Фрагмент для ознакомления
2
В юридической литературе советского периода понятие правового режима развивалось в основном в контексте общей теории права. Такой подход позволил выявить особенности правового регулирования определенной сферы деятельности государственных органов, особенности правовых инструментов воздействия на отдельные объекты административного аппарата, что позволило выявить более общие универсальные правовые режимы, которые получили дальнейшее развитие и детализированы в отраслевых правовых дисциплинах.
Один из них - административно-правовой режим, который отражает специфику объекта административно-правового воздействия и используемых для этого административно-правовых средств. Что касается административно-правового режима, следует отметить, что он достаточно теоретически мотивирован и применяется в правоприменительной практике с начала 90-х годов ХХ века.
Это связано с тем, что создание правовых режимов в сфере государственного управления перешло на качественно новый конституционный уровень правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. В то же время административно-правовой режим позволяет дифференцировать правовые меры по характеру регулируемых общественных отношений, целям и задачам, которые должны стоять перед сотрудником правоохранительных органов, чтобы органично связать их с мерами политического влияния, экономического и регулируемая общественность. коммуникация.
Таким образом, можно сказать, что осуществление государственного управления в настоящее время невозможно без установления административно-правовых режимов в некоторых сферах социальной реальности.
Административно-правовой режим может устанавливаться в отношении как положительных, так и отрицательных обстоятельств. Трудно найти даже локальное проявление государственного управления, в котором не было бы очевидным действие специальных правил и процедур, удовлетворяющих современным представлениям об административно-правовых режимах. Взять, к примеру, общеизвестные правила внутреннего распорядка, правила пожарной безопасности и другие, которые есть в любой государственной организации.
В каждом из этих примеров отчетливо виден набор государственных и административных регламентов, которые в своем сложном нормативном выражении формируют порядок деятельности данной организации в определенных ситуациях. Режим этимологически упорядочен. Установление, регулирование и формирование предпосылок для устойчивого поддержания такого порядка средствами административного права образует тот или иной административно-правовой режим в его реальном содержании и практическом функционировании.
К сожалению, до сих пор наука административного права не фокусировалась на различных проявлениях административно-правовых режимов и строила свои конструкции с учетом других отраслей права. Однако административное право является правом государственного управления, и это, а именно управление, является универсальным явлением для систем любого характера и сложности и, следовательно, отличается от всех других, регулируемых другими отраслями права.
Достаточно проанализировать как современные, так и предыдущие научные и методические публикации по этому поводу, чтобы убедиться, что административно-правовые режимы имеют очень ограниченное значение, а перечень административно-правовых режимов, рассматриваемых в соответствующих источниках, чрезвычайно велик. длинный. не хватает. Их принято трактовать только в контексте правового регулирования мер по преодолению чрезвычайных ситуаций.
Основные из них - чрезвычайное и военное положение, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.
Оба регулируются федеральными конституционными законами. Можно было бы ожидать, что его неизбежное последующее активное толкование в методической литературе только укрепит эту традицию, имеющую сейчас прочную законодательную базу. Иногда возникает мнение, что административно-правовые режимы рассматриваются административным правом как нечто совершенно очевидное и не требующее специального углубленного изучения.
И это довольно странно, потому что даже поверхностный анализ действующего законодательства показывает, что не только применительно к государственному управлению как таковому, но и ко многим другим регулируемым правам термин «режим» обычно используется концептуально, включая целый комплекс мер. . Кроме того, часто определенные наборы этих мер прямо называются режимами.
Правоприменительной практикой накоплен опыт применения административно-правовых режимов в различных секторах и сферах государственного управления, что требует правильного теоретического понимания.
1.2.Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов
Административно-правовая система - это некая совокупность административно-правовых мер регулирования, опосредованная централизованным порядком, императивный метод правового воздействия. Об этом свидетельствует тот факт, что субъекты правоотношений занимают юридически неравные позиции по своему статусу.
Административно-правовой режим сопровождает действия органов государственного управления и должностных лиц во взаимодействии с гражданами и организациями, а также между их звеньями при выполнении их функциональных задач, в регулировании различных социальных объектов и процессов.
Это можно назвать общим режимом государственного управления. Он предназначен для повседневной административной деятельности, типичных социальных и административных ситуаций. В то же время при применении конкретных и специальных мер исполнительной власти создаются конкретные административно-правовые нормы, которые применяются в строго определенной сфере по отношению к конкретному предмету или делу.
Конкретные параметры конкретных административных и правовых систем могут значительно различаться. Все это означает более или менее запреты и позитивные обязательства или более широкую сеть льгот и разрешений. Они различаются степенью свободы граждан и организаций использовать свои способности для реализации субъективных прав, глубиной изменений конституционного статуса граждан и организаций, временем и сферой действия и другими критериями.
Административно-правовые системы можно разделить по принципу территориальности: национальные (конфиденциальность и т. Д.), Региональные (закрытая административно-территориальная единица и т. Д.). Во время действия существуют постоянные и временные режимы ситуаций. В некоторых случаях полезно различать режимы по предмету действия: резервы, яды, валюты и т. Д. Их также можно разделить на централизованные и децентрализованные, в зависимости от порядка, в котором они вводятся.
Деятельность исполнительной власти играет важную роль в формировании правовых основ административно-правовой системы. В силу их правовой природы следует различать нормативные нормы, которые включают исходные «режимные» нормы, применяемые нормативные законы и чисто правоприменительные нормы. Нормативное и уголовное производство - это те решения, которые содержат правовые нормы, которые органы исполнительной власти выносят в отношении норм высшей юридической силы. Его элементы можно выделить в рамках отраслевой системы.
Итак, элементами общего административного режима являются режим законности деятельности государственного управления, паспортный режим, режим государственной службы, а вместе с ними существуют особые административно-правовые режимы (государственные секреты, государственные секреты). Чрезвычайная ситуация и др.).
Обеспечение функционирования административно-правовой системы также связано с решением экономических, материальных и технических проблем: подготовка сил и ресурсов, достаточных для функционирования режима, создание специального финансирования, поддержка пострадавших, осуществление спасательных работ, ремонт и т. Д. Общество, как известно, представляет собой очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его жизни обостряются социальные и техногенные противоречия, противоречия между природой и обществом. Это приводит к возникновению этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупных промышленных аварий и т. д.
Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей и создают условия для разрушения важных материальных и духовных ценностей. Они угрожают дестабилизировать и разрушить социальную систему и требуют неотложных немедленных действий, в основном юридических, организационных, экономических, материальных и технических.
В общественной жизни государства всегда возникают нестандартные или чрезвычайные ситуации, когда административно-правовые нормы не могут гарантировать стабильность и динамизм развития лидерских отношений в различных сферах и сферах общественной и государственной жизни. В частности, это касается развития негативных явлений, например, обострения межэтнических вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, массовых заболеваний населения или животных, если действующее административное законодательство не может регулировать и стабилизировать эти социальные отношения.
Административно-правовые системы - это специальные оперативные решения в области государственного управления, а также административные и правовые средства убеждения и принуждения, с помощью которых можно своевременно обеспечить стабилизацию работы по связям с общественностью в регионе или во всем государстве, а затем общественность может быть организована в отношении отношений, выходящих за рамки обычных административных и правовых мер ... Как правило, административные постановления временно ограничивают права и свободы граждан и используют в своем арсенале множество методов административного принуждения.
Таким образом, административно-правовые режимы существенно влияют на объем административной правосубъектности практически всех граждан, попадающих в правовое поле особого административно-правового режима. Общей чертой административно-правовых режимов является то, что они нарушают баланс правового статуса субъектов в административном праве в смысле увеличения объема функций и ограничений, обеспечиваемых в основном мерами административного принуждения.
При реализации мер по обеспечению различных административных и правовых норм особое значение имеют федеральные законы по защите прав человека, прав и свобод человека, участвующие органы исполнительной власти, государственная администрация, их уполномоченные должностные лица и прямые исполнители, обеспечивающие функционирование этой правовой системы.