Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Понятие «самоидентификация личности»
Самоидентификация — это понятие, которое в традиционном понимании является набором индивидуальных характеристик, отличающих конкретного человека от остальных людей.
Что касается идентичности социальной, то ее часто рассматривают как результат осознания индивидом своей принадлежности к тем или иным социальным группам. В процессе этого осознания человек приобретает характеристики, свойственные данным группам. Следует отметить, что как на эмпирическом, так и на практическом уровнях порой бывает трудно разграничить такие понятия, как личностная и социальная идентичность. Исследователи часто вынуждены задумываться о том, с чем они имеют дело.
Самоидентификация личности – это понятие, обозначающее определение человеком собственного места в социуме. Он сознательно называет себя представителем какой-либо группы в зависимости от ситуации.
При этом одновременно возможно причислить себя сразу к огромному количеству групп по разным критериям, например: отец, спортсмен, начальник, рыбак, православный. Самоидентификация развивается с раннего детства и продолжается до конца жизни, постоянно изменяясь в зависимости от жизненных обстоятельств.
Самоидентификация — это термин, который в традиционном понимании представлен системой личностных характеристик. Они отличают конкретного индивида от остальных. Что касается социальной идентичности, то ее, в первую очередь, рассматривают в качестве результата осознания индивидом собственной принадлежности к соответствующей социальной группе.
Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей.
Каждый человек определяет для себя, насколько он способен выполнять ту или иную деятельность, достигать целей, проявлять чувства или физические качества.
Основываясь на этих данных, человек может классифицировать себя как принадлежащего к определенной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и др. Например, человек, который осознает свою способность рисовать, может идентифицировать себя как художника, а тот, кто считает себя обладающим отличными физическими характеристиками, может идентифицировать себя как спортсмена. Единственный способ идентифицировать себя-это рефлексия: только глубоко задумавшись о себе, человек может понять, кто он, чего он хочет и куда идет.
В психологии выделяют следующие уровни самоидентификации:
- Социально-профессиональный. Она определяется, например, такими утверждениями: "Я учитель", "Я успешен и уважаем", "Я богат и знаменит". Например, когда человек идентифицирует себя как учитель, он имеет в виду, что обучает молодое поколение, и поэтому подсознательно ожидает уважения от других.
- Семья-клан. Здесь самоидентификация выражается, например, как "Я мать", "Я супруга", "Я член племени".
- Национальная идентичность. На этом уровне каждый человек может определить себя сразу в нескольких терминах, например: "Я русский, я живу в Архангельской области, я северодвинец".
- Ценностно-идеологическая. Здесь человек определяет себя как личность, принадлежащую к таким группам, как мусульмане, православные христиане, атеисты, пацифисты, демократы и другие.
- Эволюционно-видовая. Каждый может сказать себе: я-человек. И это также самоидентификация, поскольку индивид осознает себя принадлежащим к определенному виду живых существ.
- В дополнение к этим большим уровням существуют и другие критерии для самоидентификации, такие как: хобби, любимая музыка, интересы, здоровье, вредные привычки и даже предпочтения в еде-вегетарианцы и мясоеды. В чем особенность самоидентификации? Дело в том, что со временем человек может относиться к разным частям общества, а также одновременно определять себя как члена сразу нескольких групп.
Согласно теории Э. Эриксона, формирование самоидентификации человека является результатом разрешения возрастных кризисов.:
- Кризис 1 года. В этом возрасте малыш пытается понять, можно ли доверять окружающему миру.
- Кризис 3-х лет. На этом этапе формируется воля, ребенок ищет ответ на вопрос, может ли он регулировать собственное поведение.
- Кризис 6 лет. Кризис самоидентификации, в котором происходит противостояние инициативы и вины. Маленький человек пытается выяснить, может ли он не зависеть от родителей и самостоятельно раскрыть свои возможности и способности.
- Кризис 12 лет. При благоприятном развитии ребенок развивается и развивает уверенность в себе, на этом этапе он ищет и находит ответ на вопрос о том, на что он способен и что он может сделать.
- Кризис 19 лет. Это период поиска себя: человек пытается узнать о себе как можно больше, подключается к различным социальным группам, чтобы понять, кто он такой.
- Кризис 23 лет. В это время на первое место выходят любовные и романтические отношения, человек ищет ответ на вопрос, способен ли он любить и на что он готов пойти ради создания и поддержания отношений.
- Кризис среднего возраста. На этом этапе человек ищет смысл своей жизни и проводит первый серьезный анализ своих жизненных целей и определение пройденных этапов в их достижении. Самоидентификация продолжается на ценностном и духовном уровне.
- Кризис старости. Человек анализирует свою жизнь, пытаясь понять, был ли в ней смысл и каковы были достижения за весь жизненный путь.
Проблема с самоидентификацией чаще всего возникает, если на каком-то возрастном этапе человеку по той или иной причине не удается связать себя с желаемой группой, например, из-за отсутствия музыкального слуха, если он хочет стать музыкантом.
Человек видит себя играющим на пианино, но ему не удается причислить себя к группе музыкантов, в результате чего возникает внутриличностный конфликт.
Существуют болевые точки самоидентификации личности. Это те черты личности, о которых человек знает, но считает их негативными чертами.
Например, на социально-профессиональном уровне самоидентификации это может быть отсутствие определенного навыка, необходимого в профессиональной деятельности, а на уровне ценностей и идеологии – чрезмерная любовь к животным в сочетании с относительным безразличием к бедам людей.
При общении с другими людьми человек испытывает психологический дискомфорт, если ему приходится говорить на "болезненные" темы, связанные с его личностью.
На любом возрастном этапе может произойти потеря самоидентификации личности. Это может иметь внешние или внутренние причины.
К первым относятся такие вещи, как потеря работы или потеря социального статуса.
Ко вторым – изменение интересов, утрата прежних ценностей, глобальный пересмотр жизненных целей.
Независимо от причины, при потере самоидентификации человек теряет свое место в некоторых социальных группах, в которых ранее комфортно себя чувствовал.
Человек должен искать новые жизненные цели и свое новое место в обществе для успешного дальнейшего будущего. В ином случае, высок риск деградации личности, приобретение всякого рада зависимостей или развития депрессии тяжелой формы.
Самоидентификация личности, в том числе в западной традиции, включает самоопределение человека к той или иной группе, оценку собственных возможностей и анализ пройденного жизненного пути. При этом, человек может относиться к нескольким группам одновременно по разным критериям. Например:
по профессии и социальному положению: врач;
по семейному положению: супруга, мама, дочь;
по национальности и территории проживания: русская, москвичка;
по ценностям и идеологии: православная, приверженка мирного урегулирования конфликтов, главной жизненной ценностью считает свою семью;
по хобби: рукодельница;
по музыкальным пристрастиям: любит бардовские песни и русский рок.
На формирование и содержание самоидентификации большое влияние оказывает стремление человека к психологическому комфорту, уходу от ответственности (в первую очередь перед собой) за дурные поступки. В большинстве случаев негативной самоидентификации большую подпитку дает комфортное ощущение быть плохим. Потому что это ощущение смягчает чувство стыда и вообще ответственности.
Самоидентификация является одним из ключевых элементов личности человека. Негативная или позитивная самоидентификация может кардинальным образом влиять на все поведение человека. Так уподобление ленивому человеку или образу ленивого человека заставляет человека быть уверенным в том, что он именно такой и никакими силами его не исправить; в результате формируется тождество "быть ленивым = быть собой".
Отсутствие у человека достаточной идентичности, базирующейся на отождествлении себя с отрицательным имиджем, может способствовать развитию у него различных видов отклоняющегося поведения, которое в свою очередь может характеризоваться нарушением межличностных отношений с возникновением предпочтительного общения с миром вещей, заменяющим мир людей, что приводит такого человека к стремлению получать удовольствие способами, исключающими интерперсональные контакты, которые пациент считает для себя недоступными
Таким образом, самоидентификация личности в психологии – это, простыми словами, многогранное представление человека о самом себе. В результате чего он может относить себя к той или иной группе людей. Формируется она на протяжении всей жизни и всё время изменяется в зависимости от возраста, работы и круга общения. В современном обществе не существует образцов или шаблонов самоидентификации, так как каждый человек имеет огромное количество критериев, по которым относит себя к тем или иным группам.