Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена одним из самых острых практических вопросов менеджмента организации - эффективной системой трудовой мотивации и стимулирования персонала. Изучение системы трудовой мотивации, слияние материальных интересов, целей и задач компании помогают руководителю в создании структуры трудовой мотивации, привлекают и удерживают квалифицированный персонал, контролируют и управляют расходами на рабочую силу, при этом оптимально выдерживая необходимое количество сотрудников. Грамотное стимулирование и трудовая мотивация в совокупности необходимы для эффективной деятельности любой организации, так на уровень качества труда сотрудников эти факторы влияют напрямую. Согласно статистическим данным, потребности сотрудников могут меняться в зависимости от социальных отношений в обществе - активно используются как и материальные, так и не материальные методы вознаграждений, ведь моральные стимулы и разнообразные социальные льготы имеют такое же большое значение для сотрудника, как и финансовый фактор. Для достижения всех перечисленных целей и разрабатывается внутрифирменная система трудовой мотивации персонала - очень специфическая и сложная стратегическая задача в управлении ресурсам, требующая профессионального понимания сущности и объектов стимулирования, знаний и опыта разработки, грамотного применения методов вознаграждения.
Базой теоретического исследования работы послужили разнообразные широко обсуждаемые в современной экономической литературе системы трудовой мотивации, совершенствования форм оплаты и стимулирования трудовой деятельности. Однако, довольно много внимания данному анализу уделялось еще в начале 80-х гг. 20-го века. Особенно информативно такую тенденцию можно разглядеть, проявив интерес к опыту «Дженерал Моторс» и IBM. В начале 90-х гг. достойны внимания рассуждения по исследованию специфики ESOP - Employee Stok Ownership Plan, которые активно применяются по настоящее время. В современных научных и публицистических изданиях и интернет-статьях актуальность проблемы трудовой мотивации, стимулирования сотрудников и «приспособление» имеющихся систем оплаты труда под определённые условия работы организации подчёркивается и активно обсуждается многочисленными зарубежными и отечественными авторами и исследователями. По моему наблюдению, на первый план обычно выходят вопросы укрепления связи уровня оплаты труда с результатами производственной деятельности и практическая реализация сотрудничества работодателя и его сотрудника. Но если пытаться «приспособить» классические теории трудовой мотивации к современным условиям, они окажутся в некоторых аспектах не систематизированы, затруднительны для использования современных технологий и методов стимулирования на практике, так как еще слабо изучены особенности и нюансы мотивации сотрудников, занятых в отдельных видах производства и отраслях экономике в целом. Однако, есть ряд трудов, посвященных и данной тематике - у таких авторов как В.А.Василенко, И.Н. Герчикова, Р. Марр, В. Вебер,, В.И.Ковалев, Травин В.В, Дятлов В.А, И. Хентце, А. Каммел, К. Линдерт представлены некие базовые правила, принципы и технологии, попытка внедрения и интеграции этих разработок в области управления предприятием и руководства персоналом, восполнение потребностей работников. На мой взгляд, наиболее верно и обоснованно отражено определение потребности в статье у В.А.Василенко: потребность – это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности. Отдельного внимания заслуживает и точка зрения В.И.Ковалева - возникновение у человека потребности связано с “присвоением”, принятием им нужд общественного развития. По мнению Травина В.В. и Дятлова В.А. мотивация – это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов. Современные проводимые социологические исследования по развитию, особенностям и тенденциям в сфере трудовой мотивации могут оказать определённую помощь в изучении данного вопроса. Данного рода исследования также послужили информационной основой работы. Также использовались законодательные акты органов управления (в качестве нормативной основы), данные анкетного и экспертного опросов, проведенных в исследуемой организации, научные публикации, интернет-статьи, материалы периодической печати, статистические данные и прочее. Недостаток разработок в сфере проблем трудовой мотивации сотрудников компании, теоретическое и практическое значение оптимального решения этих проблем и определило цель исследования.
Целью работы является разработка практических рекомендаций по повышению эффективности системы трудовой мотивации сотрудников.
Объектом исследования является система трудовой мотивации сотрудников ООО «Гранд Каскад».
Предмет исследования - принципы построения и функционирования системы трудовой мотивации персонала в рамках совершенствования проводимой кадровой политики.
Рабочая гипотеза включает в себя предположение следующего характера: совершенствование эффективности трудовой мотивации персонала на предприятии будет достигаться, если:
- управленческая политика организации осуществляется в соответствии с требованиями развития конкретной организации и общими законами функционирования рынка;
- при построении работы с персоналом предприятия и построении кадровой политики присутствует фундаментальная мотивация, происходит использование внутреннего резерва за счет поощрительной мотивационной политики руководства (создание бонусной системы выплат, премирование, нормирование труда и т.д.);
- формируемая система стимулирования и мотивации персонала является разветвленной и ее критерии, и параметры четко соответствуют общим показателям эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
- обеспечивается четкая организация выполнения функций подразделений, стимулирующих развитие предприятия;
- учитываются ошибки прошлых лет в управлении персоналом на предприятии.
Основными задачами работы являются:
1. Провести изучение теоретических основ и современных тенденций трудовой мотивации, оценить и выявить принципы уровня мотивации сотрудников в организации
2. Проанализировать принципы работы системы трудовой мотивации, изучить и дать оценку уровню влияния мотивирующих факторов на показатели трудовой деятельности сотрудников
3. Разработать практические рекомендации по совершенствованию системы трудовой мотивации персонала на предприятии.
Методологической основой работы послужил ряд ключевых положений экономических исследований и учений, связанных с управлением персоналом. Использовались также и научные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы изданий и статей, посвящённых вопросам трудовой мотивации, формирования систем поощрения труда и управления карьерой. Теоретическим преимуществом являлся системный подход к выполнению поставленной задачи.
В работе использовались такие общенаучные методы исследования как анализ, метод опроса и анкетирования, синтез, экономико-статистический метод, метод системного и ситуационного анализа результатов деятельности организации, обработка полученных данных.
Глава 1. Теоретические основы системы трудовой мотивации персонала
на предприятии
1.1. Основные понятия, теории мотивации
Анализируя проблему трудовой мотивации, необходимо рассматривать мотивацию, как психологический фактор, в котором основополагающими являются такие базовые понятия, как «потребность», «мотив» и «стимул». С психологической стороны иногда довольно сложно понять и определить, что конкретно побуждает человека к определённой деятельности. Но при проведении исследования поведения личности «в коллективе», в атмосфере и системе какой-либо организации, нам открываются объяснения трудовой мотивации и это позволяет создать некие прагматические модели мотивации человека на данном рабочем месте.
Из изученных источников я могу выделить наиболее обоснованное определение потребности - В.А. Василенко пишет, что «потребность – это заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности.». Заслуживает внимания и точка зрения В.И. Ковалева - он утверждает, что возникновение у человека потребности связано с “присвоением”, принятием им нужд общественного развития. Например, потребность в труде возникает вследствие осознания общественной необходимости, важности труда для каждого человека для общества, государства. Требования общества к каждому своему члену выступают в роли мотивационных заданий; после принятия человеком они становятся долговременными мотивационными установками, которые в определенных ситуациях актуализируются и превращаются в мотивы поведения и деятельности.
Теории мотивации различаются на две категории: содержательные и процессуальные.
В исследовании рассмотрим теории мотивации Маслоу, Герцберга и Мак-Клелланда, как наиболее распространённые и содержательные теории.
Согласно теории Маслоу, у человека имеется множество разнообразных потребностей, но все их можно обобщить в пять основных категорий, которые складываются в следующую иерархическую структуру.
1. Первоочередно - физиологические потребности – потребности, необходимые для выживания - еда, вода, укрытие, отдых . Маслоу также добавлял сюда и сексуальное удовлетворение.
2. Потребность в безопасности, защищённости и уверенности в будущем проявляется в виде защиты от различного рода опасностей (физических и психологических) вокруг человека и уверенность в возможности удовлетворения данного рода потребностей в будущем. Например, приобретение страховки жизни и здоровья, или же поиски стабильного заработка и являются потребностью уверенности в будущем.
3. Социальные потребности - чувство взаимодействия с социумом, необходимости принадлежности, привязанности к чему-либо или кому-либо, осознание принятия человека другими людьми.
4. Потребность в уважении – самоуважение и уважение со стороны других.
5. Самовыражение - потребность в личностном росте и реализации своих возможностей.
Также потребности делятся на первичные и вторичные – таким делением Маслоу наглядно показывает, что потребности с нижнего уровня требуют удовлетворения в первую очередь.
Если рассматривать теорию Герцберга, он выделяет определённые аспекты, которые влияют на личность в выполнении той или иной деятельности и удовлетворяющих определённые потребности – размер оплаты труда, ощущение успеха, степень ответственности, отношения внутри коллектива.
Теория Дэвида Мак Клелланда также делает упор на потребности высших уровней – по его мнению, личностью правит желание воздействия, жажда власти и успеха. Однако, личности с жаждой власти – это не только рвущиеся к ней люди с высокими амбициями. Дэвид Мак Клелланд отмечал, что у людей, у которых основным желанием является проявление своего влияния, а не жажда власти, у которых отсутствует излишняя склонность к тирании, необходимо заранее готовить к занятию высоких должностей.
Потребность успеха также находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют умеренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно . Опираясь на вышеизложенные суждения, можно сделать вывод, что мотивация есть ни что иное, как создание тех условий, при которых оказывается влияние на поведение и деятельность личности, которые побуждают человека намеренно достигать всех поставленных им целей, направляют его возможности в верное русло. С психологической точки зрения мотив, а не стимул направляет человека.
Стимул только со временем может стать мотивом, то есть, когда он пересечется с системой потребностей определённой личности.
Сказанное можно выразить простой формулой: мотив = стимул + потребность.
Стимулирование в трудовой деятельности, как отмечалось выше, это определённые условия, которые предполагают повышение активности человека в трудовой деятельности, которые влекут за собой чёткие результаты, которые удовлетворяют потребности человека, формируют мотивы.
Таким образом, стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Разница заключается в том, что стимулирование выступает средством, с помощью которого можно осуществлять мотивирование. Чем выше уровень развития человеческих отношений в организации, тем реже в качестве инструмента управления людьми используется стимулирование. Если вы хотите мотивировать людей с потребностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами .
Среди более современных теорий мотиваций выделяют процессуальные теории - они признают мотивирующую роль потребностей, но сама мотивация в них рассматривается как именно фактор, направляющий человеческие усилия на достижение целей. Эти теории признают существование потребностей, но согласно им, поведение людей можно определить не только опираясь ни них. Согласно этим теориям, поведение личности - восприятие ситуации и ожидание определенного исхода, признание последствий выбранного типа поведения.
Выделяют три основные процессуальные теории - теория справедливости, ожидания и модель Портера-Лоулера. Рассмотрим более подробно каждую из них.
1. Теория ожиданий сразу знакомит нас с работами Виктора Врума, в которых основополагающим является положение о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого . Ожидания можно рассматривать как оценку данной личностью вероятности определенного события. При анализе трудовой мотивации эта теория подтверждает значимость трёх связей: трудозатраты - результаты - вознаграждение - удовлетворенность.
Ожидания в отношении трудозатрат - результатов - это соотношение между трудозатратами и его итогами. Безусловно, не всегда люди могут рассчитывать на то, что их усилия приведут к желаемым результатам, но если человек чувствует отсутствие прямой взаимосвязи трудозатрат и результата, то именно опираясь на теорию ожидания, его мотивация со временем будет слабее, Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за разнообразных причин (например, из-за плохой подготовки сотрудника).
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Жуков В.А., Панина О.В. Аспекты мотивации государственных гражданских служащих. – М.: Юстицинформ, 2015. – 95 с.
2. Мотивация персонала / Ю.Г. Одегов и др. - М.: Альфа-пресс, 2015. - 640 c.
3. Мурина И.А. Современные методы мотивации и стимулирования труда: статья в сборнике трудов конференции, Полесский государственный университет, Беларусь, 2014 – 56 с.
4. Одегов, Ю.Г. Мотивация персонала. Учебное пособие. Практические задания (практикум) / Ю.Г. Одегов. - М.: Альфа-пресс, 2016. - 182 c.
5. Орлова, Е. В. Мотивация персонала. Денежная и иная (проблемы документального оформления, учета, налогообложения) / Е.В. Орлова. - М.: Библиотечка «Российской Газеты», 2015. - 176 c.
6. Осипов Г.В, Лисичкин В.А., Корягин Н.Д, Менеджмент: Учебник: Юридическое издательство Норма; Москва : Издательский Дом «ИНФРА-М», 2015. - 386 с
7. Питер, Г. Исследование мотивации персонала. Определение и повышение уровня лояльности сотрудников методом... / Гаудж Питер. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2017. - 722 c.
8. Пономарев, И.П. Мотивация работой в организации / И.П. Пономарев. - М.: Едиториал УРСС, 2015. - 224 c.
9. Страхова О.А. Организационное поведение: лидерство и личная эффективность руководителя: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 85 с.
10. Уайтли, Ф. Мотивация / Ф. Уайтли. - М.: Диалектика / Вильямс, 2017. - 517 c.
11. Филина Ф.Н. Все сложные кадровые вопросы, М.: ГроссМедиа Ферлаг, РОСБУХ, 2016. - 328 с.
12. Филина Ф.Н. Все сложные кадровые вопросы, М.: ГроссМедиа Ферлаг, РОСБУХ, 2016. - 218 с.
13. Хайди Грант Хэлворсон Психология мотивации [Электронный ресурс]: как глубинные установки влияют на наши желания и поступки / ГрантХэлворсон Хайди, Хиггинс Тори. - Электрон. текстовые данные. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. С. 101.
14. Хекхаузен Мотивация и деятельность / Хекхаузен, Хайнц. - М.: Педагогика, 2014. - 800 c.
15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2013. С. 47.
16. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2013. С. 115.
17. Шапиро, С.А. Мотивация: моногр. / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2015. - 224 c.
18. Элизабет, М. Мотивация персонала. Инструменты мотивации / Мерманн Элизабет. - М.: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2015. - 619 c.