Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА АГРЕССИВНОСТЬ РЕБЕНКА
Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на агрессивность ребенка было проведено на базе ………..
В исследовании приняло участие 60 младших школьников, учащихся 1-2 классов, имеющих симптомы тревожности и агрессивности по отзывам. Возраст детей – от 6 лет 10 месяцев – до 8 лет.
Исследование было проведено в 2 этапа:
На первом этапе было проведено диагностическое обследование по методике «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) для выявления типа детско-родительских отношений на основе родительского отношения к ребенку (см.Приложение 1).
1. На основе сочетания показателей шкал методики: «принятие-отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник» группа была разделена на 2 – с условно «деструктивным» и условно «конструктивным» типом детско-родительских отношений (ДРО), для дальнейшей оценки уровня и качества агрессии в группах.
Условно деструктивный тип ДРО характеризуется наличием высоких показателей по шкалам: отвержение, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник, низкими показателями по шкале кооперации.
Условно конструктивный тип ДРО характеризуется наличием высоких показателей по шкалам: принятие, кооперация, средним уровнем симбиотической связи; низкими показателями по шкалам авторитарная гиперсоциализация и маленький неудачник.
По полученным результатам были сформированы 2 группы – экспериментальная – младшие школьники из семей с условно деструктивным стилем воспитания – 28 человек, и контрольная группа – из семей с условно конструктивным стилем воспитания – 32 человека.
Предмет исследования: агрессивность, формы ее проявления, варианты сочетания с тревожностью, поведенческие проявления агрессии в экспериментальной и контрольной группах.
Гипотеза исследования: существуют различия на уровне когнитивных, эмоциональных, поведенческих реакций в проявлении и наличии агрессии у детей из семей с различными стилями ДРО.
Помимо стандартизированных методик, использовалось включенное наблюдение, для фиксации невербальных реакций детей.
На втором этапе исследования, после применения методики Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) были использованы следующие диагностические методики (см.Приложение 1):
1. Карта наблюдения А.Г. Долговой.
2. Проективная методика «Кактус».
3. Тест тревожности и агрессивности (Р.Тэммл, М. Дорки, В.Амен).
4. Тест – сказка «Дурной сон» (Л. Дюсс).
5. Тест агрессивности А.Басса-А.Дарки.
Опишем выбранные методики.
Карта наблюдения агрессии была составлена на основе материалов А.Г.Долговой для систематизации поведенческих, эмоциональных, когнитивных и др.реакций. Данная методика была разработана на основе карт динамического наблюдения за детьми на коррекционных и развивающих занятиях (по А.Г. Долговой (см.Приложение 1).
При помощи данной карты наблюдения можно зафиксировать характер нарушения поведения на уроке и/или на перемене по следующим показателям:
Агрессия – вербальная, физическая, аутоагрессия;
Вспыльчивость – в речи либо физических проявлениях;
Негативизм - в речи, отказах либо физических проявлениях;
Конфликтность.
Данная карта отражает проявления агрессии детьми в ходе образовательно-воспитательного процесса, является очень простой и удобной в своем применении.
2.Графическая проективная методика М.А. Панфиловой «Кактус».
Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
Кактус домашний или дикий?
Его можно потрогать?
Он сильно колется?
Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Далее, по рисункам анализируется эмоциональное состояние ребенка.
Проективная методика анализируется по основным принципам, принятым в данном направлении, рассматриваются – размер, штриховка, расположение, выделение отдельных частей, сочетание несочетаемого, дополнительные детали, размер и расположение колючек, наличие их, цветовая гамма рисунка, сопровождающий рисунок рассказ и т.д.
2.2. Анализ результатов исследования
Первоначально, мы проанализируем результаты по карте наблюдения А.Г. Долговой. Результаты со среднегрупповыми значениями представлены в таблице 1 и 2; на рисунке 1 и 2.
Восемь человек в группе (28%) показали высокий уровень агрессивности, 44% (12 школьников) показали средний уровень, 28% показали низкий вариант агрессивности.
Вспыльчивость: высокий уровень продемонстрировали 14% (4 человека), средний (29%), высокий – 16 человек (57%).
Восемь учеников в группе (28%) показали высокий уровень негативизма, 44% (12 дошкольника) показали средний вариант, 28% показали низкий уровень по данному показателю, что соотносится с уровнем агрессивности.
Как мы можем видеть из полученных результатов, в целом, в группе детей, преобладает средне-повышенный уровень агрессивности и негативизма, по показателю вспыльчивости большая часть детей показали высокий уровень.
2.3. Рекомендации по работе с семьями
Важным компонентом оказания комплексных услуг и социально-педагогического сопровождения семей, является наличие запроса медицинского/социального/педагогического сопровождения со стороны окружения, со стороны родителей, педагога или же со стороны ребенка.
Общие профилактические мероприятия по профилактике агрессии основываются на общественных морально-этических принципах и приоритетах. Данные мероприятия осуществляются непосредственно по результатам выявления семей с детьми с агрессивным поведением (АП) и/или семей с условно деструктивным стилем воспитания (отношения к ребенку). Мероприятия реализуются на уровне разработки программ по диагностике, профилактике и коррекции личностных нарушений и семейных деструкций и др. На начальном этапе имеет значение предупреждение, первичная, вторичная и третичная профилактика проявлений личностных нарушений у детей, работа с родителями.
На уровне первичной профилактики, могут проводиться мероприятия, которые касаются диагностики семейного окружения ребенка с АП, его микросоциума, купирования рисков приобщения к социально нежелательным практикам, ведущим к появлению АП.
Вторичная профилактика - это непосредственно мероприятия, которые предупреждают появление девиаций в дальнейшем: социально-психолого-педагогическая работа с семьями (консультации, включение в групповую работу, индивидуальный подход и особое внимание к ребенку и его семье).
Третичная профилактика – это мероприятия, направленные на предотвращение рецидивов АП, помощь в выстраивании и восстановлении личностного и социального статуса ребенка, идентичности и установлении социальных связей.
Нужно отметить, что на федеральном и региональном уровнях, на базе образовательных учреждений, существуют организации и программы, призванные оказывать социально-педагогическую помощь, чаще всего, психолого-социальная служба образовательного учреждения, институт кураторства, классного руководства, а также различные Центры медико-психолого-социального сопровождения, органы правоохранения и т.д., образующие целую сеть социальной поддержки семей с деструктивным стилем воспитания (при его выявлении) и семей с детьми с АП. Данные учреждения и подразделения предполагают создание определенных пространств, где осуществляется комплексная помощь по оказанию и содействию получения психологических и социальных услуг для детей с АП и их близких. Эта форма работы, которая основана на медико-психолого-социального сопровождении и объединении усилий различных служб для повышения эффективности проводимых мероприятий.
Выстраиваются подобные социальные пространства на следующих принципах:
- добровольность клиента (ребенка/подростка/родителей);
- конфиденциальность;
- профессиональная компетентность участников службы;
- разделение обязанностей и согласование действий;
- ответственность по соблюдению прав и т.д.
К функциям специалистов описываемых социальных пространств является:
- диагностическая функция;
- оценка личностных особенностей ребенка, оценка социальной ситуации развития и жизни;
- выявление потенциала каждой семьи, копинг-стратегий и рессурсов;
- защитная функция, относительно правовой поддержки семьи, обеспечения социальных гарантий, создания условий для соблюдения прав и свобод семей с детьми с АП;
- социально-психологическая и просветительская функция;
- предоставление медико-психолого-социальной и правовой информации о вопросах, так или иначе затрагивающих проблемы, связанные с АП и/или отклонениями в личностном развитии конкретного клиента и его близких, оказание психологической помощи и патронаж для конкретного ребенка/семьи;
- прогностическая функция, которая позволяет моделировать ситуацию и разрабатывать определённой программы адресной помощи;
- координационная помощь, установление и поддержание связей различных организаций и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
2. Вараксина А. В. Анализ программ коррекции страхов у младших школьников средствами арт-терапии / А. В. Вараксина // Молодой ученый. – 2015. – № 21. – С. 700-703.
3. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение / В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2009. – 298с.
4. Гулдинг М. Психотерапия нового решения. Теория и практика / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 288с.
5. Грозина В. А. Возможности игровых и рисуночных техник для развития эмоционального интеллекта старших дошкольников / В.А. Грозина // Научный диалог. – 2012. – №6. – С. 85-93
6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2014. – 448с.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. –
СПб.: Питер, 2011. - 280 с.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, 2011. –500 с.
9. Ильин Е.П. Психология доверия. – СПб: Питер, 2013. — 288 с.
10. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М.Минияров. – Воронеж, 2012. – 256с.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. – 240с.
12. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина; под ред. Л.А.Венгера. – М.: Академия, 2014. – 272с.
13. Николаева Е.И. Психология семьи / Е.И.Николаева. – Спб: Питер, 2012. – 336 с.
14. Никитин В.Н. Арт-терапия / В. Н. Никитин. – М.: Когито-центр, 2014. – 336 с.
15. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение / Под науч. Ред. Е.И. Николаевой, Н. Казариновой. СПб: Питер, 2013. – 512 с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 460с.
17. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 319с.
18. Попова Т.А. Взаимосвязь детско-родительских отношений и тревожности дошкольника / Т.А. Попова // Фундаментальные исследования – Выпуск № 11-5 – 2012
19. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. – М; Питер.2007. – 78 с.
20. Психология детства / Под редакцией А.А. Реана – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
21. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 678с.
22. Полина А.В. Депривация доверия в детском возрасте: Монография. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2008. – 188 с.
23. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. – 2000. – №1. – с.88-93.
24. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
26. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека /С.И.Розум. – СПб.:Речь, 2006 – 365 с.
27. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2013. – 254с.
28. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., Педагогика, 1989. – 276с.
29. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
30. Сокинина А.А., Шутова Н.В. Влияние родительского отношения на эмоциональное развитие младших школьников / Психология XXI века: академическое прошлое и будущее: Материалы международной научной конференции молодых ученых, 20–23 апреля 2015 г. — СПб.: Скифия-принт. — 234 с.- С.177-180
31. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. – М.: Изд-воМГУ, 1989. – 215с.
32. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С.Спиваковская. – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014. – 304с.
33. Столин В.В. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В.В. Столин, Е.Т. Соколова, А.Я. Варга // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – 1989. – №3. – с.16-37.
34. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, Модэк, 2010. – 16с.
35. Филиппова Г.Г. Психология материнства / Г.Г. Филиппова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. – 240с.
36. Шавырина А.А. Влияние детско-родительских отношений на проявление негативизма и упрямства у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шавырина: дисс. канд. псих. наук. – М., 2012.
37. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская: учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2015. – 352
38. Mancini G., Agnoli S., Baldaro B., Pio E. Ricci Bitti, Surcinelli P. Facial Expressions of Emotions: Recognition Accuracy and Affective Reactions During Late Childhood. The Journal of Psychology, 2013, 147(6), 599-617.