Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема формирования мотивации учебной деятельности и достижений является важнейшим аспектом современного обучения. Школы организуют свою деятельность, стремясь к совершенствованию системы образования, готовя к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания. Год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного из таких средств следует рассматривать формирование у учащихся адекватной учебной мотивации. Так большее значение приобретает вопрос: как формировать мотивацию к учению.
Мотивация представляет собой непростую проблему. Она заслуживает особого внимания, потому как ее изучение напрямую связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.
Актуальность проблемы формирования учебной мотивации у младших школьников подтверждается рядом государственных документов, например, таких как ФГОС НОО.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В., Шкуркина В.И. и др.). Современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений личности к различным видам деятельности, поэтому остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденций действий человека с социальной детерминации его психики.
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн.др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
К проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников обращались многие исследователи, такие как В. Г. Асеев, Л. И. Божович, И. В. Имедадзе, А. Н. Леонтьев и др.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности, способной к самоопределению и самореализации.
Цель исследования – теоретически обосновать особенности формирования учебной мотивации младшего школьника.
Объект исследования – процесс формирования мотивации к учебной деятельности в начальных классах.
Предмет – совокупность приемов, направленных на формирование положительной мотивации к учебной деятельности у учащихся начальной школы.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность содержания понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе;
Проанализировать особенности формирования учебной мотивации младшего школьника;
Изучить способы формирования учебной мотивации младшего школьника.
Структура исследования: работа состоит из введения, главы с тремя подпунктами, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы особенностей формирования учебной мотивации младшего школьника
1.1. Сущность содержания понятия «мотивация» в психолого-педагогической литературе
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и далее до высших учебных заведений. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Во многих сферах жизни поведение и благополучие определяются внутренней мотивацией, которая характеризуется выполнением действий, которые важны и доставляют удовольствие. Чем более внутренне мотивированными являются ученики, тем больше у них интереса к обучению, концентрации, настойчивости, усилиям, участию и благополучию, тем более позитивными они являются, предпочитают более сложные задачи и с большей вероятностью будут физически активны вне уроков.
Вопросы по изучению сущности и проблемы мотивации были предметом многих ученых в их исследованиях. Рассмотрим понятие «мотивация» с точки зрения разных ученых.
Таблица 1
Понятие «мотивация», рассматриваемое с точки зрения разных ученых в своих исследованиях
Л.И. Божович
«Мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой» [4]
Г.Г. Зайцев
«Мотивация – это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности» [9]
А.К. Маркова
«Мотив – это направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность» [16]
Э.А. Уткин
«Мотивация – это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации» [26]
Учебная мотивация является одним из видов мотивации, связанной с учебным процессом и деятельностью личности, включенной в этот процесс. В первую очередь, она обусловлена определенным набором факторов, связанных со всей образовательной системой, как институциональной структурой, так и конкретным образовательным учреждением. Важную роль в учебной мотивации играет специфика изучаемого предмета, к которому обучаемый, в силу своих природных данных, может быть предрасположен или нет.
Учебная мотивация также зависит от характера организации самого учебного процесса и особенностей субъекта обучения, к которым относятся его возраст, гендерные признаки, уровень интеллекта, природные способности, наличие или отсутствие амбициозности, степень социализированности, характер самооценки и др.
Проблема – как добиться того, чтобы учащиеся длительное время хотели изучать определённый предмет (именно хотели, а не должны были), то есть мотивации учащихся к обучению, является чрезвычайно актуальной в наше время. Еще Я. А. Коменский писал: «Нужно, чтобы все ученики уже с самого начала чётко видели цель со всеми промежуточными звеньями и стремились достичь её». А цель обучения учащиеся будут видеть только тогда, когда она будет чётко определена и понятно мотивирована учителем.
Согласно теории самоопределения, на мотивацию учеников влияет степень удовлетворения их психологических потребностей, таких как автономия, компетентность и принадлежности. Учителя, которые слушают учеников, принимают во внимание их пожелания, предлагают содержательные учебные задачи и различные варианты их решения, поддерживают самостоятельность учеников, что, в свою очередь, увеличивает их внутреннюю мотивацию к обучению. учителя, которые используют чрезмерное давление, жесткие инструкции и команды,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики [Текст] / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Амрита, 2015.
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан Удэ : Изд во ВСГТУ, 2004. – 280 с.
3. Бахтина О.В. Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников / О.В. Бахтина, Н.А. Иванова // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2016. – №1. – С. 21–25
4. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. – Москва : Педагогика, 2010
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Питер, 2008
6. Бывшева, М. В. Мотивация к учению младшего школьника [Текст] / М. В. Бывшева. – Москва : Баласс, 2014
7. Выготский, Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии [Текст] / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т., Т. 4. – Москва : Педагогика, 1984. – С. 244–256.
8. Денисова А.А. Организация школьного научного общества с целью повышения учебной мотивации младших школьников / А.А. Денисова, О.Ю. Стеблева // Евразийский союз ученых. – 2016. – №2–1. – С. 86–88
9. Зайцев, Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент [Текст] / Г. Зайцев, С. Файбушевич. – Санкт-Петербург : Питер, 2008
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. 384 с.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
12. Ильина, Т. К. Педагогика [Текст] / Т. К. Ильина. – Москва : Просвещение, 2005
13. Картунова А.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации учащихся младших классов // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2015. – №2. – С. 17–19
14. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 2005
15. Малошонок Н.Г, Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления. Вопросы образования. 2015. № 3. С. 92-121.
16. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – Москва : Просвещение, 2011
17. Матюхина, М. В. Мотивация учения и её воспитание у школьников [Текст] / М. В. Матюхина. – Москва : Педагогика, 2007
18. Мудрик, А. В. Социализация и воспитание [Текст] / А. В. Мудрик. – Москва : Сентябрь, 2007
19. Мурадова В.И. Мотивация учения младших школьников / В.И. Мурадова // Активные методы социально-психологического воздействия на коммуникативные процессы. – 2016. – №7–8. – С. 195–196.
20. Обухов, А. С. Эффективность применения проектной деятельности и исследовательской деятельности в обучении [Текст] / А. С. Обухов. – Москва : Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2009
21. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников [Текст] / К. Н. Поливанова. – Москва : Просвещение, 2006
22. Семенова Т.В. Теоретико-методологические подходы к изучению учебной мотивации: комплексный взгляд. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6. С. 185–194
23. Семенова, Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе [Текст] / Н. А. Семенова // Вестник ТГПУ. – 2012. – № 11. – С. 209–211.
24. Суркова О.А. Формирование учебной мотивации у младших школьников // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – №1. – С. 157–158
25. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н. Ф. Талызина. – Москва : Академия, 2001
26. Уткин, Э. А. Мотивационный менеджмент [Текст] / Э. А. Уткин. – Москва : Экнос, 2007.
27. Файдевич Е.В. Особенности проектирования ситуации успеха как средства мотивации учебной деятельности у младших школьников // Психология и педагогика на современном этапе. – 2015. – №6. – С. 85–89
28. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Смысл, 2003.
29. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни [Текст] / Г. А. Цукерман. – Москва : Московский центр качества образования, 2010
30. Чирков, В. И. Мотивация учебной деятельности [Текст] / В. И. Чирков. – Москва : «АСТ Москва», 2004.
31. Чирков, В. И. Мотивация учебной деятельности [Текст] / В. И. Чирков. – Москва : «АСТ Москва», 2004
32. Шайдурова О.В., Гончаревич Н.А. Профессионально-личностное самоопределение молодежи. Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 283– 286.