Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Обновление современного российского образования сопровождается интенсивным поиском путей совершенствования педагогического процесса во всех звеньях образовательной системы. Не составляет исключения в этом плане и дошкольное образование, являющееся начальным уровнем образования. Среди многих проблем содержания дошкольного образования особое место в настоящее время занимают вопросы, связанные с формированием культуры межнационального общения.
Проблема воспитания культуры межнациональных отношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике.
Глава 1. Теоретическое обоснование сказки как средство воспи-тания межнациональных отношений детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие «сказки как средство воспитания межнациональных от-ношений детей старшего дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе
Культура общения как личностное образование в процессе социализации человека проходит множество уровней, каждый из которых характеризуется определенными знаниями и навыками в области коммуникации, степенью проявления толерантности к чужому мнению, что позволяет судить о выраженности данного качества у отдельной личности и коллектива в целом.
Общение между людьми является необходимым условием формирования и развития личности, усвоения ею духовных ценностей, осмысленной деятельности.
Культура общения, регулируя человеческие взаимоотношения и соотнося их с общественными требованиями, обеспечивает формирование в личности необходимых нравственных качеств и обуславливает стратегию поведения в социуме. Разновидностью общения является «межнациональное общение», с помощью которого личность реализует национальные отношения. Через понимание данного феномена можно уяснить сущность понятия «культуры межнационального общения».
С точки зрения Ф.С. Бабейко, межнациональное общение - это «обусловленная общественной потребностью активная деятельность этносов и наций по взаимопознанию и проявлению своего отношения к национальной стороне взаимоотношений» [5, с. 19]. Данное определение является не в полной мере исчерпывающим и отражает, в основном, общую характеристику взаимодействия групп людей, не конкретизируя национальный аспект в общении.
По словам Л.М. Дробижевой, «сущность межнационального общения состоит в процессе сотрудничества множества индивидов, являющихся носителями национальных, классовых, и общечеловеческих универсальных интересов. Ее специфические особенности и своеобразие заключаются в способности актуализировать отношения между нациями, выявлять их скрытые стороны, то есть переводить их из неявного в явное. Оно может рассматриваться как составной элемент межнациональных отношений на межличностном уровне, подчиненный аналогичным закономерностям» [10, с. 45].
Этот подход, важный с методологической точки зрения, дает возможность понять, что представители различных национальностей в процессе общения реализуют одновременно личностные и межнациональные отношения в системе социального взаимодействия. Однако данный подход, с учетом интерпретации общения как сотрудничества, не предполагает взаимодействия представителей различных национальностей, испытывающих неприязнь друг к другу.
На основании вышеуказанных подходов представляется возможным предположить, что межнациональное общение - это способ выражения отношений между представителями различных этносов, проявляющийся в межличностном общении, повседневной совместной деятельности, обусловленный потребностью в приобретении и накоплении социального опыта, а также приобщении его к культурным ценностям других национальностей.
Исходя из этого, можно предположить, что межнациональное общение может выступить как средство реализации межнациональных отношений на межличностном и социальном уровне, направленное на формирование культуры отношений между индивидуумами, способностей решать возникающие межэтнические конфликты мирными, гуманными, диалоговыми методами.
Р.Г. Абдулатипов в своем исследовании замечает, что «культура межнационального общения, обнаруживаясь необходимым атрибутом любой сферы межнациональных отношений, по природе своей есть феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическое, нравственное существо национальных отношений» [1, с. 38].
Т.Ю. Бурмистрова и О.А. Дмитриев обусловливают культуру межнационального общения как «совокупность мировоззренческих, идейно-политических, нравственных, эстетических ценностей социализма, функционирующих, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе непосредственного и косвенного (опосредованного) общения» [10, с. 70].
Н.С. Загорская рассматривает культуру межнационального общения как «систему, функционирование и развитие которой обеспечивает определенное социально-нравственное качество процесса взаимодействия субъектов межнационального общения. Содержание культуры межнационального общения как социального явления определяется через соотнесение ее объективных (нравственные ценности) и субъективных (социокультурные потребности и интересы) характеристик» [1, с. 24].
В исследованиях Б.Х. Золотовой культура межэтнического общения представлена «системой характерных для наций, личности и общества в целом идей и представлений, способов, форм и видов специфической культурной деятельности, осуществляемой в целях углубления процесса взаимодействия и взаимовлияния людей различных национальностей».
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возрас-та
Дошкольный возраст обладает необычно значимой важностью, так как в рассматриваемом возрасте закладывается основание для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. В дошкольном воз-расте отчетливо обрисовываются генетические качества детей. Рассматри-ваемый период детства отличается постепенным улучшением развития всех функций детского организма.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) - период усиленного физи-ческого, психического и личностного развития ребенка. В рассматривае-мой стадии завершается созревание нервных клеток в головном мозге, ко-торый по внешнему виду и весу близится к мозгу взрослого, но сама нерв-ная система еще недостаточно крепка. В связи с настоящим необходимо учитывать скорую возбудимость старших дошкольников, чрезвычайно бережно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в рас-сматриваемом возрасте превалируют над процессами торможения.
Совершенствуется анализаторная деятельность коры головного мозга, делаются более понятными явления окружающей среды, существен-но увеличивается роль тормозных процессов. Существенно обнаружива-ются типологические черты характера.
Л.С. Выготский формулирует утверждение о неравномерности пси-хологического развития, отмечая, что «в процессе психологического раз-вития меняются и растут не только некоторые психологические функции, но главным образом изменяются соотношения между функциями, так что на каждой возрастной ступени существует своя специфическая для данного возраста система отношений между функциями...» [1, с. 94].
Развитие внимания, памяти, воображения у детей старшего до-школьного возраста обладает схожестью в развитии. Основополагающее совокупное свойство данных процессов - их непроизвольность, понижаю-щаяся на протяжении дошкольного возраста. Возрастает сосредоточен-ность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в па-мяти, обогащается воображение.
Внимание ребенка старшего дошкольного возраста все еще отлича-ется быстрой переключаемостью: появление нового предмета сразу отры-вает ребенка от его прежнего занятия, поэтому дети редко занимаются од-ним и тем же делом длительное время. Тем не менее, в старшем дошколь-ном возрасте дети уже способны сознательно управлять своим вниманием, хотя непроизвольное внимание преобладает на протяжении всего до-школьного детства.
Память старшего дошкольника имеет в основном непроизвольный характер. Запоминание и припоминание совершаются независимо от воли и сознания ребенка - он запоминает то, что произвело на него впечатление, было интересным. Несмотря на то, что запоминание непроизвольно, оно может быть точным и прочным. Непроизвольное запоминание, основанное на активной умственной работе детей над конкретным материалом, остает-ся до конца дошкольного возраста существенно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается вообра-жение как база творческой деятельности. Вначале это, безусловно, совер-шается в процессе игры. О взаимосвязи развития воображения и игры го-ворит множество фактов. Л.С. Выготский отмечал: «Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережи-тых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действи-тельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точ-но стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра» [8, с. 107].
Воображение формируется и улучшается в игровой, графической и конструктивной видах деятельности. Первоначально ребенок не умеет мысленно преобразовывать одни предметы в другие, если он не действует с ними. В старшем дошкольном возрасте происходит интepиopизация - переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, и к игровому преобразованию предмета, вкладыванию в предмет но-вейшего смысла и представлению действий с ним в уме, без реальных дей-ствий. Тем не менее, воображение все еще нуждается во внешних опорах. Это и есть зарождение воображения как особого психического процесса.
Умственное воспитание сориентировано на развитие у детей стар-шего дошкольного возраста установленного уровня знаний, несложных познавательных умений (сравнение и обобщение) и познавательных моти-вов (любознательность). Оно требует вырабатывать у ребенка способность осуществлять всевозможные разновидности предметного и умственного экспериментирования. Умственное воспитание реализовывается при по-мощи игровой деятельности, конструирования, труда и обучения.
Поскольку основополагающий вид мышления старшего дошколь-ника - это образное мышление, старший дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, основывающемуся на образы.
Осуществление действия со знаками требует отвлечения от реаль-ных предметов. При этом употребляются слова и числа как заместители предметов и явлений. Подобное мышление получило название понятийное (логическое). О понятийном мышлении в старшем дошкольном возрасте можно говорить только в плане создания его предпосылок и отдельных элементов.
Развитие речи у старших дошкольников совершается в нескольких направленностях: улучшается ее понимание и практическое применение; она делается ядром перестройки всех психических процессов и орудием мышления. В старшем дошкольном возрасте интенсивно совершенствуется словарный запас ребенка: по сравнению с ранним детством словарь увели-чивается в три раза. Словарь ребенка заключает все части речи, он умеет верно склонять и спрягать. В старшем дошкольном возрасте ребенок по-стигает морфологическую систему родного языка, овладевает сложными предложениями, союзами и др. Детям нравятся игры со словами, процесс словообразования, ритмизация и рифмовка слов. С помощью взрослых ребенок постигает контекстную речь, требующую построения речевого контекста, независимого от конкретной наглядной ситуации. Зарождается и объяснительная речь, появляющаяся в совместной деятельности, когда необходимо представить содержание и правила игры и т.д.
1.3 Сказка как средство воспитания толерантности
у старших дошкольников
Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки с их особенностями - национальными героями, бытом. Сказки сочиняли и сочиняют писатели всех стран. Например, сказки Пушкина - это уже сокровища мировой литературы [1, с.96]. Сказка - это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. Но, если героями мифов являются всевозможные боги, то героями сказок могут быть обычные люди и животные. Еще одна характерная черта любой сказки - счастливый финал.
Итак, сказка - жанр литературного творчества:
1) Сказка фольклорная -- эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).
2) Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам [3].
Рассмотрим специфику использования сказки в работе с дошкольниками. сказка толерантность педагогический
Сказкотерапия в учреждениях образования - это метод диагностики, коррекции и развития посредством использования сказочного материала (сказок, легенд, мифов и др.) [5]. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что сказка - это универсальный язык, на котором разговаривает весь мир, независимо от национальности, культурной принадлежности, социального статуса, возраста. Широкая распространенность сказок обусловлена тем, что они способствуют пониманию или осмыслению окружения человека, помогают выразить мистические, религиозные и моральные установки. Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. Сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности. Сказкотерапевтические технологии многофункциональны. Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога (психолога), создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Сказкотерапия - воздействие сказкой с целью лечения (терапии), коррекции и развития, терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
Принципы сказкотерапевтической психодиагностики, коррекции и развития (близки к принципам гуманистической, позитивной терапии):
1. Под психодиагностикой с помощью «сказочных» приемов подразумевается проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы.
2. Под сказкотерапевтической коррекцией понимается систематическое усиление потенциальности и творческих способностей человека, за счет которого происходит преодоление проблемных элементов.
3. Сказкотерапевтическая коррекция исключает директивное изменение негативных форм поведения. Вместо этого предлагается принцип «расширения спектра альтернативных реакций». То есть человеку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше из этих моделей. Опыт показывает, что чем больше у человека арсенал возможных реакций, моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира [20].
Глава 2. Описание практического опыта по теме исследования
2.1Изучение практического опыта педагогов практиков по теме иссле-дования
В данной главе будет рассмотрен опыт педагогов по теме исследо-вания.
Педагог - Пупышева Наталья Александровна. Организация: МА-ДОУ «Лукоморье». Населенный пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск.
При планировании работы по толерантному воспитанию дошколь-ников решаю ряд задач:
- определяю объем знаний и представлений в соответствии с возрас-том воспитанников;
- отбираю эффективные средства и методы, с помощью которых осуществляю воспитательную работу [3].
Одним из таких методов является использование сказки.
Возможности сказки в воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что:
· сказка - это средство, использующее сказочную форму для инте-грации личности, расширения сознания, совершенствования взаимодей-ствия с окружающим миром;
· сказка - мощное орудие социализации ребенка. В процессе воспи-тания и в течение всей последующей жизни человек воспринимает и вос-производит образцы поведения, заложенные в первые годы жизни;
· использование приемов работы со сказкой позволяет дошкольни-кам освоить алгоритм безопасного и толерантного поведения, получить представления о своём месте в окружающем мире, распознать добро и зло; научиться сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, по-нимать поступки людей [1].
С целью повышения уровня воспитанности толерантности у детей старшего дошкольного возраста мною была поставлена задача:
воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста по средствам сказок. Для решения задачи был разработан комплекс заня-тий с использованием сказок разных народностей. Разработанный ком-плекс занятий включал в себя следующие методы работы со сказкой:
- беседа по сказкам;
- чтение;
- пересказ;
- театрализация сказки.
Все отобранные сказки разбила на три блока:
Блок №1. Формирование у дошкольников знаний о других нациях и народностях.
Блок №2. Воспитание у детей эмоциональных проявлений (способ-ность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их по-ла, расы, национальности.
Блок № 3. Воспитание у дошкольников позитивных действий, как в реальной, так и вербальной ситуации, а также позитивная лексика в отно-шении детей друг к другу.
Блок №1 нацелен на формирование у дошкольников знания о дру-гих нациях и народностях.
Основными задачами являются:
- научить детей осознавать свои потребности;
-употреблять их не в ущерб другим;
-научить давать оценку своим поступкам и поступкам других.
При проведении занятий блока №1 использую следующие приемы работы со сказкой: чтение, пересказ, беседа, сравнение.
Предлагаю детям сказки-аналоги, то есть сказки разных народов с одним содержанием. Сначала дети вспоминают русскую народную сказку «Колобок». Все старшие дошкольники вспоминают сказку и могут пере-сказать ее. Пересказывая сказку, дошкольники говорят о быте русского народа, упоминая фразы «По коробу поскреби, по сусеку помети…», «Колобок покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше…». Далее я обращаю внимание детей на то, что у разных народов, которые живут на Земле и говорят на разных языках, тоже есть свои любимые сказки и некоторые сказки разных наро-дов очень похожи. Я предлагаю послушать норвежскую народную сказку «Пирог». При чтении эпизода «Убежал я от хозяйки-хлопотуньи, от деда-непоседы, от семерых крикунов, от человека-дровосека и от тебя, курица-умница, тоже убегу!» При чтении норвежской сказки также было описание быта во фразах «День был жаркий, дверь стояла открытой - он на крылеч-ко, оттуда вниз по ступенькам и покатился, как колесо, прямо по дороге».
На следующем занятии блока №1 вместе с дошкольниками вспоми-наем русскую народную сказку «Теремок». После пересказа, детям пред-лагаю вспомнить сказку украинского народа «Рукавичка». При рассказы-вании эпизода, где звери просились в рукавичку («А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня!») дошкольники указывают на то, что эта сказка похожа на «Теремок», а при окончании чтения все дети согласились с этим.
2.2. Использование опыта педагогов -практиков в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО
Наталья Зенова - педагог-практик.
Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, доб-рых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания люб-ви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая кото-рые, ребёнок познает родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказ-ки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочно-му и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внима-тельных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотиче-ских чувств. [12]
Через произведения устного народного творчества ребенок пости-гает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой по-лярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицатель-ные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя по-лярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олице-творяют борьбу добра и зла.
Заключение
В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспи-тание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у дошкольников патриотических чувств можно решить с помощью народ-ных сказок, которые в доступной ему форме помогают познавать окружа-ющий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверст-ника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о воз-можных способах разрешения конфликтов.