Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена положением, которое занимает Конституционный Суд Российской Федерации в системе правового государства. Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля выносит решения, оказывающие непосредственное воздействие на систему законодательства России. Также роль Конституционного Суда Российской Федерации заключается не только в определении конституционности нормативно-правовых актов, но и в интерпретационной деятельности, в ходе которой выявляется содержание и смысл норм Конституции Российской Федерации. Решения Конституционного Суда Российской Федерации содержат в себе правовые позиции, являющиеся самостоятельным правовым явлением. Развитие и совершенствование правового регулирования судебного процесса - одна из важнейших задач, стоящих перед юридической наукой. Законы, регулирующие уголовное, гражданское судопроизводства обновляются и приводятся к общемировым стандартам, тогда как конституционное производство за весь период существование не претерпело существенных изменений.
Глава 1. Конституционно-правовой статус Конституционного суда РФ
1.1. Этапы становления Конституционного суда в РФ. Правовая основа деятельности Конституционного суда РФ
В Российской Федерации важным достижением судебно-правовой реформы является создание Конституционного Суда Российской Федерации и зарождение конституционного контроля. Именно это обстоятельство стало отправной точкой в формировании в Российской Федерации независимой судебной власти, которая занимает свое самостоятельное место в системе ветвей государственной власти нашей страны. Конституционный Суд Российской Федерации является органом конституционного контроля, и соответственно имеет полномочия особого характера. Это позволяет данному суду принимать решения, которые имеют обязательный для всех характер и обладают чертами нормативности.
Идея верховенства Конституции, разделение властей и важность прав и свобод человека и гражданина являются основой любого конституционного контроля. Если рассматривать этот вопрос с точки зрения формы, то юридической базой для данного вида контроля является разделение законов на основные и обыкновенные, подзаконность нормативных актов исполнительной власти и в итоге - обеспечение соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. Одним из первых в России эти идеи были обоснованы М.М. Сперанским .
В первой четверти XIX века отечественные идеи о специализированном конституционном контроле в форме «блюстительной» либо «надзирательной власти» выражены в конституционных проектах и воззрениях декабристов. Председатель Верховного Собора выбирался на один год самим органом. Но члены Верховного Собора не могли осуществлять законодательную и исполнительную деятельность.
24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде – федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» . В феврале 1995 года суд был полностью укомплектован, после чего возобновился и процесс осуществления конституционного судопроизводства.
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации четко регламентирована законодательством. Основные правовые акты, которые содержат положения о Конституционном Суде Российской Федерации - это Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
1.2. Принципы деятельности Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд Российской Федерации имеет все обязательные признаки суда: он входит в единую судебную систему Российской Федерации, имеет в своем составе судей, которые обладают единым с судьями других судов статусом, осуществляет правосудие в форме конституционного судопроизводства, в основе которого лежит принцип состязательности и равноправия сторон.
Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации, являясь элементом российской судебной системы, сильно отличается от иных судов. Данные отличия обусловлены его функцией конституционного контроля .
Конституционный Суд Российской Федерации, являясь органом конституционного контроля, в пределах своей компетенции, выявляет правовые акты и действия государственных органов или их должностных лиц, которые противоречат конституционным рамкам, а также принимает необходимые меры по их устранению. Конституционный Суд Российской Федерации иногда называют «судом над властью», так как он может оценить результаты деятельности власти, с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации .
1.3. Полномочия Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд Российской Федерации наделен определенными полномочиями. В соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации и с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», он существует, чтоб защищать основы конституционного строя, основные права и свободы человека и гражданина, обеспечивать верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории страны. Все полномочия можно условно разделить на блоки:
1. В первую очередь рассмотрим нормоконтрольную деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. Это деятельность, направленная на проверку соответствия нормативных правовых актов, Основному закону страны – Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
В данной группе полномочий различают абстрактный и конкретный нормоконтроль. В порядке абстрактного нормоконтроля Конституционный Суд Российской Федерации проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации нормативные акты органов государственной власти, например, федеральные законы, нормативные акты Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации и договоры между ними, а также не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, независимо от наличия какого-либо дела .
2. Ко второму блоку полномочий можно отнести разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. Данный блок полномочий обусловлен федеративным устройством нашей страны.
3. Третий блок - толкование Конституции Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Решения по данной категории дел, приравниваются к юридической силе самой Конституции страны. Толкование Конституции Российской Федерации является официальным и обязательным для всех без исключения судебных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан или их объединений.
4. Следующий блок - дача заключения о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Без заключения о соблюдении такого порядка дальнейшее рассмотрение обвинения невозможно.
5. Проверка на соответствие Конституции Российской Федерации вопроса, выносимого на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации.
6. В заключительный блок входят такие полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, принятия своего Регламента, участие судей в принесении Президентом Российской Федерации присяги народу, а также направление Федеральному Собранию посланий, которое является формой взаимосвязи законодательной власти с судебной. Также Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля .
Глава 2. Организационно-правовые основы деятельности Конституционного Суда РФ
2.1. Структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ
В ч. 1 ст. 125 Конституции РФ закреплено правило о численном составе Конституционного Суда РФ.
Согласно ст. 4 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Федеральным конституционным законом от 3 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ палаты в составе Конституционного Суда РФ были упразднены, и подобно Конституционному Суду Австрии, российский Суд стал рассматривать дела исключительно в пленарном заседании, т.е. полным составом из 19 судей.
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами.
Роль Секретариата Конституционного Суда РФ заключается не только в подготовке материалов (справок и заключений) по рассматриваемым делам, но и в подготовке проектов решений Конституционного Суда, и даже в предварительном рассмотрении обращений и ведении самостоятельной переписки с заявителями. Секретариат можно оценить как своеобразный фильтр тех обращений, которые не отвечают критериям допустимости и лишь загружают Суд.
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" закрепляет правило об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации (статья 6) и определяет свойства юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации (части первая, вторая, третья и пятая статьи 79). Данный Федеральный конституционный закон не содержит каких-либо положений, позволяющих правоприменителю не учитывать при применении законодательных норм решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми они признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации или в которых дано их конституционно-правовое истолкование.
Толкование, осуществляемое Конституционным Судом РФ, является важным фактором в конституционализации России, в установлении единого правового пространства, в распространении прямого действия конституционным норм в условиях развития федерализма в стране. Закрепление одним из полномочий Конституционного Суда РФ толкование положений Конституции РФ уже сыграло положительную роль в развитии и преобразовании Конституции России, поскольку уточнило, детализировало, расширило понимание или изменило ряд положений Конституции РФ, не внося изменений в текст самой Конституции РФ.
О юридической силе судебных постановлений Конституционного Суда РФ сам Конституционный Суд высказался в Определении «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Турушева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьей 6, частями первой, второй, третьей и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"» следующим образом: «решение Конституционного Суда РФ по обращению гражданина, оспаривавшего в этом суде данную норму закона об обязательности судебных решений «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Турушева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьей 6, частями первой, второй, третьей и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» .
2.2. Конституционно-правовой статус судей Конституционного Суда РФ
Правовому регулированию статуса судьи Конституционного Суда РФ посвящена отдельная 2 глава Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», которая устанавливает, в частности, требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, который должен являться гражданином РФ в возрасте 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Кроме того, в качестве специального требования закон особо выделяет безупречную репутацию кандидата.
В силу положений ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ - семьдесят лет. Изменения, происходящие в этой области, затрагивали различные элементы Конституционного Суда РФ. Прежде всего, они касались судей. Применительно к ним изменялся срок полномочий судьи.
В первоначальной редакции Федерального конституционного закона он назначался на должность на срок 12 лет при предельном возрасте пребывания в должности 70 лет. При этом с учетом положений Конституции РФ (п. 5 раздела второго) и п. 4 переходных положений указанного Закона предполагалось, что названные ограничения распространяются только на судей, назначенных на основе новой Конституции и Федерального конституционного закона; ранее же назначенные судьи (на основе Конституции РСФСР и Закона о Конституционном Суде РСФСР 1991 г.), срок полномочий которых не был ограничен, должны были оставаться в должности до 65 лет. В последующем срок полномочий судьи удлинялся до 15 лет (ФКЗ от 8 февраля 2001 г. № 1-ФКЗ ), а позднее было установлено, что его полномочия не ограничены определенным сроком, но с сохранением предельного возраста пребывания в должности 70 лет, внесенное в закон о Конституционном Суде РФ изменение - срок полномочий председателя суда не ограничен возрастом; причем данное положение распространялось на всех действующих судей Конституционного Суда. Такой подход мотивировался стремлением обеспечить выравнивание их правового статуса.
Заключение
Итак, Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, поскольку выступает гарантом равновесия законодательной, исполнительной и судебной властей, призванным приспосабливать государственную структуру к конституционным требованиям для того, чтобы ветви власти не вторгались в чужую компетенцию. Несмотря на то, что защиту конституционного строя России осуществляют и другие органы государственной власти, только Конституционный Суд РФ является высшим органом в этой сфере.
Федерации» Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020) // Собрании законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 3 ноября 2010 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Российская газета. – 2010. – № 253.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.1998 № 16-П «По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 23. – Ст. 2626.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 г. № 15-П «По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации» // Российская газета. – 1999. – № 229.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.1998 № 12-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан» // Российская газета. – 1998. – № 86.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко» // Российская газета. – 2011. – № 168.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 № 19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 31. – Ст. 4470.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 июня 2017 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А. Н. Дубовца» // Российская газета. – 2017. – № 144.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш // Российская газета. – 2017. – № 291.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 679-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Турушева Александра Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьей 6, частями первой, второй, третьей и пятой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=497512#04431013933217134
13. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: государственно-правовой терминологический словарь / С.А. Авакьян. – Москва: Юстицинформ, 2015. – 640 с.
14. Головко Л. В. Необходимость принятия организационных мер по преодолению негативных тенденций развития уголовного и уголовно-процессуального законодательства / Л. В. Головко // Закон. – 2015. – № 9. – С. 12-17.
15. Ефремов А. А. Свободное перемещение финансовых средств в системе конституционной экономики / А. А. Ефремов // Реформы и право. – 2014. – № 2. – С. 3-16.
16. Казанник А.И. Конституционное право: университетский курс: учебник / А.И. Казанник, А.Н. Костюков. – Москва : Проспект, 2016. – 480 с.
17. Калиновский К.Б. Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / К.Б. Калиновский. – Москва : Юрайт, 2016. – 686 с.
18. Миронова Т.К. О роли Конституционного суда в расширении сферы действия законов о социальном обеспечении / Т.К. Миронова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/archive-2015/law-1-mironova.htm.
19. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ksrf.ru