Фрагмент для ознакомления
2
1.Введение
Владимир Яковлевич Анфимов- российский психиатр, невропатолог. Доктор медицинских наук, профессор. Организатор и заведующий кафедрой душевных и нервных болезней Сабуровой дачи (г.Харьков), заведующий кафедрой психоневрологии Кубанского государственного университета. В 1919г защитил и опубликовал диссертацию на степень доктора медицины на тему «Влияние травмы на психику. Внимание, умственная работоспособность и ассоциации при травматическом неврозе. Экспериментально-психологическое и клиническое исследование». В этой работе установлены своеобразные факты тяжелых и длительных интеллектуальных нарушений при травматическом неврозе. Работа была сделана на основе занятий в лаборатории экспериментальной психологии известного психолога А.Ф. Лазурского, что побудило Владимира Яковлевича составить таблицу букв для исследования внимания. Анфимов опубликовал результаты исследований работоспособности человека, исследованных с помощью специально разработанных таблиц. Начиная с этого времени с помощью метод В.Я. Анфимова по комплексной оценке работоспособности человека стал одним их самых распространенных методов исследований в психологии, педагогике, психиатрии и других научных направлений.
В настоящее время современный мир меняется все с большей и большей скоростью. Чтобы успеть за всеми процессами, человеку необходимо постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки. Очень важно улучшать работоспособность, продуктивность действий, поэтому исследования работоспособности необходимы для оценки функционирования афферентных систем, а также для выяснения влияния трудовой деятельности. Активизация умственной работоспособности школьников и студентов в процессе обучения является одной из наиболее актуальных направлений в педагогической практике и науке. Поэтому
качественная функционального состояния оценка становится важнейшим фактором построения оптимальных программ обучения, развития различных навыков умственного и физического развития. Кроме того, полученные в ходе исследования выводы позволят привлечь внимание различных специалистов к проблеме истощения функциональных резервов организма современных студентов, и внести коррективы в нормирование учебной нагрузки, более рационально организовать обучение, сформировать режим дня и недели, а следовательно, будет способствовать повышению работоспособности и сохранению здоровья учащихся.
Предмет исследования: исследование умственной работоспособности по методике Анфимова.
Цель работы: Исследовать изменения функционального состояния центральной нервной системы по показателям умственной работоспособности в зависимости от преимущественного вида трудовой деятельности- умственной или физической.
Гипотеза исследования: предполагается, что умственная работоспособность различается по нескольким показателям у мужчин 20-22 лет в зависимости от основного вида их деятельности- умственного или физического.
Объект исследования: умственная работоспособность мужчин разного вида преимущественной( умственной или физической) деятельности.
1.Обзор литературы
1.1Определение умственной работоспособности. Влияние внешних внутренних факторов на ее изменения
Работоспособность - способность человека развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. (Кузнецов А.П. 2019)
Все виды труда и, соответственно, трудоспособности, по своим основным свойствам можно разделить на два основных: физический и умственный. Хотя, безусловно, одно без другого невозможно, и в каждом виде деятельности присутствуют оба компонента, их разделяют по преобладанию одного над другим. (Столяренко А.М 2009)
Физический труд связан с преимущественно физическими нагрузками, требующими активизации физиологических систем органов, в первую очередь ресурсов опорно-двигательного аппарата. Систематические занятия одним и тем же видом труда формируют в нервной системе преимущественно трудовые динамические стереотипы навыков, умений и развивает опорно-двигательную систему, влияют на психофизиологические качествах. Физические движения связаны и вегетативным компонентом,- в частности обеспечение кровоснабжением и кислородом задействованных групп мышц. Большинство процессов физического труда выполняется экономно, практически на уровне автоматизма, при этом корковый «сознательный» контроль никогда не отключается (Измерова Н.Ф., 2010).
По мнению Кузнецова А.П, умственная работоспособность заключается в способности воспринимать и перерабатывать информацию, это потенциальная способность человека выполнить в течении
определенного времени необходимое количество работы, что требует активации нервно-психических процессов субъекта.
В то же время, есть более краткое и не менее емкое определение Селиверстовой В.В. (2012): «Умственная работоспособность - это способность человека выполнять определенную интеллектуальную работу».
Умственный труд более сложен по сочетаниям и многообразию физиологических и психологических процессов, хотя и внешне кажется легким. Как правило, умственный труд сопровождается незначительной мышечной активностью и меньшими, в сравнении с физическими нагрузками, энергетическими затратами. Дефицит двигательной активности снижает импульсацию коры, уменьшению амплитуды и частоты основных ритмов ЭЭГ (электроэнцефалограммы), что в свою очередь, временно ухудшает условия мыслительной деятельности (Смирнов В.М., 2003).
Для многих видов умственной деятельности характерны высокие эмоциональные нагрузки, которые продолжаются и после окончания работы. При этом функциональные показатели работы внутренних органов практически не меняются. Восстановительные процессы требуют достаточного времени для отдыха. Умственные нагрузки, творческий характер их, систематический и многолетний труд закономерно развивают интеллект, способствует сохранности интеллектуальных функций вплоть до старости (Данилова Н.Н., 2005).
2.2.Динамика работоспособности
Работоспособность определяется состоянием множества факторов, можно сказать, что она уникальна для каждого человека в каждый момент времени. Авторы по- разному классифицируют факторы, влияющие на умственную работоспособность, но так или иначе их можно разделить на 2 группы:
1.Внутренние особенности организма
1) Физиологические показатели (возраст, показатели работы сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем органов).
2) Психологические факторы - эмоциональное состояние, мотивация, сообразительность, особенности темперамента.
3) Развитость специальных знаний, умений и навыков.
2. Условия внешней среды –
1)условия организации деятельности, время дня, погодные условия и др.
2) внешние психологические установки –результативность работы, мотивация со стороны окружающих
Все перечисленные факторы одновременно влияют на работоспособность, и обуславливают друг друга.
Знание общих закономерностей динамики работоспособности позволяет оптимизировать учебные и рабочие процессы, а также увеличить их эффективность.
Фрагмент для ознакомления
3
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Глыбин, Леонид Яковлевич. Ритм жизни человеческого общества (открытие феномена) монография / Рос. акад. мед. наук. Сиб. отд-ние. Вост.-Сиб. науч. центр, науч.-исслед. центр клин. кардиологии и биоритмологии. - Владивосток 1996
2.И.В.Гуштурова Практикум по возрастной физиологии : Ижевск Удмуртский университет, 2018.
3.Данилова, H.H. Физиология высшей нервной деятельности/H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н / Д: «Феникс»,2005
4.Измерова Н.Ф. Гигиена труда: учебник / Под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2010
5.А.П. Кузнецов Л. Н. Смелышева; Н. В. Сажина; Физиология центральной нервной и эндокринной систем: учебное пособие: Курганский гос.ун-т 2019
7. Рыбников, О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности/ Учебник для вузов [Текст]. - М: Академия, 2010.
8.Селиверстова, В.В. Диагностика функционального состояния: учебное пособие /В.В. Селиверстова, Д.С. Мельников; Национальный гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб.: [б.и.], 2012.
9. Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным специальностям / 2009г ,