меньше объяснять, надо подтолкнуть их к поиску решения.
При организации современного учебного процесса мало учитываются психологические различия мальчиков и девочек. Существующие стратегии обучения, формы и методы работы с детьми в большей степени рассчитаны на девочек, ориентированы на женскую модель поведения, поскольку требуют, прежде всего, трудолюбия, целенаправленного внимания, дисциплины и настойчивости [2].
Мальчики более подвижны, беспокойны, непослушны, у них часто бывают конфликты, поэтому они получают больше дисциплинарных замечаний, негативных оценок, их чаще наказывают. Более низкие академические достижения мальчиков, чем девочек, частые нарушения дисциплины объясняются тем, что роли «настоящей женщины» и «хорошей ученицы» не противоречат друг другу, а роли «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» во многом не совпадают. Это противоречие объясняет негативное отношение к обучению мальчиков, где, по их мнению, нет места проявлению мужских качеств.