Фрагмент для ознакомления
2
ях глобализации государство активно участвует в интеграционных процессах. Ввиду многообразия форм государственного устройства процесс государственной интеграции приобретает индивидуальные свойства. По общему правилу выделяют три типа государств: унитарное, федеративное и конфедеративное. Безусловно, встречаются и иные подходы.
С общетеоретической точки зрения – это слитое государство, состоящее из административно-территориальных делений. Об этом, в частности, говорили Л.И. Спиридонов, В.И. Червонюк, И.Н. Гомеров и другие. К примеру, Ж.Л. Шабо, утверждает, что унитарная форма обладает: единой системой органов власти и правосудия; едиными правовыми и конституционными нормами; единым гражданством. В данном видении, с одной стороны, – единообразие, постановочно, облегчает понимание государственной интеграции. Однако, с другой стороны, в рамках настоящего исследования, – это поверхностный взгляд, не учитывающий возможные разновидности унитарных государств, и как следствие, отдельные персонифицированные признаки государственной интеграции.
Дискуссии об унитарной форме государственного устройства привели к формированию двух наиболее встречаемых концепций. Первая – это простое государство. При понимании, что сложным является федеративное и конфедеративное устройство. Одним из сторонников является И.А. Иванников. Он говорит о нём как о государстве, состоящим из усредненных составных частей, не обладающих обособленными государственными образованиями. Вторая концепция, напротив, утверждает, что использование терминов «простое» и «сложное» характеризует разновидности унитарного государства. Так Т.П. Евсеенко отмечает, что отличительный признак заключается в присутствии/отсутствии автономных территориальных образований. В основе классификации унитарного государства, допустимо, использовать центральную власть в качестве ключевого признака. Она служит механизмом, определяющим правовой статус административно-территориальных образований, процесс их деления, круг ведения и компетенцию. Факультативно осуществляет прямой/косвенный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
Целью работы является рассмотрение особенностей основных форм государственного устройства, их сопоставление между собой. Для этого в ходе данного исследования предполагается решение следующих задач:
анализ унитарного государства;
Определения понятия и признаков унитарного государства;
Дать сравнительный историко-государствоведческий анализ сложному унитарному государству;
изучить виды сложных унитарных государств, таких как конфедерация, федерализм.
В отечественной юридической литературе существенный вклад в развитие категории «форма государственного устройства» внесли такие ученые, как: Р.Г. Абдулатипов, Н.Н. Арзамаскин, С.Н. Бабурин, И.А. Бардецкая, С.Р. Вихарев, Э.П. Григонис, А.И.Денисов, Д.В. Замышляев, Д. Л. Златопольский, H.A. Иванников, H.B. Иванов, A.A. Кененов, К.Д. Коркмасова, B.C. Петров, В.В. Пылин, Э.В. Тадевосян, Н.П. Фарберов, H.H. Федощева, J1.B. Фрунза, A.Г. Хабибулин, А.Н. Чемагина, Н.В. Черноголовкин, В.М. Чибинев, B.Е. Чиркин, П.М. Чулкова, A.A. Югов и др.
Вопросам видового многообразия форм государственного устройства свои исследования посвятили С.О. Азаров, A.B. Арбузов, П.П. Барсегян, И.В. Бахлов, Е.А. Бирюкова, H.H. Грачев, С.А. Дергачев, Т.П. Евсеенко, C.И. Каспе, A.B. Клемип, Н.С. Крылова, В.Н. Лафитский, Г.С. Мамбеталиева, С.Ю. Михайлова, Ю.М. Понихидин, H.A. Рожков, П.Н. Савицкий, A.B. Серегин, Я.Ю. Смирнов, В.П. Стародубцев, О.С. Сурков, H.H. Уткин, О.И. Чистяков, Ю.М. Юмашев и др.
Важно отметить, что до сих пор не было уделено должного внимания вопросам унитарной формы государственного устройства, она является недостаточно разработанной (можно назвать работы А.Е. Иринина, С.П. Пожарской, М.С. Саликова).
Федеративная форма государственного устройства, в отличие от унитарной, больше привлекала внимание ученых. В зарубежной литературе идеи федерализма встречаются в трудах Г. Еллинека, Дж. Локка, В. Острома, У. Райкера, А. Токвиля, Д.Дж. Элейзера и др.
Методы. Исторический, сравнительный, правовой, метод абстракции и синтеза.
Методологическая база. Действующие и исторические правовые акты, а также специальная литература и материалы периодических публикаций.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, включающие в себя четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Унитарное государство: понятие, признаки, виды
До начала XX века основной формой устройства государств на планете была единая или унитарная. Она появилась раньше других, поэтому считается исторически первичной, по отношению к федерациям. Типичными унитарными странами того времени были Франция, Нидерланды, Великобритания.
Определение унитарного государства дается в политологии: «Если административно-территориальные единицы, на которые разделена страна, не имеют ярко выраженных признаков суверенности, обязаны подчиняться центральной власти и проводить ее политику на своей территории, то такое государственное образование считается унитарным».
Слово «унитарный» происходит от латинского «единство», что очень точно отражает организацию унитарного государства, которые исторически образовывались по самым разным причинам. Это могло быть проживание на одной территории или объединение населения одинакового этнического происхождения, обладающего общим языком и культурными традициями и ценностями.
Немаловажную роль при создании единого государства играла конфессиональная принадлежность и общее историческое прошлое населяющих его территорию людей. Иногда унитарные государства образовывались под воздействием сильного внешнего давления, когда одни народы сплачивались под угрозой быть захваченными и ассимилированными другими. В некоторых странах большинство принимало решение добровольно подчиниться уже сложившимся территориальным элитам, видя в этом всеобщую пользу.
Унитарное устройство является большим плюсом для малых и средних стран с умеренно однородным населением. Это обусловлено тем, что все насущные вопросы можно централизовать, не делегируя регионам дополнительных полномочий. В современной политологии выделяют такие признаки унитарного государства1:
единый государственный язык и Конституция;
общее гражданство;
отсутствие политически самостоятельных территориальных образований;
единая денежная единица; распространение центральной системы органов госвласти на всю территорию;
единое правовое пространство.
Территориальные образования унитарного государства занимаются неполитическими вопросами, важными для своего региона, например, торговлей, образованием, благотворительностью и т. п. В законодательстве унитарных стран всегда есть пункт о единстве и неделимости территорий, не предусмотрена возможность сецессии (выхода из состава), но сохраняется право народов на самоопределение.
Его можно реализовать и без выделения в отдельное государство, например, через признание мировым сообществом существования этноса. Если унитарное государство — республика, то ее парламент практически всегда однопалатный, потому что нет потребности во втором представительском органе — административные единицы лишены политических полномочий.
Унитарные государства могут характеризоваться разными видами централизации. По наличию или отсутствию территориального деления и/или автономий унитарных государств разделяют на такие виды2:
простые — к ним относятся или совсем маленькие страны, в которых не целесообразно выделять отдельные регионы (Мальта, Люксембург), или разделенные, но не имеющие в составе автономных образований (Франция, Польша);
сложные — в их состав входят автономии (Дания, Испания, Грузия).
Минус крупных многонациональных унитарных государств — проблемы, связанных с сепаратизмом, когда в среде многих так называемых малых народов периодически возникают движения за отделение и образование собственного государства. Появление автономных образований в таких странах обусловлено желанием их избежать. Жителям автономий предоставляются более широкие возможности для принятия самостоятельных решений по вопросам местного самоуправления.
Обычно права таких регионов закреплены конституционно или имеют самостоятельно разработанные на общей законодательной основе статуты. Чаще всего в основе формирования автономии лежит национальный признак (Каталония в Испании, Корсика во Франции, Северная Ирландия в Великобритании).
Кроме того, бывают централизованные и децентрализованные унитарные государства. Для первых характерно назначение управленцев в региональные органы власти из центра (Узбекистан, Нидерланды, Казахстан). В децентрализованных странах органы региональной власти формируются самостоятельно (Великобритания, Испания, Япония).
Унитарное государство можно найти среди очень многих зарубежных стран. Все они отличаются друг от друга занимаемой территорией, месторасположением, возможностью доступа к Мировому океану и другими особенностями3.
Вывод: унитарное государство представляет собой форму государственного устройства, обеспечивающую государственную целостность и включающую определенные территориальные образования, наделенные особыми полномочиями негосударственного характера. То есть в состав унитарного государства могут включаться помимо административно-территориальных единиц, автономии, а кроме того унитарное государство полностью может состоять из таких автономий, главное, чтобы данные территориальные организации не обладали статусом государственного образования.
1.2 Сложные унитарные государства
В жизни общества часто так бывает, что самая простая структура управления, будучи наиболее желаемой и простой для воплощения, не всегда может быть реализована на практике. Именно так произошло и с сложными государствами, которые стали необходимой альтернативой для простых, унитарных государственных конструкций. Первые многосоставные государства возникают в условиях рабовладения. С одной стороны, это огромные и воинственные империи, с другой стороны – союзы скромных по территории городов-полисов.
Не все эти образования были достаточно успешны. Например, даже среди империй были явные «неудачники», которые не пережили своих создателей. Одним из наиболее конструктивных государственных образований была Персидская империя Ахеменидов, которая подходила к укреплению своего внутреннего порядка со сдержанным применением силы, рационально. Местному населению была сохранена известная автономия. Отношение к его культуре было терпимым. Была организована почтовая служба. «Процветанию международной торговли способствовало повсеместное распространение арамейского языка, к этому времени на ниве международной торговли арамейский язык использовался персидскими
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурмистров, К. Ю. Теоретические основы федерализма.// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 11. – С. 73–78.
2. Егинбарян, Н. В. Нуждается ли российский федерализм в модернизации и в какой?// Право и управление. XXI век. – 2018. – № 3 (48). – С. 3–10.
3. Малько, А. В. Федерализм в историко-государствоведческом измерении. // Государство и право. – 2018. – № 12. – С. 116–127.
4. Саломатин, А. Ю. Из опыта реформирования государства и права: Константин Великий и его преемники / А. Ю. Саломатин. – Пенза, 2017. – С. 24, 98–105
5. Чиркин, В. Е. Основные конституционные признаки федеративного государства: традиция и современность. // Образование и право. – 2017. – № 2. – С. 72–77.
6. История становления и развития государственного устройства России. Салманов Д.Х., Иналкаева К.С.//В сборнике: Актуальные проблемы истории Чечни: взгляд молодых. Материалы Городской студенческой научно-практической конференции. 2019. С. 138-141.
7. К вопросу о классификации унитарных государств в юридической науке. Григонис Э.П.//Мир юридической науки. 2017. № 3. С. 9-18.
8. К вопросу о понятии «Конфигурация» в современном научном дискурсе. А. Е. Сиушкин, Р. Пузарин, А. Рамазанова.// В сборнике: Многосоставные государства: опыт и перспективы развития. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. под ред. А. Д. Гулякова., 2019. С. 55-59.
9. Классификация форм государственного устройства. Загородняя К.А.//В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы третьего круглого стола со Всероссийским и международным участием. 2020. С. 83-85.
10. Конфедерации как исторические и современные формы межгосударственной интеграции. Назаров Р.Р.//Вестник экономики, права и социологии. 2019. Т. 2. № 3. С. 110-114.
11. Между федерацией и конфедерацией: Баварский проект германской конституцией 1848 года. Даценко П.А.//Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020. Т. 6. № 4. С. 102-110.
12. Многосоставные государственные образования (сравнительный историко-государствоведческий анализ). А. Д. Гуляков//В сборнике: Многосоставные государства: опыт и перспективы развития. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. под ред. А. Д. Гулякова., 2019. С. 3-10.
13. Особенности построения национально-государственных образований в России. Фомина О.Н., Чекушкин А.Н.//В сборнике: Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления. материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Всероссийский государственный университет юстиции, Средне-Волжский институт. Саранск, 2021. С. 189-192.
14. Особенности федеративного устройства Российской Федерации. Любимова М.Е., Шишонкова Н.В., Маринова С.Ш.//В сборнике: Государственная власть и управление: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2021. С. 74-78.
15. Политико-правовой статус Европейского союза (современные проблемы). Красов С.И., Тихонов Я.С.//В сборнике: Актуальные вопросы права в банковской сфере. Материалы Международного правового банковского форума Научное издание. Ответственные редакторы С.И. Ашмарина, А.В. Павлова. 2019. С. 154-166.
16. Понятие, виды, юридический анализ государственного устройства. Изюмова К.В., Рудых С.А.//В сборнике: противодействие экстремизму, терроризму, коррупции: теория и практика. материалы Национальной научно-практической конференции. Армавир, 2019. С. 76-78.
17. Проблематика федерализма в трудах российских ученых. А. Е. Сиушкин, А. И. Дикальчук, Е. С. Чукурова//В сборнике: Многосоставные государства: опыт и перспективы развития. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. под ред. А. Д. Гулякова., 2019. С. 91-94.
18. Проблемы понимания сущности института конфедераций.
Ильин И.Л.//В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции. 2020. С. 103-107.
19. Создание автономий в унитарном государстве: Аландские острова Финляндии. Адлейба Э.Г.//Гражданин. Выборы. Власть. 2021. № 1 (19). С. 185-192.
20. Федерализм: Российский вариант в контексте зарубежного опыта.
Вохмянин А.Н.//В сборнике: проблемы развития современного общества. сборник научных статей 6-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 183-186.
21. Федеральные территории в составе федерации: особенности статуса и значение. Сафина С.Б.//Проблемы права. 2021. № 1 (80). С. 13-17.
22. Федерализация как способ изменения формы государства.
Удычак Ф.Н., Шадже А.М., Белая М.О.//Тенденции развития науки и образования. 2021. № 69-4. С. 137-140.
23. Философско0правовые основания формирования конфедеративного союза. Тищенко В.В.//Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2020. № 2 (133). С. 63-74.
24. Формы государства в условиях глобализации. Богатырёв В.В.//Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 4 (53). С. 123-128.
25. У. Умников. Унитарное государство - определение, виды и признаки, примерыстран.//Источник: https://nauka.club/obshchestvoznanie/unitarnoe-gosudarstvo.html (дата обращения: 20.05.2021)