Фрагмент для ознакомления
1
Содержание 2
Введение 2
1 Психолого-педагогические основы самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста 5
1.1 Понятие самообслуживания в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2 Взгляды педагогов и психологов по формированию основ самообслуживания у детей дошкольного возраста 9
2 Организационные методы. Основы формирования самообслуживания детей раннего возраста 11
2.1 Принципы работы по формированию навыков самообслуживания 11
2.2 Методы и приемы формирования самообслуживания 13
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Решающим условием развития психики ребенка является общественная среда, воспитание и обучение под руководством взрослых. Взрослые создают условия, необходимые для жизни ребенка, передают ему свой жизненный опыт. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с младшего дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении.
Признание ведущей роли воспитания в развитии ребенка с момента его рождения обусловило особую область знаний - педагогику раннего детства. Развитие психики ребенка, формирование его личности происходит в процессе деятельного освоения окружающего, т.е. в процессе активной практической деятельности.
Большую роль в развитие ребенка играет рациональная организация их самостоятельной деятельности, воспитатель должен с первых дней прибивания ребенка в детском учреждении прививать ему навыки самообслуживания.
Ведущим видом деятельности детей является игра. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Именно через дидактическую игру мы будем влиять на формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
В педагогической литературе понятие игры в отражение действительной жизни впервые сказал великий педагог К.Д. Ушинский. Он доказал, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка.
Также связь игры и труда в своих статьях подчеркивали Н.К. Крупская [17] и А.С. Макаренко [18].
На ранней ступени развития для ребенка трудом является самообслуживание. Задача педагога научить ребенка обслуживать себя самому.
Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в формировании навыков самообслуживания, характерные особенности проявления навыков самообслуживания детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.
В последние годы психологи и педагоги все чаще обращают внимание педагогов ДОУ и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до трех лет.
Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является важным условием для развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и формирования навыков самообслуживания.
Объект исследования - самообслуживание детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация рациональной обстановки для формирования навыков самообслуживания как средство самопознания детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить педагогические условия для формирование навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования навыков самостоятельности у детей раннего возраста в трудах отечественных учёных.
2. Определить специфику навыков самообслуживания детей младшего
дошкольного возраста;
3. Рассмотреть принципы формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста;
4. Охарактеризовать методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: наблюдение за работой воспитателя младшей группы по формированию навыков самообслуживания воспитанников.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
1 Психолого-педагогические основы самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста
1.1 Понятие самообслуживания в психолого-педагогических исследованиях
Самообслуживание - это работа ребенка, направленная на обслуживание самого себя (одевание и раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры) С. А. Козлова [16], Т. А. Куликова (1990). Качество и осознанность действий у разных детей различны, поэтому задача развития навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Самообслуживание включает в себя формирование следующих навыков:
1. Навыки опрятности.
2. Навыки приема пищи.
3. Навыки одевания и раздевания.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, заботиться о себе, пользоваться туалетом, самостоятельно питаться, мыться, мыться) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. Годин (1983) отметил, что обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия путем подражания и словесных инструкций, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Ребенок может выполнять определенный навык, но не следовать определенным последовательным действиям. Он может выполнять беспорядочно, пропускать действия. Итак, каждый навык предполагает выполнение определенных последовательных действий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего дошкольного возраста :Учеб. пособие/Н. М. Аскарина. -М.: «Медицина», 1977.-304с.
2. Болотина П.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. зав. П.Р. Болотина, Г.С.Комарова,С.П. Бананов - М.: изд. цент «Академия», 1997. - 240с.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду:книга для воспитателя детского сада/А.К. Бондаренко. -2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991.-160с.
4. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: учебно-методическое пособие./Р.С. Буре.-СПБ.: Детство- ПРЕСС, 2004.-144с., ил.
5. Венгер Л. А. Игра как вид деятельности/Л. А. Венгер // Вопросы психологии. - 2000. - №3. - с.
6. Вербитский А.А. и др. Методические рекомендации для проведения игр/А.А. Вербитский -М.: Педагогика, 1990. – 415с.
7. Венгер Л.А. 365 развивающих игр и занятий для детей от 3 до 6 лет/Л.А. Венгер. -М.: Детство-ПРЕСС, 2006. - 168с.
8. Воспитание дошкольника, в труде. Сост. Р.С. Буре: под ред.В.Г. Негаевой. -3-е изд. испр. и доб. -М.: Просвещение, 1983. -207с.,ил.
9. Венгер Л.А. Дидактические игры по сенсорному воспитанию дошкольников./Л. А. Венгер -М.: Просвещение, 1978.-108с.
10. Венгер А.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.-М.: Просвещение, 1989, - 524с.
11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет / А.С. Галанов// Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: АРКИ, 2001.-95с.
12. Дуброва В.Л. Педагогическая практика в детском саду:учеб. Пособие для студ. учеб. заведений./В.Л. Дуброва, Е.Н. Милашевич.- М.: издат. Центр «Академия», 1998, - 160с
13. Игры и развлечения для детей разных возрастов/М.М.Мишина.-М.:Сибирское книжное издательство, 1994,- 23-26.
14. Коскова Н.В. Поиграй со мной! Развивающие игры для детей 3-х лет/ Авт. - сост. Н.В. Коскова 2-е изд., стер. – Новосибирск: сиб.унив. ст-во, 2008, - 176с.
15. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения/ Популярное пособие для родителей и педагогов./ Е.В. Карпова.-Ярослав: «Академия развития», 1997, 240-416., ил.
16. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений./С.А. Козлова, Т.А. Куликова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд. центр «Академия», 2000, -416с.
17. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 11 т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957-1963
18. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей [Текст] / А. С. Макаренко. – Минск : Нар. асвета, 1978. – 96 с.