Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что проблемы местного самоуправления были и остаются наиболее актуальными в отечественной науке и практике государственного строительства.
В настоящее время важнейшим направлением демократизации общества в Республике Татарстан является формирование местного самоуправления как основы конституционного строя. Однако особенность процесса формирования местного самоуправления в России и ее субъектах заключается в том, что самоуправление развивается не снизу, как это было в большинстве других стран, а сверху-как реализация государственной программы. В Республике Татарстан этот процесс проходил в рамках реализации концепции реформирования представительных и исполнительных органов государственной власти.
Конституция Республики Татарстан, принятая 6 ноября 1992 года, закрепив в главе 13 порядок организации и деятельности местных органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления в Республике Татарстан, ввела понятие "местное самоуправление", основными звеньями которого являлись местные Советы народных депутатов. Местное самоуправление также включало местную администрацию, органы территориального самоуправления, местные референдумы, собрания граждан и другие формы прямой демократии. Этот подход был формальным, поскольку он смешивал принципы государства и самоуправления и сдерживал инициативу
Утвержденная Верховным Советом Республики Татарстан 21 июля 1994 года Концепция реформирования представительных и исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан определила систему представительных органов государственной власти на уровне районов и городов республиканского подчинения, а в поселках, сельских советах, городах районного подчинения - выборность органов местного самоуправления.
Таким образом, на уровне районов, городов республиканского подчинения и районов в городах были сохранены местные органы государственной власти и управления и сформировано местное самоуправление в поселках, сельских советах и городах районного подчинения. Закон Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан", принятый в третьем чтении 19 апреля 2002 года, вносит существенные изменения в систему местных органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления, предусматривая новые концептуальные подходы к территориальным основам организации местного самоуправления и формирования исполнительных органов государственной власти в соответствии с законом. Поэтому правовая база и деятельность местных органов государственной власти и управления, местного самоуправления требуют их обобщения и анализа как в теоретическом, правовом, так и в практическом плане.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей и новых положений (моментов) процесса формирования и развития местного самоуправления, функционирования его органов (внутренней структуры), взаимоотношений с органами государственной власти и управления и общественными организациями на основе материалов Республики Татарстан.
Предметом исследования является система организационно-правовых отношений, складывающихся в процессе становления и развития местного самоуправления в Республике Татарстан.
Объектом исследования являются теоретические (совокупность знаний, представлений и теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования), федеральное законодательство, законодательство Республики Татарстан и других субъектов Российской Федерации, уставы органов местного самоуправления и иные нормативные правовые акты, регулирующие организацию и функционирование органов местного самоуправления, а также управление и местное самоуправление) и организационные (совокупность правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирование организации муниципальной службы) основа создания и развития местного самоуправления в республике.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать исторические аспекты становления местного самоуправления.
Рассмотрим конституционно-правовые основы взаимоотношений местного самоуправления и государственной власти в России.
Изучить правовые основы местного самоуправления в Республике Татарстан.
Выявить актуальные проблемы местного самоуправления в Татарстане.
Структура работы определяется логикой изложения и состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Исторические аспекты формирования местного самоуправления
Генезис местного самоуправления в России, по мнению многих ученых, обусловлен предпосылками, связанными с развитием производства, которое, в свою очередь, давало право на получение определенной собственности в свое распоряжение. Это способствовало формированию общинного самоуправления.
В связи с этим общественное самоуправление в этот период наиболее ярко проявилось на уровне промышленных и территориальных общин. Кроме того, объединение людей в общины на основе трудовой деятельности способствовало желанию непосредственно участвовать в управлении государственными делами.
Таким образом, в этот период общественное самоуправление существовало в форме представительной и прямой демократии. Впоследствии стала развиваться вечевая форма самоуправления.
Определенное влияние на развитие местного самоуправления в России, по мнению А. Н.Бурова, оказало принятие христианства (988 г.), так как оно ознаменовало появление новых форм самоуправления: монашеского и церковного, в которых сочетались промышленный и территориальный принципы организации [24, С. 130-133].
Несмотря на это, русское местное самоуправление, по мнению большинства историков и правоведов, можно отсчитать от периода правления Ивана IV Грозного. Как отмечает Н. А. Емельянов, до XVI века общественная самодеятельность на уровне местных структур не была нормализована законом и фактически развивалась на основе народных обычаев и традиций. Поэтому местное самоуправление неоднократно реформировалось еще много раз: Петр I, Екатерина Великая, Александр II и другие правители искали наиболее подходящие формы местного самоуправления.
Стройная система местного самоуправления сформировалась в России только к 1917 году, когда в стране уже существовало развитое земское и городское самоуправление, в основе которого лежали волости, губернии и уезды.
К сожалению, как отмечают исследователи, российская социальная система имела органический недостаток - изоляцию, оторванность друг от друга самоуправляющихся обществ, делавшую их беззащитными перед центральной властью. Не было необходимого взаимодействия соседних самоуправляющихся территорий. Отсутствие горизонтальных связей, чрезмерная изоляция управления от бюрократического центра в конечном итоге привели к разрушению местного самоуправления после событий 1917 года.
По словам профессора Е. М. Трусовой, Временное правительство осуществило реорганизацию местного самоуправления и изменение избирательной системы в соответствии со своим обращением "К гражданам России" от 6 марта, в котором провозглашалось свержение старого порядка и рождение новой свободной России.
Вопрос о выборах в местные органы власти, на которых будут представлены все основные группы граждан, был включен в повестку дня как один из самых важных.
Городские массы выступали за создание демократизированного самоуправления без ограничений на их деятельность со стороны администрации. Однако добиться независимости муниципальных органов было довольно сложно. Подготовка к выборам велась в условиях обострения политической ситуации в стране и регионе.
Местные власти должны были быстро реагировать на неотложные жизненные проблемы и действия. Для решения своих задач Думы и их советы должны были разработать гибкие технологии управления, сформировать собственный штат сотрудников, установить прочные связи с петроградскими силовыми структурами, наладить двустороннюю информационную связь. В связи с этим выборы прошли по пропорциональной системе. На места были направлены постановления Правительства, разъясняющие порядок их реализации.
Октябрьская революция привела к коренным изменениям в формировании системы местного самоуправления и его структуре. Советы стали главным звеном местной власти.
Как отмечает А. Н.Буров, роль и значение местных Советов изначально были политизированы, они рассматривались как первичные ячейки осуществления "пролетарской диктатуры". Советы представлялись не только и не столько органами для решения местных проблем на основе социальной самодеятельности, сколько органами, через которые "трудящиеся и эксплуатируемые массы" будут реализовывать свои классовые интересы [16, С. 174-181].
Таким образом, анализ реформы местного самоуправления в России в конце 1917 года, по мнению В. В. Еремяна и М. В. Федорова, показывает, что судьба земских и городских органов самоуправления во многом определялась рекомендациями Советского правительства, направленными в Советы.
Однако к концу декабря 1917 года отношение нового правительства к институтам старого самоуправления изменилось. Все ранее существовавшие земские и городские органы местного самоуправления были ликвидированы, а вместо них созданы волостные и сельские советы.
Анализируя законодательство того периода, ученые чаще всего выделяют три характерные черты, присущие местным советам. Во-первых, это были органы власти и управления, действующие в границах административных территорий. Во-вторых, это организационные отношения и вертикальное подчинение. И, в-третьих, при определении компетенции и пределов полномочий местных Советов устанавливалась их самостоятельность в решении местных вопросов, но их деятельность разрешалась только в соответствии с решениями центрального правительства и вышестоящих советов.
Однако формирование местного самоуправления началось только в 90-е годы. В условиях прозрачности и демократизации идея местного самоуправления как самоуправления городов и сел вновь стала набирать все больше сторонников. В этой связи была четко обозначена необходимость реформирования существующей практики местного самоуправления и выведения органов местного самоуправления из строгой иерархии государственных органов.
После реформы 24 мая 1991 года исполнительные комитеты местных Советов были заменены местной администрацией. Его фундаментальное новшество заключалось в том, что, в отличие от предыдущих исполнительных комитетов, он не был органом соответствующего местного совета. Закон РСФСР" О местном самоуправлении в РСФСР", принятый 6 июля 1991 года, включил местную администрацию в систему местного самоуправления и назвал ее представительной властью, не употребляя слова "государственная".
Формирование и становление местного самоуправления потребовало совместных усилий новых муниципальных образований с целью создания благоприятных условий для их функционирования и развития. В этот период формируются региональные и федеральные объединения, союзы, ассоциации органов местного самоуправления. Одним из первых 13 марта 1991 года был создан Союз городов и субъектов Российской Федерации.
После насильственной отмены Верховного Совета России в 1993 году Советская власть в большинстве субъектов была демонтирована, и ее заменило местное самоуправление. В октябре Президент России издал ряд указов о прекращении деятельности Советов и передаче их функций местной администрации. Одновременно было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адамская Л.В. Местное самоуправление в РФ / Л.В. Адамская // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 3 (16). С. 22-23.
2. Алиева Г.Ш. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью / Г.Ш. Алиева // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 573-575.
3. Афанасьева, Ю. А. Конституционное право РФ: учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Афанасьева — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 380 с.
4. Баранова И.А. Экономическая основа местного самоуправления / И.А. Баранова // Интеграция наук. 2017. Т. 2. № 2 (6). С. 18-20.
5. Бейдина Т.Е. Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления как теоретическая и практическая политическая проблема / Т.Е. Бейдина // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. № 2. С. 39-46.
6. Божиган В.С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения / В.С. Божиган // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 45-46.
7. Боков Ю.А., Фетисова А.В. Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ / Ю.А. Боков, А.В. Фетисова // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXIX междунар. науч.-практ. конф. № 1(63). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28.
8. Гадельшина Л.И. Местное самоуправление в РФ / Гадельшина Л.И. // Марийский юридический вестник. 2017. Т. 1. № 1 (20). С. 23-26.
9. Захаров И.И. Местное самоуправление как вид публичной власти / И.И. Захаров // Потенциал современной науки. 2017. № 4 (30). С. 55-57.
10. Идиатуллина, А. М. Роль молодежных объединений и организаций в реализации молодежной политики на муниципальном уровне: на материалах г.Казань Республики Татарстан / А. М. Идиатуллина, И. А. Фролова. н// Молодой ученый. — 2016. — № 3 (14). — С. 206-209
11. Комаров С.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации / С. А. Комаров [и др.]; под ред. С. А. Комарова. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 367 с.
12. Лебедева А.Д. Местное самоуправление в РФ / А.Д. Лебедева // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2017. № 73-74 (1-2). С. 47-50.
13. Макогон Т.И. Местное народовластие: Констелляция формы и содержания / Т.И. Макогон //Вестник Томского государственного университета. История. -2013. -№5 (25) С. 87
14. Набиуллин И.И. Понятие и своеобразие местного самоуправления / И.И. Набиуллин // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 2 (18). С. 667-671.
15. Олейникова О.И. Организационная структура органов местного самоуправления: правовой, организационный и управленческий аспекты / О.И. Олейникова // Юридический факт. 2018. № 24. С. 14-22.
16. Петрова Т.А. Местное самоуправление в современных реалиях / Т.А. Петрова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 39. С. 174-181.
17. Попов Г.А. Местное самоуправление и национальный вопрос в России / Г.А. Попов // Синергия Наук. 2017. № 12. С. 494-499.
18. Рябова Т.М. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления / Т.М. Рябова // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 1-1 (18). С. 113-117.
19. Савин В.И. Местное самоуправление в системе публичной власти в России / В.И. Савин // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 3. С. 150-155.
20. Сальников, А. В. Влияние экстремистской деятельности на внутренние политические процессы в Республике Татарстан / А. В. Сальников. // Молодой ученый. — 2020. — № 35 (325). — С. 147-151.
21. Стульникова О.В. Местное самоуправление в современной России: проблемы и перспективы развития / О.В. Стульникова // Новая наука: От идеи к результату. 2017. Т. 1. № 2. С. 230-234.
22. Терехова Т. Г. Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 378-382
23. Чихладзе Л.Т. Новые тенденции формирования органов местного самоуправления в РФ / Л.Т. Чихладзе // Юридическая наука. 2017. № 1. С. 42-51.
24. Шайхуллин М.С. К вопросу о конституционных гарантиях местного самоуправления в России / М.С. Шайхуллин // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. 2016. — С. 130-133.
25. Широков А.Н., Юркова С.Н. Муниципальное управление. 2-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2017. 341с.
26. Юсупова Р.М. Местное самоуправление в РФ / Р.М. Юсупова // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2017. № 19 (24). С. 41-43.
27. Якушкина В.А. Роль местного самоуправления в обществе / В.А. Якушкина // Академическая публицистика. 2018. № 1. С. 121-126.