Фрагмент для ознакомления
2
Введение.
Каждый человеческий язык — это совокупность знаний и способно-стей, позволяющих носителям языка общаться друг с другом, выражать идеи, гипотезы, эмоции, желания и все другие вещи, которые необходимо выразить словами. Лингвистика — это изучение этих систем знаний во всех их аспектах: как структурирована такая система знаний, как она приобре-тается, как используется в составлении и понимании сообщений, как она меняется с течением времени. Следовательно, лингвистов волнует ряд частных вопросов о природе языка. Какие общие свойства есть у всех че-ловеческих языков? Чем языки различаются и насколько систематичны различия, т.е. можем ли мы найти закономерности в различиях? Как дети получают такое полное знание языка за такое короткое время? Каким об-разом языки могут меняться с течением времени, и есть ли ограничения на то, как языки меняются? Какова природа когнитивных процессов, которые вступают в игру, когда мы производим и понимаем язык?
Часть лингвистики, связанная со структурой языка, делится на не-сколько категорий:
Морфология - изучение образования слов;
Прагматика - изучение использования языка;
Семантика - изучение смысла;
Синтаксис - изучение образования предложений;
Фонетика - изучение звуков речи в их физических аспектах;
Фонология - изучение звуков речи в их познавательных аспектах;
Помимо языковой структуры, другие взгляды на язык представлены в специализированных или междисциплинарных отраслях:
Историческая лингвистика: изучение того, как язык меняется с тече-нием времени.
Социолингвистика: изучение языка на основе социальных факторов, таких как регион, социальный класс, род занятий и пол.
Диалектология: изучение языковых вариаций на основе географиче-ского распределения.
Прагматика: изучение того, как контекст влияет на значение
Анализ дискурса: изучение того, как используется язык
Вычислительная лингвистика: применение вычислительных про-грамм для моделирования языковых аспектов.
Приобретение языка: изучение того, как люди приобретают или изу-чают язык.
Психолингвистика: изучение того, как люди обрабатывают язык
Экспериментальная лингвистика: изучение теорий лингвистического представления (фонетика, фонология, морфология, синтаксис и семантика) на основе доказательств.
Нейролингвистика: изучение того, как язык влияет на структуру и функции мозга.
Лексикография: составление и изучение словарей с учетом контекста, истории, грамматики и произношения.
Судебная лингвистика: изучение языка и права
Корпусная лингвистика: изучение языка с помощью набора есте-ственных текстов.
Также существует такое понятие, как неолингвистика.
Неолингвистика занимает особое место в языкознании, так как учё-ные, работавшие в этом направлении, выдвинули немало новых идей и теорий, оставив значимый след в науке. Также большой интерес представ-ляет их критическая аргументация, направленная против малограммати-ков.
Данная курсовая работа посвящена одному из основателей неолинг-вистики Маттео Бартоли, его взглядам и теоретической концепции. Маттео Бартоли внёс большой вклад в развитие современного языкознания, ис-следование его творчества никогда не перестанет быть актуальным.
Актуальность выбранной темы определяется возросшим интересом современных лингвистов к учению Маттео Бартоли. Его работы находят все новое развитие в языкознании.
Целью данной работы является определение основных положений неолингвистических концепций.
Объект исследования - неолингвистическое направление.
Предметом исследования является сравнение неолингвистики и мла-дограмматики.
Задачи исследования:
- выяснить причины появления нового движения в языкознании и обосно-вать его связи с другими течениями;
-описать этапы зарождения неолингвистики;
- описать отличия неолингвистики от младограмматики;
- рассмотреть особенности ареальной лингвистики;
-рассмотреть критическую аргументацию, направленную против младо-грамматиков.
Глава 1. Неолингвистика как направление.
1.1. Зарождение неолингвистики.
В 1925 году Дж. Бертони и М. Бартоли опубликовали в свои труды «Введение в неолингвистику» и «Положение о неолингвистике», где изло-жили принципы неолингвистической теории.
В этих работах Бартоли сформулировал определенные теории, ка-сающиеся языковых изменений, в значительной степени основанные на изучении лингвистической географии, и на основе этих теорий в сочетании с философией Бенедетто Кроче он разработал подход к лингвистике, кото-рый он и Бертони назвали неолингвистика.
Центральная формула Бартоли заключается в том, что «каждое сло-во имеет свою историю, а каждая фаза - свое собственное пространство». Отсюда ясно, что так называемые «ареальные нормы», которые мы рас-смотри далее, изложенные в фундаментальной «lntroduzione alla neolinguistica», на самом деле не являются «нормами» или законами в со-ответствии с текущим значением слова, но и имеют типовые возможности, среди которых исследователь всегда должен уметь делать выбор с чув-ством ответственности. Бартоли выполняет свою первую задачу - привне-сти в лингвистику девятнадцатого века (диахроническую, поскольку она столкнулась с двумя фазами, далекими во времени, но еще не исторически конкретными) «конкретность и своеобразие истории».
Неолингвистика, как и многие другие направления и концепции, возникла в противовес младограмматизму, данное явление мы рассмотрим позже.
Впервые, такое явление как неолингвистика,было представлено та-кими итальянскими языковедами, как: Гранцо Исайя Асколи, который яв-ляется автором теории субстрата, Маттео Бартоли, Джулио Бертони, Джу-лиано Бонфанте. И Витторе Пизани.
Звегинцев пишет: «Неолингвистика — идеалистическое направление в языкознании, что подчеркивают сами ее представители» . Помимо этого, неолингвистика считается наиболее эклектическим направлением, сочета-ющим в себе различные признаваемые истинными положения, которые за-имствованы из разных концепций. Принципы данного направления осно-ваны на идеях К. Фосслера, В. Гумбольдта Г. Шухардта, Б. Кроче, кото-рые соединяются с наблюдениями и выводами лингвистической географии.
Изучая теоретические работы неолингвистов, можно узнать знако-мые идеи о языке как духовной деятельности и художественном творче-стве, об индивидуальном происхождении языковых изменений, о значении процессов языкового смешения, об отсутствии четких границ между язы-ками и многое другое. Их критическая аргументация, направленная про-тив младограмматиков, также во многом заимствована у Г. Шухардта и К. Фосслера.
Теоретическая позиция неолингвистов вкратце может быть резюми-рована следующим образом:
Человек создает язык как в духовном, так и в физическом смысле - своей волей, воображением, мыслями и чувствами. Язык отражает своего созда-теля-человека. Все, что связано с языком, является результатом как духов-ного, так и физиологического процесса. Сама по себе физиология ничего не может объяснить в лингвистике. Он может только вызвать условия, в которых создается конкретное явление. «Говорящего общества» не суще-ствует. Это фикция, такая же, как «обычный человек». Единственная ре-альность — это «говорящий человек». Каждое языковое новшество ини-циировано им.
Лингвистическая инновация, созданная человеком, более надежно, полно и быстро воспринимается обществом, если автором изменения явля-ется влиятельная личность (с хорошим социальным положением, выдаю-щимися творческими способностями, навыками общения и т. д.).
Ничто в языке нельзя считать неправильным. Все существующее правильно уже самим фактом своего существования.
Язык — это в основном выражение эстетического чувства, которое непостоянно; на самом деле изменения в моде могут наблюдаться здесь, а также в других аспектах жизни, в равной степени зависящих от эстетиче-ского чувства (искусство, литература, одежда).
Изменения значений слов возникают в результате поэтических мета-фор. Исследование этих изменений ценно как средство познания работы человеческого воображения. Изменения в языковой структуре возникают в результате этнического смешения, не в смысле смешения рас, а в результа-те смешения духовных культур. На самом деле язык — это центр штурма различных тенденций развития, зачастую противоречащих друг другу. Если мы хотим понять их, мы должны подходить к языковым явлениям с самых разных сторон. В первую очередь мы должны принять во внимание тот факт, что развитие того или иного языка обусловлено, прежде всего, географическими и историческими обстоятельствами. (Например, история французского языка не может быть должным образом исследована без ссылки на историю Франции - с учетом роли христианства, германской экспансии, феодализма, итальянского влияния, атмосферы при дворе, ра-боты Академии, революции, романтического движения и т. д.). Эти теоре-тические взгляды определили области практической работы неолингви-стов. Они внесли значительный вклад в развитие лексикологических иссле-дований и заслуживают особой похвалы за их серьезную работу в области диалектологии, которая имеет прочно установившуюся традицию в Ита-лии с момента публикации работ Асколи.
В диалектологии неолингвисты разработали методы применения ис-торических, социальных и географических критериев к языковым пробле-мам. Они проявили большой интерес к сравнительному исследованию форм, существующих в родственных диалектах, и обратили особое внима-ние на географические факторы, определяющие области диалектных явле-ний (отсюда и термин ареальная лингвистика).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998.
2. Бонфанте Дж. Позиция неолингвистики. – В кн.: Звегинцев В.А. Ис-тория языкознания ХIХ и ХХ веков в очерках и извлечениях, ч. 1. М., 1964 с.301-302.
3. Будагов Р.А. Г. Шухардт как лингвист // Русский язык в школе. 1980. № 3. С. 43-45.
4. Гируцкий А.А. Общее языкознание: Учеб.пособие для студентов ву-зов.
5. Грамши А. Искусство и политика: В 2-х т. Т. 1,/Пер. с итал.— М.: Искусство,1991.— 432 с.. 1991
6. Гумбольдт В. Избраные труды по языкознанию. М., 1984.- 447 с.
7. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влия-нии на духовное развитие человеческого рода. «Хрестоматия», стр. 68.
8. Гумбольдт В. фон. Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч. 1. М., 1960.- 498 с.
9. Звегинцев В. А. История языкознания XIX–XX веков в очерках и из-влечениях. – Ч. 1. – М., 1964. – С. 301-303.
10. Кочергина В.А. Введение в языкознание. М., 2004. – 379 с.
11. Красухин К.Г. Введение в индоевропейское языкознание. М.: Academia, 2004. – 300 с.
12. Красухин К.Г. Слово, речь, язык, смысл в индоевропейской перспективе // Язык в зеркале языка. М., 2000. – 329 с.
13. Красухин К.Г. Слово: время внутреннее и внешнее // Лесной вестник: Специальный выпуск Гуманитарного факультета МГУЛ, 1999, 3 (8) . С.23-27
14. Крушевский Н.В. Избранные работы по языкознанию. М., 1998. – 498 с.
15. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1997. – 354 с.
16. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропей-ских языков. – М.-Л., 1938. – С. 48-72.
17. Слюсарева Н. А. Французская лингвистическая школа. Исто-рия языкознания (пособие для заочного обучения). Вып. V, ч. II. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза. – М., 1974. – С. 56-146.
18. Соссюр Ф.де. Заметки по общей лингвистике / Пер. Б.П.Нарумова. Общ.ред. Н.А.Слюсаревой. - М., 1990. – 405 с.
19. Соссюр Ф.де. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях
20. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. М, 2003 – 374 с.
21. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. М, 2003 – 374 с.
22. CAMPBELL, LYLE. «The History of Linguistics». The Handbook of Linguistics. Aronoff, Mark and Janie ReesMiller (eds). Blackwell Pub-lishing, 2002. Blackwell Reference Online. 30 November 2007.
23. Christopher Beedham, Warwick Danks and Ether Soselia. Using Exceptions for Empirical Research in Theoretical Linguistics. New York 2014. 277 p.
24. Kurt R. Jankowsky, The Neogrammarians: a re-evaluation of their place in the development of linguistic science. (Janua Linguarum, series minor, 116.) The Hague: Mouton, 1972. Pp. 275.
25. R. H. Robins. THE NEOGRAMMARIANS AND THEIR NINE-TEENTH-CENTURY PREDECESSORS. 1978
26. Robert P. Stockwell & Ronald K.S. Macauley (eds.), Linguistic change and generative theory. Bloomington, IN: Indiana University Press. P. 101–171.
27. Sihler, Andrew. 2000. Language history: An introduction. Amsterdam: Benjamins.
28. Yakov Malkiel (eds.), Directions for historical linguistics. Austin: University of Texas Press. P.95–198
Интернет ресурсы:
29. https://ru.wikipedia.org/ Лер-Сплавиньский_Тадеуш
30. https://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектология