Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Феномен трудовой миграции никуда не исчезнет, он будет расти количественно и становиться все более сложным качественно. Компаниям необходимы творческие стратегии для навигации в мировых потоках че-ловеческого капитала. При этом бизнес будет все в большей степени зави-сеть от качества политик и институтов, определяющих ситуацию в каждой конкретной стране. Категорически необходимо, чтобы политики, прини-мающие соответствующие решения, слышали мнение бизнесменов.
В последние несколько лет вопрос о международной миграции за-нял видное место в политической повестке дня, особенно в странах Запада с развитой экономикой. Практически каждая значимая политическая груп-па или партия в США, Евросоюзе, Канаде, Австралии и других странах имеет четкую позицию в поддержку или против миграции, отражая инте-ресы своих последователей. Не менее важен этот вопрос и для таких стран, как Россия, Турция, Индия или Иран; несмотря на традиционно менее ак-тивное обсуждение этого вопроса на официальном уровне, он зримо при-сутствует в неофициальном политическом дискурсе этих стран.
Глава 1. История трудовой миграции
1.1 Новый этап исторического процесса миграции
В XVI веке появился новый тип мигрантов - жители Европы, само-стоятельно принявшие решение исследовать открытый незадолго до этого Новый Свет. В XIX веке миграционный процесс усилился: в качестве при-мера можно назвать переселение ирландцев в США в 40-е годы XIX века или волны миграции из британских колоний на полуострове Индостан в Восточную Африку или регион Карибского бассейна. В результате к началу XX века в мире появилось множество новых стран, созданных в соответствии с официальным девизом государства Ямайка: «Из многих - единый народ».
Тем не менее во второй половине XX и в начале XXI века миграция во всем мире приобрела новые черты. Массовые потоки внутренних и внешних мигрантов бросают вызовы сложившимся культурным, социаль-ным и экономическим моделям принимающих стран и стран-доноров, независимо от того, идет ли речь о миграции «с Юга на Юг», «с Юга на Север» или «с Севера на Север». При этом в основе миграции лежат самые разные движущие силы, от нужды до поиска новых возможностей, и соот-ветствующий набор персональных стратегий, реализуемых мигрантами.
Следует отметить, что в политических кругах и обществе все еще отсутствует понимание всей сложности этого явления. Разговоры об «угрозе», «вызове» и «кризисе» особенно усилились после случившегося в 2015 году наплыва в ЕС беженцев из раздираемой войной Сирии и сопре-дельных с ней стран. Однако у миграции, которая превращается в один из ключевых демографических факторов современного мира, есть множество более привлекательных сторон. Мигранты внесли большой вклад в созда-ние целого ряда процветающих современных государств. В условиях за-медления экономического роста в развитых странах, в значительной сте-пени вызванного «демографической стагнацией», приток мотивированных трудовых мигрантов может значительно повысить конкурентоспособность производственного сектора стран с развитой экономикой по сравнению с быстроразвивающимися рынками, не испытывающими дефицита демогра-фических ресурсов.
В последние несколько лет вопрос международной миграции занял одно из ключевых мест в политической повестке дня. На фоне жарких де-батов в СМИ нередко упускается из виду тот факт, что современная ми-грация - сложное и многогранное явление. Существует не так уж много со-циальных проблем, по которым в обществе и в кругу исследователей наблюдается столь значительное расхождение мнений. При этом дискуссия сосредоточена в основном на сиюминутных социальных аспектах мигра-ции, как с точки зрения самих мигрантов, так и с точки зрения местного населения, в то время как долгосрочным экономическим последствиям международной миграции уделяется существенно меньшее внимание.
Миграция всегда была преобразующей силой человеческой цивили-зации; практически все ведущие современные страны сформировались в результате масштабных миграционных процессов. Тем не менее во второй половине XX и в начале XXI века миграция во всем мире приобрела новые черты. Массовые потоки внутренних и внешних мигрантов бросают вызов сложившимся культурным, социальным и экономическим моделям прини-мающих стран и стран-доноров, независимо от того, идет ли речь о ми-грации «с Юга на Юг», «с Юга на Север» или «с Севера на Север». При этом в основе миграции лежат самые разные движущие силы, от крайней нужды до поиска новых возможностей, и соответствующий набор персо-нальных стратегий, реализуемых мигрантами.
В то же время наблюдается новый виток развития сравнительно трудоемких отраслей производства в странах с развитой экономикой, в том числе в промышленности и современном сельском хозяйстве. Благо-даря этому подъему в сочетании с постоянно замедляющимся (или даже отрицательным) «органическим» демографическим ростом в этих странах возникает значительная потребность в притоке внешних трудовых ресур-сов. Этой потребности соответствуют факторы, стимулирующие трудовую эмиграцию в развивающихся странах, которые нередко испытывают труд-ности с эффективным применением своего «демографического дивиденда» и вынуждены экспортировать человеческий капитал.
1.2 Миграционные потоки на территории России
Считается, что в России низкая миграционная мобильность и из-за этого тормозится экономическое развитие регионов. Однако это мнение не соответствует реальной картине.
Миграционные потоки на территории России разнообразны и до-вольно велики. Из региона в регион переезжают на постоянное место жи-тельства российские долговременные мигранты, российские же граждане участвуют в межрегиональной трудовой миграции, в регионы также при-езжают долговременные и трудовые мигранты из-за рубежа.
Численность долговременных мигрантов внутри России в последние годы стабилизировалась – свыше 4 млн человек, что примерно соответ-ствует показателю позднесоветского времени, и это отнюдь не малая вели-чина. По числу мигрантов, переселяющихся между регионами и муници-палитетами, Россия сопоставима с такими странами – членами Организа-ции экономического сотрудничества и развития, как Германия или Япония, но это число существенно ниже, чем в США, Великобритании и Австра-лии.
Наиболее высокий миграционный прирост числа долговременных мигрантов (разница между въехавшими и выехавшими) в 2016–2017 гг. на 1000 человек населения региона зафиксирован в Севастополе; в числе ли-деров были также Москва и Санкт-Петербург, их области, Краснодарский край и другие устойчиво привлекательные регионы. Наиболее интенсив-ный миграционный отток шел в эти годы с Чукотки, из Магаданской обла-сти, Еврейской автономной области, республик Коми и Калмыкии, Кам-чатского края. В целом миграционный прирост имели только 16 регионов из 85, т. е. «миграционное поле» долговременной межрегиональной ми-грации крайне поляризовано на полюсе притока.
Помимо долговременной миграции в России значительный размах получила временная трудовая миграция, или отходничество. Численность россиян, имеющих место работы в другом регионе, по данным обследова-ния рабочей силы Росстата, в последние годы приблизилась к 3 млн чело-век (с учетом маятниковой миграции, когда люди выезжают на работу в другой регион в ежедневном режиме; самый яркий пример – миграция между Московской областью и Москвой). Данный показатель не учитывает трудовую миграцию внутри регионов, которая также значительна.
В абсолютных значениях самым массовым местом притяжения внутрироссийских трудовых мигрантов служит Московский регион. Москва и Московская область лидируют как центр притока отходников в регионах Центрального, Приволжского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Можно с большой долей уверенности сказать, что в Москве и области работает каждый второй внутрироссийский временный трудовой мигрант. В Тюменскую область и ее северные округа (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) преимущественно вы-езжают жители Урала и Предуралья, Западной Сибири. На Санкт-Петербург и Ленинградскую область ориентированы только жители четы-рех регионов Северо-Запада.
Глава 2. Влияние пандемии на миграцию трудовых ресурсов в России
2.1 Нехватка трудовых ресурсов в России как последствие пандемии
Пандемия COVID-19 крайне резко сократила трудовую миграцию. Как минимум, треть иностранных работников в период закрытия границ покинула Петербург и осталась в своих странах. На их массовый возврат в ближайшее время рассчитывать не стоит — при закрытых границах «пра-вила игры» по привлечению иностранной рабочей силы на российский рынок труда серьезно ужесточились.
При этом поток иностранцев, побывавших в городе, за прошлый год и так уже почти превратился в ручеёк. В Северную столицу в 2020 го-ду приехали чуть более 213 тысяч граждан других государств — на 88% процентов меньше, чем годом ранее. Из них только каждый третий заявил, что его цель — работа. Схожая ситуация наблюдалась во многих россий-ских регионах. А вернуть иностранную рабочую силу в просевшие отрас-ли— строительство или сферу ЖКХ — теперь на порядок сложнее. «Ал-горитм действий по привлечению в экономику Российской Федерации ино-странных граждан», разработанный Министерством труда и социальной защиты, утвержден правительством РФ в середине января и сейчас начи-нает активно применяться на практике.
Он ставит очень жёсткий бизнес-фильтр в этой сфере деятельности. Приглашать и трудоустраивать иностранцев в России смогут только орга-низации, доход и среднесписочная численность работников которых за предшествующий год превышает 2 млрд рублей и 250 человек соответ-ственно. Условия, практически невыполнимые для подавляющего числа компаний, использующих труд иностранцев.
На данный момент к работодателю, подающему заявку на привле-чение иностранной рабочей силы в строительстве, применяются, среди прочих, такие критерии, как — подтверждённый годовой доход от 2 млрд рублей и доля иностранных граждан не более 80% от численности штата. Таким образом, привлечение иностранных работников доступно только для самых крупных предприятий, которых за пределами Москвы единицы. Так, в Санкт-Петербурге из компаний, которые ранее привлекали на рабо-ту иностранных граждан и подавали уведомления о заключении трудовых договоров, по критериям алгоритма не проходит практически никто. Оче-видно, что нужно снижать критерий по уровню доходности предприятий.
2.2 Коронавирус и трудовая миграция
Более половины трудовых мигрантов высказали намерение в ко-нечном итоге остаться в России навсегда. Это отмечается в исследовании "Коронавирус и трудовая миграция", проведенном учеными НИУ ВШЭ.
Исследование осуществлялось путем онлайн- и телефонных опро-сов. Опрашивались мигранты, находящиеся в России и за ее пределами. Выяснилось, что в апреле без работы остались 33,8 процента из числа за-нятых до эпидемии (по сравнению с 3 процентами в марте и 28,8 процента в мае). Всего же потеряли работу треть мигрантов. В Москве им пришлось тяжелее, чем в других регионах, из-за введенного строгого режима изоля-ции для иностранных работников. В столице без работы остались 40,8 процента гастарбайтеров, тогда как в регионах - 21,2. "Работодатели из-бавлялись в первую очередь от менее опытных и квалифицированных ра-ботников и неформально занятых, то есть тех, чьи трудовые отношения основывались на устных соглашениях. Трудно пришлось самозанятым, а также работавшим в микро- и малых предприятиях", - говорится в докла-де, подготовленном по результатам исследования. Безработными оказа-лись 54,3 процента мигрантов из числа гостиничного и ресторанного пер-сонала, 35,4 процента домработниц и бебиситтеров, 32,9 процента про-давцов и лишь 18,5 процента строителей. "В отличие от российских ра-ботников, в массовом порядке переживших сокращение оплаты труда, ми-гранты столкнулись с массовыми сокращениями, обусловленными закры-тием бизнесов", - отмечается в исследовании. Основная причина увольне-ния (ее назвали более трети опрошенных) - закрытие предприятий и со-кращение штата. Бывало, однако, и так, что работнику не платили, но предоставляли еду и жилье. Об этом рассказали 18,9 процента опрошен-ных. Денег даже на еду не хватало 35 процентам респондентов.
Тем не менее лишь каждый десятый раздумывал, стоит ли временно покинуть Россию, переждать трудности на родине, а потом вернуться. Большинство - 42,4 процента опрошенных - были уверены, что смогут вернуться на старую работу, 42,8 процента - что найдут себе новую. Те же, кто намеревался, но из-за карантина не смог приехать в Россию, заявили, что не отказываются от своего намерения. Потому что ситуация на рынках труда в странах СНГ сейчас гораздо хуже, чем в России.
Трудовая миграция смягчает давление на рынке труда в странах с быстро растущим молодым населением (Киргизия, Узбекистан, Таджики-стан) или странах со сжимающимся рынком труда (Армения, Молдавия, Украина). По нашим исследователей, основанным на данных Банка России и статистике Всемирного банка, при условии сохранения ограничений на въезд в Российскую Федерацию объемы переводов мигрантов в 2020 году по сравнению с 2019 годом могут уменьшиться в странах СНГ на 30 про-центов, что сильно ударит по благосостоянию населения этих стран, ста-бильности их финансовых систем и снизит размеры инвестиций в их эко-номику.
2.3 Статистика трудовой миграции в России
Почти 3 млн россиян (4,1% всего занятого населения) в 2019 году работали за пределами региона проживания, следует из данных Росстата по внутрироссийской трудовой миграции по итогам прошлого года. В аб-солютном выражении численность граждан России, трудоустроенных не в родных местах, уменьшилась впервые с 2014 года, когда наблюдалось не-большое снижение: до этого года и после внутрироссийская миграция по-следовательно росла.
По мнению экспертов, снижение межрегиональной трудовой мигра-ции не станет тенденцией: последствием пандемии COVID-19 может стать ее усиление из экономически слабых регионов в более сильные.
Региональные лидеры по оттоку работающего населения.
Маятниковая трудовая миграция по итогам 2019 года обеспечила Московской и Ленинградской областям сохранение лидерства по доле за-нятого населения, выезжающего на работу за пределы своего региона. 20,2% работающего населения Подмосковья (более 822,1 тыс. человек; то есть каждый пятый занятый) трудились в другом субъекте Федерации, в Ленинградской области — 18,3% (170,5 тыс. человек). Ближайшие к Москве и Санкт-Петербургу, эти регионы являются поставщиками рабочей силы в столицы, отметил проректор Финансового университета при прави-тельстве Александр Сафонов. За ними следуют Республика Адыгея (анклав внутри Краснодарского края), в которой 16,4% работающего населения выезжали на работу за ее пределы, Чувашия с 13,8% занятых и Калмыкия с 12,9%, следует из данных Росстата.
Численность занятого населения, работающего за пределами Мос-ковской области, в 2019 году сократилась на 81,6 тыс. человек по сравне-нию с 2018 годом (822,1 тыс. против 903,7 тыс.). Регион внес основной вклад в снижение трудовой миграции в целом по стране.
Снижение может объясняться точностью статистического учета тру-довой миграции. Представленные Росстатом показатели «идут с очень большой недооценкой», госстатистика не может охватить весь пласт тру-довой мобильности, которая в действительности намного выше.
Росстат ежегодно публикует сведения о межрегиональной трудовой миграции, которые получает по итогам ежемесячного обследования рабо-чей силы. Оно проводится на основе выборочного опроса населения стар-ше 15 лет (до 2017 года в возрасте 15–72 лет) по месту постоянного про-живания. Обследование охватывает все субъекты, городскую и сельскую местность. За каждое обследование опрашиваются около 77 тыс. человек (0,06% от численности населения обследуемого возраста). В соответствии с методологическими положениями при отсутствии лица на момент опроса сведения о нем могут быть получены со слов родственников.
Влияние пандемии на трудовую миграцию
Пандемический кризис и обвал цен на нефть приведут к ускорению внутрироссийской миграции в ближайшие два года: россияне будут стре-миться в крупные экономические центры, из-за чего менее развитые регио-ны столкнутся с долгосрочным падением доходов и замедлением экономи-ческого развития, ожидают аналитики агентства Moody's. Более чем в 75% регионов, где наблюдался миграционный отток населения в 2014–2017 го-дах, произошли снижение среднедушевых доходов и рост экономического неравенства, указали эксперты. Потеря трудоспособного населения приве-дет к замедлению деловой активности и снижению налоговых поступлений (НДФЛ, акцизов, налога на имущество и др.) в региональные бюджеты.
Заключение
Оценивая состояние и социально-экономические последствия меж-дународной миграции для Российской Федерации, можно сформулировать ряд выводов:
Влияние миграции чаще всего оказывается ситуационно обуслов-ленным, а потому неоднозначным. И если говорить о преобладающем влиянии в нынешних российских условиях, то следует признать, что оно заключается в создании или усилении угроз различным составляющим экономической безопасности.
Вместе с тем прослеживаются и некоторые позитивные социально-экономические последствия миграции для состояния социально-экономической сферы. Но поскольку в большинстве случаев они остаются как бы в свернутом виде, правильнее, видимо, утверждать, что существуют потенциальные возможности для проявления позитивного вклада мигра-ции в будущем, когда этот потенциал будет востребован изменившейся экономической ситуацией.