Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблемы развития регулятивных процессов в современном мире приобретают все большее значение. Они дают возможность человеку быть настоящим субъектом своей деятельности, поведения, возможности собственного становления, пути и средства их использовании. Самооценка, детерминирующая направление и уровень активности субъекта, становление его ценностных ориентации, личностных смыслов и в конечном итоге предел его достижений, занимает главное место среди таких факторов, которые являются условием формирование механизмов саморегуляции.
Самооценка – это ценность, приписывающаяся индивидом себе или отдельным собственным каче-ствам. Самооценка - главный компонент «Я - концепции», а также важнейшее личностное образование. Адекватная самооценка – это такой психологический фактор развития зрелой личности, который является нужным, а также играет существенную роль в становлении ее индивидуальных особенностей и возрастных характеристик .
Проблема исследования. Вопросы исследования направленности личности, а также самоуважения, самооценки личности, ее устойчивости в последнее время стоят на главенствующих местах психология личности. Подобные явления достаточно сложны и неоднозначны для научного познания, успех их изучения во многом зависит от степени совершенства применяемых методов исследования.
Несмотря на актуальность, социальную востребованность данной тематики, уровень ее изученности остается крайне низким.
Объект исследования: самооценка личности.
Предмет исследования: особенности проявления самооценки личности.
Цель исследования – изучить особенности самооценки у различных групп испытуемых.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самооценка» личности, ее основные характеристики.
2. Рассмотреть особенности «Я-концепции» как основы самооценки.
3. Подобрать методики исследования.
4. Изучить особенности самооценки у различных групп испытуемых.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что у различных групп испытуемых самооценка может различаться.
Методы исследования: в работе использовались теоретические методы (анализ литературных источников, систематизация, классификация полученных данных), практические – психологическое тестирование, математико-статистические методы.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования вносят позволяют лучше понять, систематизировать имеющиеся данные относительно теории и психологии личности, раскрывают взаимосвязь между самооценкой личности и проявлением активности, участием в различных видах деятельности.
База исследования и выборка. В исследовании приняло участие 20 человек – учащихся 11 класса. Исследование проходило на базе общеобразовательной школы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «САМООЦЕНКА»
1.1. Понятие «самооценка»: ее структура, характеристика
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
В отечественной психологии под глобальной самооценкой преимущественно понимается особое аффективное образование личности, которое является результатом интеграции самопознания и эмоционально-ценностного самоотношения (И.И. Чеснокова ) или общее чувство «за» или «против» себя как совокупность позитивных и негативных моментов самоотношения. Следует отметить, что в отечественной психологии понятие целостной общей самооценки развития не получило: большее число исследований посвящено частным самооценкам, которые являются факторами саморегуляции личности, и не позволяют судить о самой сути отношения человека к себе.
В трудах отечественных психологов, таких, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, B.C. Мухина и др. самооценка трактуется как стержень процесса самосознания, его интегрирующее начало; это личностный аспект, органично включенный в самосознание, показатель индивидуального уровня его развития.
Б.Г. Ананьев , что личность является самооценивающимся существом. По утверждению Бернса Р. самооценки человека — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я».
Л.В. Бороздина считает, что самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это оценка с точки зрения определенной системы ценностей .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, а также ценностное отношение к различным объектам, в том числе, к деньгам.
Самооценка - главный компонент «Я - концепции», а также важнейшее личностное образование. Адекватная самооценка – это такой психологический фактор развития зрелой личности, который является нужным, а также играет существенную роль в становлении ее индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.
Несмотря на актуальность, социальную востребованность данной тематики, уровень ее изученности остается крайне низким. Во многом это и определило выбор темы исследования.
Цели исследования достичь удалось. Рассмотрели особенности самооценки у различных групп испытуемых.
Все задачи решены в полном объеме.
1. Раскрыли сущность понятия «самооценка» личности, ее основные характеристики.
2. Рассмотрели особенности «Я-концепции» как основы самооценки.
3. Подобрали методики исследования.
4. Изучили особенности самооценки у различных групп испытуемых.
В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что у различных групп испытуемых само-оценка может различаться.
В результате анализа литературных источников, нами было установлено, что от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Во многом самооценка личности зависит от мотивационно-потребностной сферы.
По полученным результатам, все учащиеся были условно разделены на три группы:
1. Заниженная самооценка
2. Завышенная самооценка
3. Адекватная самооценка.
Группа 1. Учащиеся с заниженной самооценкой. Ориентация на процесс преобладает у учащихся контрольной группы, так как ими больше движет интерес к процессу обучения. Если рассматривать в процентном соотношении, то ориентация на процесс у контрольной группы составляет 73%, у экспериментальной группы составляет 61%.
Группа 2. Учащиеся с завышенной самооценкой. Ориентация на свободу более выражена в кон-трольной группе. У них проявляется подростковое чувство «взрослости», выражающееся в стремлении к независимости, самостоятельности. В процентном соотношении: контрольная группа – 70%, экспериментальная группа – 60%. Ориентация на власть более выражена в контрольной группе. Они стремятся добиться уважения, влияния в данной социальной группе. В процентном соотношении: контрольная группа – 38%, экспериментальная группа – 30% [26, c.49].
Группа 3. Учащиеся с адекватной самооценкой (спортсмены). Ориентация на результат преобладает учащихся 11 класса, занимающихся спортом. Для них наиболее важен результат, итог их деятельности. В процентном соотношении: контрольная группа – 56%, экспериментальная группа – 75%. Ориентация на альтруизм преобладает в экспериментальной группе. В процентном соотношении: контрольная группа – 49%, экспериментальная группа – 70%.
Ориентация на труд преобладает у одиннадцатиклассников, занимающихся спортом. У них больше теоретических знаний и практических навыков, чем у подростков с девиантным поведением, поэтому свободное время они используют для того, чтобы что-то сделать самостоятельно. В процентном соотношении: контрольная группа – 51%, экспериментальная группа – 65%.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Августова Ю.В. Историко-педагогический аспект развития практико-ориентированного обра-зования в отечественной педагогике // Вестник ПГГПУ. – 2020. - №3. – С.95-100.
2. Александрова Е. А. Индивидуально-ориентированные траектории воспитания и развития как альтернатива фронтальным планам воспитательной работы в классе // Директор школы. - 2018. - №4. - С. 73-77.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
5. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. 1992. № 4. С. 99-100.
6. Вартанова, И. И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей / И. И. Вартанова М.: Мир психологии. - 2018. - №. 3. - С. 131-142.
7. Волков Б.С. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 266 с.
8. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы пси-хологии. – 2014. - № 3. – С. 43-52.
9. Карпова Е.В. Акцентуации характера в структуре мотивационной сферы личности школьников // Ярославский педагогический вестник. – 2017. - №6. – С.220-226.
10. Карпова Е.В., Макарычева И.Н. Взаимосвязь рефлексивности и мотивации в детерминации учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №6. – С. 268-273.
11. Карпова Е.В., Макарычева И.Н. Взаимосвязь рефлексивности и мотивации в детерминации учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №6. – С. 268-273.
12. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между спо-собом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа / Под ред. А. В. Рассохина. Т. 1. М., 2019. – 301 с.
13. Крайник В.Л., Дедловская М.В. Проблема формирования мотивационной готовности школь-ников к занятию физической культурой в современной образовательной парадигме // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - №6(73). – С. 311-314.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с.
15. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.
16. Макарычева И.А. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебной деятельности // Вестник науки и образования. – 2018. – Т.1. - №4(40). – С. 82-86.
17. Макарычева И.А. Оценка уровня мотивации у младших школьников // Вестник науки и обра-зования. – 2018. –Т.1. - №5(41). – С. 105-108.
18. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 540 с.
19. Мешков Н.И., Мешков Д.Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. – 2015. – Т.19. - №1. – С. 37-43.
20. Олешко Т.В. Формирование мотивации обучения иностранных учащихся на предвузовском этапе: некоторые пути решения проблемы // Инновационные технологии в образовании. – 2018. - №1. – С. 163-172.
21. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука, 1977. – 144 с.