Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы связана с тем, что сейчас в России не часто вспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» . А поскольку практически не выполняется не только этот принцип, а и вопрос знания человеком своих естественных, а гражданином - своих позитивных прав, остается открытым, необходимость в раскрытии именно этой темы. Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому, регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА
1.1 Понятие, сущность и признаки права
Право является сложным и многогранным явлением реальности. Невозможно дать единого, всеобъемлющего определения праву. Это связано с тем, что сущность права понимается различным образом, и с тем, что проявления права в социальной жизни трактуется по-разному. Выдающийся российский правовед С.С. Алексеев рассма¬тривает право в трёх измерениях:
- общеобязательные нормы, юридические законы, деятельность судебных и иных государственных органов, юридических уч¬реждений, т. е. то, с чем человек сталкивается в своей практи¬ческой жизни;
- особое сложное социальное образование, такое же, как наука, искусство, мораль;
- явление мирозданческого порядка — объективное явление все¬го Мироздания, Вселенной, проявляющееся в жизни людей .
Среди разнообразных подходов к понятию права выделяются по¬нятия о праве в узком и широком смысле.
Во-первых, право рассматривается в специально-юридическом (узком) смысле как юридический инструмент, который используется государством для политического управления обществом. Право пред¬стаёт в виде совокупности общеобязательных норм поведения, которые официально учреждаются государством в виде юридических законов. Право выступает государственным регулятором общественных от¬ношений. Во-вторых, право выступает в общесоциальном (ши¬роком) смысле как сложное явление, включающее в себя и нормы права, и правосознание, и законодательство, и юридическую практи¬ку, правопорядок. Здесь право соизмеримо с такими понятиями, как наука или искусство.
Право в узком смысле — это система общеобязательных юриди¬ческих норм, устанавливаемых и охраняемых государством и направ¬ленных на урегулирование общественных отношений.
Можно отметить, что такое понимание права характерно для норма- тивистского или этатисткого подхода к праву. Он имеет свои несомненные достоинств и широко используется юристами в практической деятель¬ности. Право в узком смысле отличается несколькими признаками.
Признаки права в узком смысле:
1. Право нормативно. Право состоит из норм, т. е. правил поведе-ния общего характера, адресованных неопределённому кругу лиц.
2. Право носит предоставительно-обязывающий характер. Право строится так, что предоставляет возможности или права одному субъ¬екту и одновременно накладывает обязанности на другого субъекта. Один субъект имеет право, а другой субъект несёт обязанность по реализации этого права. Нет прав без обязанностей и нет обязан¬ностей без прав. Права и обязанности — неразрывно связаны и вза¬имно дополняют друг друга .
3. Право общеобязательно. Правовые нормы обязательны для ис-полнения любыми лицами и организациями, вне зависимости от того, нравятся им нормы или нет. Г. Кельзен справедливо утверждает: «Нор¬ма права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо (группа лиц) должно действовать в каком-то опре¬делённом направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет» .
4. Право обладает формальной определённостью. Право выражает-ся в официально изданных правовых актах и иных юридических доку¬ментах, которые строятся по определённой форме и принимаются по строгой процедуре. Право выражается в определённых юридических документах: законах, указах, постановлениях, распоряжениях, приказах, решениях, договорах и др. Право не может выражаться в рассказах, повестях, романах, стихах, монографиях, журнальных статьях, газетных репортажах и иных подобных печатных произведениях.
5. Право системно. Все нормы права связаны друг с другом в единую систему. Системность права выражается: а) в иерархичности построения системы от норм-принципов самого высокого уровня общности до норм среднего и низшего уровней; б) в логической выводимости норм более низкого уровня из норм более высокого уровня общности; в) в непро-тиворечивости норм между собой; г) в полноте охвата общественных отношений, которые урегулированы нормами права.
6. Право носит волевой характер. Право выражает волю государства при регулировании общественных отношений. Право реализуется в волевой деятельности субъектов.
7. Право устанавливается и охраняется государством. Этим оно от-личается от других социальных норм, например морали. За правом всегда стоит государственная власть, которая обеспечивает исполнение и соблюдение законов. Там, где есть право, там действует и принуждение.
1.2 Функции права
Функция права в ее классическом понимании представляет собой единство двух моментов: «а) роли (назначения) права в обществе; б) основных направлений его воздействия на общественные отношения» .
Если под функцией права понимать только его социальное назначение, то подобное понятие будет носить слишком общий характер. При понятии функции права только как направления правового воздействия на общественные отношения упускается из виду направляющий момент этого воздействия. В этой связи следует акцентировать внимание на нецелесообразности отождествления либо противопоставления направлений правового воздействия социальному назначению права и наоборот . Понятие «функция права» должно охватывать одновременно как назначение права, так и вытекающие го этого направления его воздействия на общественные отношения. Поэтому, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и наоборот - предопределенность последних назначением права. Собственно, функция права - это реализация его социального назначения.
Горшенев В. М. рассматривает функции права в узком и широком смыслах. «В широком смысле функции права, с его точки зрения, раскрывают обобщенную характеристику правового воздействия на общественные отношения, при котором регулирование является лишь одним из способов выражения служебной роли права. А в узком смысле функции права раскрывают возможности собственно правового регулятивного воздействия, показывают, как проявляется социальное назначение права — регулировать общественные отношения в зависимости от характера и значения для социального развития» .
В целях более четкого уяснения понятия «функция права» следует провести различие между близкими по смыслу с ней юридическими категориями, такими как: «роль права», «задача права» и «Функционирование права». Термин «роль права» говорит о значении права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития. Отвечая на вопрос, какова была (или будет) рот права на том или ином этапе развития общества, либо в решении тех или иных задач, неизбежно придется обращаться к выяснению осуществляемых правом функций, которые как раз и характеризуют социальное значение права. «Роль права» более общее по отношению к «функции» понятие. Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий. Термин «задача права» - это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно. Фаткуллин Ф.Н., указывал, что именно функции предопределяют задачи права, а не наоборот. «Нельзя поставить перед каким-нибудь явлением задачу масштабнее, нежели та, которую оно способно выполнить в соответствии со своими внутренними возможностями» . Термин «функционирование права» отражает действие права в социальной системе. Дать функциональную характеристику права, значит, вскрыть и описать способы его действия (пути и формы воздействия та общественные отношения). Если «функция права» - понятие собирательное в том смысле, что отражает не только настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, то «функционирование» отражает действие права в настоящем, если иное специально не оговорено. Таким образом, «функция права» и «функционирование права» являются очень близкими, где-то тождественными, но не совпадающими понятиями.
1.3 Право как государственный регулятор общественных отношений
При первом знакомстве с правом можно констатировать, что пра¬во как явление социальной реальности предстаёт в виде совокупности общеобязательных норм поведения, которые официально учрежда¬ются государством в виде юридических законов. Право выступает государственным регулятором общественных отношений. Широко признано, что право исторически возникает с появлением государства.
В первобытном обществе социальными регуляторами обществен¬ных отношений выступают ритуалы, обычаи, традиции. С их помо¬щью упорядочивается жизнь в роде или племени. Обычай представ¬ляет собой правило поведения, сложившееся стихийно в течение длительного времени на основе практической деятельности. Обычай закрепляет положительный опыт людей. Они исполняют обычаи добровольно, в силу привычки. Обычай — неписаное правило. Оно объективируется и сохраняется в практической деятельности.
Обычаи первобытного общества отличаются следующими при¬знаками: императивным характером (непререкаемостью); синкретичностью (нерасчлененностью по содержанию на религиозные, мораль¬ные, юридические, хозяйственные правила); выражением общих интересов рода (не существует в роде частных лиц и их особых инте¬ресов); нерасчлененностью прав и обязанностей (не существует лич¬ной свободы поведения, свободы выбора поведения); казуистичностью (связанностью правила с конкретными жизненными обстоятельства¬ми); мистически-культовым характером .
2.ПРИНЦИПЫ ПРАВА
2.1 Сущность принципов права
Содержание права характеризуется прежде всего его принципами. Принципы обеспечивают целостность правовой системы, единство содержания системы права, единообразие непосредственной реали¬зации и применения права.
Принципы права закреплены в законодательстве в качестве уни-версальных, общезначимых предписаний. Они представляют собой основополагающие идеи, руководящие начала, которые характеризу¬ют право в целом, его институты, отрасли, суперотрасли.
Принципы обладают наибольшей степенью общности и распола¬гаются на вершине общей иерархической пирамиды системы права. Все остальные нормы обладают меньшей степенью общности по срав¬нению с принципами и потому располагаются ниже их. В силу этого принципы пронизывают все правовые нормы и так или иначе отра¬жаются в содержании норм права .
Принципы права отличаются несколькими признаками:
1. Выражают правовой идеал государства и общества в конкретно- исторический период. Они выражают основополагающие начала, на которых должны быть организованы все сферы жизни общества: эко¬номические, политические, социальные, культурные общественные отношения.
2. Являются наиболее общими регуляторами общественных отношений. Принципы закрепляются в конституции страны и действующем зако¬нодательстве. Таким образом они определяют основное содержание законов и подзаконных актов, юридически значимого поведения людей.
3. Являются устойчивыми регуляторами. Принципы не подвержены конъюнктурным изменениям. Они сохраняют неизменность своего содержания на достаточно длительном промежутке времени и потому являются надежным фундаментом правовой системы, которая нуж¬дается в стабильности в законодательстве и в правоприменении.
4. Являются самодовлеющими регуляторами. Принципы имеют са-мостоятельное устойчивое содержание и прямо применяются для ре-гулирования общественных отношений. Они имеют самостоятельное регулятивное значение и выступают руководящими началами для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, ин-терпретационной и иной юридически значимой деятельности.
Принципы играют ключевую роль в правовом воздействии на общество. Простые граждане поверхностно разбираются в деталях законодательства, но хорошо уяснили, что современное государство строится на началах равенства, свободы, справедливости, ответствен¬ности государства перед гражданами. Это позволяет им обращаться в различные органы государства, учреждения, предприятия, обще¬ственные объединения с жалобами, предложениями и заявлениями. Одновременно с этим правоприменительные органы довольно часто используют принципы права при обнаружении пробелов и иных де¬фектов в действующем законодательстве.
5. Являются системообразующими регуляторами.
Принципы обеспечивают структурную организацию системы пра¬ва, образуют несущую конструкцию, которая объединяет все правовые явления в единую непротиворечивую правовую систему.
Право взаимодействует с политикой, моралью, религией, наукой прежде всего на уроне принципов, что способствует достижению един¬ства и целостности социальной реальности. Принципы способствуют стабильному функционированию и развитию общества.
6. Формируются общим ходом развития права .
Парламенты не выдвигают новых принципов права, а записывают их. Принципы являются результатом исторического хода развития правовой практики и теории. Принципы являются результатом много¬векового развития правовой мысли.
2.2 Виды принципов права
Существуют разнообразные классификации принципов права.
По масштабу охвата правового пространства принципы делятся на:
1) общие принципы;
2) принципы суперотраслей права;
3) принципы отраслей права;
4) принципы институтов права.
К общим принципам права можно отнести принципы:
1) свободы;
2) равенства;
3) единства прав и обязанностей;
4) справедливости;
5) гуманизма;
6) законности;
7) взаимной ответственности государства и личности;
8) демократизма .
Свобода — возможность субъекта по своему усмотрению, по соб-ственной воле выбирать форму поведения, действовать так или иначе или бездействовать вообще.
Свобода воли — сущностная характеристика человека. Человеку по природе присуща свобода воли, способность к индивидуальному поведению. Каждый человек отличается особенностями своего по¬ведения от другого человека. Индивидуальность человека раскрыва¬ется в уникальности, неповторимости его поступков.
Если человека лишить свободы воли, то это будет уже не человек, а какой-то робот. Он потеряет возможность бороться за выживание в меняющемся мире, он не будет способен к развитию, к труду, к обще¬нию с другими.
Выделяется два вида свободы:
1) свобода внутренняя — свобода мыслей (способность к само-стоятельным мыслям, чувствам, переживаниям);
2) свобода внешняя — свобода действий (способность к беспре-пятственному внешнему поведению, к деятельности во внешнем мире) .
Право не регулирует внутреннюю свободу. На духовный мир че¬ловека воздействуют религия, мораль, искусство, литература, идеоло¬гия. Если у человека возникли проблемы внутреннего порядка, то он ищет помощи у психолога, моралиста, священника или просто у то¬варища за дружеской беседой.
Право регулирует внешнее поведение или деятельность человека во внешнем мире. Здесь можно выделить два вида свободы: «свобода от» (возможность не совершать какие-либо действия); «свобода для» (воз-можность совершать какие-либо действия ради определённой цели).
Принцип равенства (равноправие) утверждает, что люди имеют рав¬ные права перед законом и судом. Люди равны перед законом и судом.
Никто не может иметь привилегии перед законом и судом. Закон ко всем и каждому подходит с одной меркой. Принцип юридического равенства закреплен в международных договорах, в конституциях раз¬ных стран мира.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., утверждает: «Ст. 1. Все люди рождаются свободными и равными в сво¬ём достоинстве и правах... ст. 7. Все люди равны перед законом и име¬ют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискримина¬ции, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации».
Статья 19 Конституции РФ гласит: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, про-исхождения, имущественного и должностного положения, места жи¬тельства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще¬ственным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные воз¬можности для их реализации» .
Принцип единства прав и обязанностей. Принцип свободы ограничен. Мы пришли к выводу, что если нет ограничения свободы, то нет и права. Ограничение свободы лежит в наложении обязанностей на субъекты. Обязанность — необходимость совершать предписанное действие либо не совершать запрещенного действия. Порядок начинается тогда, когда люди выучиваются испол¬нять обязанности. Нет обязанностей — нет и права. Хорошо известно, что социализация личности происходит путём овладения личностью социальными правилами, обязанностями перед обществом. Обязан¬ности устанавливаются в правилах — в нормах права. Нормы носят предоставительно-обязывающий характер. Они предоставляют права и одновременно накладывают обязанности.
Граница между юридически возможным и невозможным поведе¬нием проводится нормой права или законом.
Заметим, что социальный мир аналогичен естественному физиче¬скому миру. В природном мире все события разграничиваются на возможные и невозможные. Граница между ними проводится за¬конами. Вечный двигатель невозможен, потому что он запрещается законами физики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право является важным социальным регулятором, который обладает набором специфических признаков и выполняет в обществе важные функции. Оно является неотъемлемой частью функционирования государства.
Под функциями права в первую очередь понимают роль права, которая установлена в обществе, во-вторых, основные воздействия на общественные отношения. Именно функции права являются его основой, они определяют направления воздействия на общественные отношения.
Функции права – это главные направления воздействия на общественные отношения. Именно с помощью функций права можно понять роль каждой юридической отрасли и пользу, которую она приносит обществу. Следовательно, можно сказать, что функции – основа права.
Функция права, как направление правового воздействия, заключается в реализации его социального назначения. Социальное назначение права состоит в урегулировании общественных отношений, создании необходимых условий для реализации прав и свобод личности. Юридические функции права состоят в регулятивно-охранительном предназначении.