Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В педагогическом процессе учителю принадлежит решающая роль. Деятельность учителя и учащихся имеет свою специфику, свои цели. Цель учителя - обучая, воспитывать ученика, сообщая ему знания, развивать его ум, культуру чувств, формировать нравственные понятия, духовно богатую, активную личность, Цель учащихся - выполнение заданий учителя.
Слово учителя на уроке литературы может иметь разную цель и разное содержание. Оно может предшествовать чтению произведения, чтобы эмоционально подготовить учащихся к его восприятию. Учитель может рассказывать учащимся о жизни и творчестве писателя, сообщать историко-литературные или теоретико-литературные знания - в этом случае слово будет иметь другую цель, другое содержание: учитель может анализировать произведение, попутно раскрывая школьникам сущность, цели, приемы анализа и пр.
Объект исследовании – методика преподавания литературы в школе
Предметом исследования являются эффективные приемы изучения приключенческой литературы на уроках литературы в школе.
Цель работы: исследовать и систематизировать принципы изучения приключенческой литературы, выявить наиболее продуктивные для современного урока формы и методы.
Задачи исследования:
- проанализировать методическую литературу по теме исследования;
- разработать конспекты уроков изучения приключенческой литературы.
Теоретико-методологической базой исследования стали труды Б.Г. Ананьева, Г.М. Анохиной, В.Г. Белинского, Г.О. Винокура, В.В. Голубкова, В.Н. Дробот, Н.А. Котляревского, С.А. Леонова, В.Г. Маранцман, З.Я. Рез, Ш.О. Сент-Бёва, В.А. Сластенина, И. Тэна, Ф. Шлейермахера и других.
Для реализации поставленной цели использованы следующие методы: системный анализ литературоведческих, педагогических, дидактических источников; изучение, анализ и обобщение опыта; анализ школьной документации, критическое изучение методического наследия; в области литературоведения – биографический и культурно-исторический методы, а также наблюдение.
1. Особенности приключенческой литературы в школьном курсе литературы
1.1 Характеристика приключенческой литературы
Приключенческая литература-типичный и весьма узнаваемый литературный жанр; «на протяжении всей сюжетной линии автор ставит героя в рискованные проблемные позиции, из которых он выбирается перед читателем; следует эпохе, обычаям, литературным взглядам автора; показывает прекрасную сторону изобретательности и находчивости, риска и приключений, напряженного ожидания…»
Генетически приключенческая литература восходит ко многим явлениям литературы, в частности, к фольклорному жанру сказки, к авантюрной истории, потому что у нее также есть динамичный, непредсказуемый сюжет, полный загадок и парадоксов. Произведения приключенческой литературы всегда входят в число самых любимых детьми, независимо от того, создавались ли они специально для ребенка или постепенно входили в круг детского и юношеского чтения, поскольку отвечали психологическим особенностям этих возрастных категорий, нравственным, эстетическим и познавательным потребностям подрастающего поколения [9].
Приключенческие жанры в чистом виде сформировались в литературе относительно поздно. Однако их особенности уже давно стали обязательной составляющей в произведениях, где, например, основным, жанрообразующим принципом является историческая составляющая. Так, Жития святых наверняка рассказывают о почти невероятных поворотах судьбы героя, о ситуациях выбора персонажа между жизнью и смертью, о мужественном преодолении его человеческих слабостей, о победе над ними в самых «безнадежных» для него столкновениях [10].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. - М.: Академия, 2005. — С 123.
2. Дьяченко, М. А. Задачи ценностно-ориентированной коммуникации в социальной среде / М. А. Дьяченко // Вестник МГУП. - 2015. - № 2. - С. 215-219.
3. Жирмунский, В. М. Задачи поэтики. Теория литературы. История русского и зарубежного литературоведения : хрестоматия // ВикиЧтение : [сайт]. — 2019. — URL: https://lit.wikireading. ru/46408 (дата: обращения: 30.10.2019).
4. Из опыта внеклассной работы по литературе. — Москва : Просвещение, 1980. — 100 с.
5. Кутейникова Н. Е., Енукова Т. А. Современная приключенческая литература для подростков и юношества на уроках в школе // Москва: Портал «О литературе», LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: http://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207133969&archive=1207225892 (дата обращения: 03.06.2021).
6. Лешер, О. В. Проблемы теории и практики развития ценностных ориентаций студентов университета в процессе социокультурной подготовки : монография / О. В. Лешер, Н. С. Кри- пон ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Магнитогорский гос. технический ун-т им. Г. И. Носова». — Магнитогорск : МГТУ, 2010. — 103 с. — ISBN: 978-5-9967-0092-9.
7. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: Просвещение, 1974. 275 с
8. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976. 224 с.
9. Мошенская Л. О. Жанры приключенческой литературы (генезис и поэтика): Диссертация ...канд. филол. наук. - М., 1983. - С. 146
10. Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. - Т.2. - С. 813
11. Федоров, С. В. Литература в диалоге прошлого и настоящего / С. В. Федоров // Лекториум : каталог курсов. — 2019. — URL: https://www.lektorium.tv/mooc2/27866 (дата обращения: 30.10.2019).
12. Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. — 4-е изд. — Москва : Дашков и К, 2013. — 488 с.
13. Якобсон М.П. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. 88 с.65
14. Яковлева В.И. Учить вдумчивому чтению // Начальная школа. 1990. С. 171-175