Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный этап развития образования в России характеризуется активным внедрением инновационных технологий в образовательный процесс на разных уровнях. Это обусловлено требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов, необходимость повышения динамики образовательного процесса в силу постоянного увеличения объема информации, необходимую для формирования компетентностей, переходом к концепции интерактивного обучения и ростом доли самостоятельной работы учащихся, развитием педагогических и информационно-коммуникационных технологий и т.д. Все это определяет стремление преподавателей активно искать и использовать в своей практике различные новшества для повышения качества и результативности обучения.
Применительно к изучению иностранных языков поворот к образовательным инновациям обладает особой актуальностью. Расширение коммуникативных возможностей, в том числе в контексте общения с носителями языков, через сеть Интернет, с одновременным возрастанием роли межкультурного взаимодействия требуют поворота к принципиально новой технологической основе процесса обучения, позволяющего решать стоящие в контексте интернационализации и глобализации коммуникаций перед освоением иностранных языков задачи с максимально возможным привлечением всех доступных средств и ресурсов. Достичь этого можно исключительно через внедрение в образовательные процессы инновационных технологий обучения.
Важной потребностью современной методики обучения является поиск оптимальных путей повышения мотивации при изучении отдельных предметов, в частности иностранных языков. Педагогами на различных ступенях обучения разрабатываются, проверяются и применяются разные стратегии и пути повышения мотивации, поскольку чем выше мотивация обучающихся, тем плодотворней будет изучение иностранного языка. Учитывая процесс изменения статуса иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика особо подчёркивает необходимость усиления мотивационных аспектов при изучении языка. Актуальность данной проблемы также обусловлена поиском путей повышения мотивации при изучении иностранного языка на основе рассмотрения существующих методов и технологий и оптимальности их применения.
Информационно-коммуникационные технологии активно используются педагогами при изучении различных дисциплин, в частности при обучении иностранному языку. Информационно-коммуникационные технологии призваны обеспечить реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности в виртуальном пространстве, а также обладают значительными возможностями в формировании иноязычной коммуникативной и лингвострановедческой компетенции обучающихся. В процессе обучения иностранным языкам информационно-коммуникационные технологии выполняют следующие функции: мотивационную, дидактико-практическую, контрольно-оценочную, развивающую, воспитательную.
В настоящее время в дидактических инновациях в качестве эффективных выступают смешанные формы обучения, включающие в себя различные методы. В связи с этим веб-квест технология обучения иностранному языку представляется весьма актуальной, т.к. она, основываясь на проектном методе, интегрирует и программный, и групповой, и коммуникативный методы, а также проблемный метод, метод беседы и Дальтон-план методику.
Веб-квест (от англ. quest – поиск) – это веб – проект, выполняемый обучающимися, включающий в себя задания исследовательского типа, носящих проблемный характер, нацеленный на самостоятельный поиск и отбор информационного материала посредствам интернет – источников. Может быть выполнен индивидуально или в группе.
Целью исследования является изучение использования квест-технологий как средства развития творческих способностей в процессе обучения иноязычному говорению.
1. Проблема использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании на примере технологии «веб-квест»
1.1. Понятие и определение термина «квест» в образовании
За последнее время значительно возросли требования к современному учителю, в особенности к учителю иностранного языка. Владение иностранным языком является сегодня одной из приоритетных задач образования. В современном обществе актуальны такие тенденции, как компьютеризация, интеграция, сетевое взаимодействие, глобализация, межкультурная коммуникация и др., которые обусловливают необходимость поиска новых форм и методов, подходов к учебному процессу. Основной целью обучения иностранному языку современное образование ставит именно практическое овладение им, то есть формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся. Согласно Концепции модернизации российского образования 2013–2020 годов эффективность школьного образования должна обеспечиваться помимо прочего и за счет дальнейшего внедрения новейших информационных технологий.
В инновационной образовательной практике активно используются нестандартные технологии, формы организации учебного процесса, расширяющие рамки традиционной классно-урочной системы. Большое внимание при этом уделяется проблемному обучению и проектной деятельности, разновидностью которой является технология «веб-квест».
Веб-квест (webquest) – это деятельностно-ориентированная проектная дидактическая модель, предусматривающая самостоятельную поисковую работу учащихся в сети Интернет. В переводе с английского quest означает: 1) поиск(и); 2) предмет поисков, искомый предмет; 3) поиски при ключений (в рыцарских романах); 4) сбор пожертвований (в римско-католической церкви).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Атрощенко С.А., Кадяев А.В. Использование Web-технологий в изучении иностранных языков // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сборник статей участников Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова, Арзамасский филиал ННГУ. – Н. Новгород; Арзамас: ООО «Растр-НН», 2015. – С.286-289
2. Воробьёв Г.А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2007
3. Воронова Е.Н. Использование Веб-квест технологии в процессе обучения английскому языку в вузе // NovaInfo.Ru. – 2015. – Т.1. – № 30. – С. 213-219
4. Воронова Е.Н. Формы организации самостоятельной работы студентов, изучающих английский язык, с использованием информационно-коммуникационных технологий // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». – 2014. – № 12 (16). – С. 30. – Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2675
5. Дубаков Артём Викторович Информационно – коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам// Элетронный научный журнал APRIORI. Серия: Гуманитарные науки – 2014. - №6
6. Захарова Е.Н. Некоторые аспекты использования Веб-квестов в преподавании английского языка в вузе // Образование в современном мире: сборник научных статей по материалам международной научно-практической X интернет-конференции «Образование в современном мире» / Под ред. проф. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – Вып. 10. – С. 151-154
7. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений; под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005
8. Носонович Е.В., Мильруд Р.П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 11–18
9. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. – 2000. – № 4. – С. 52–55
10. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2–3. – С. 3–10
11. Полещук Е.С. Веб-квест как способ организации поисково-исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку // Личность, семья и общество. – 2014. – № 44.
12. Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088
13. Рублёва Е.В. Новые образовательные тренды в обучении языкам // Вестник ЦМО МГУ – 2014. - №1
14. Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (10–11 классы) // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 2. – С. 2–10.
15. Шульгина Е.М., Бовтенко М.А. Дидактический потенциал технологии веб-квест в формировании иноязычной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов туристского профиля. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/21/image/21- 132.pdf
16. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995–1997. RU/URL: http://webquest.sdsu.edu/about_web-quests.html
17. March T. Why WebQuests? RU/URL: http://tommarch.com/writings/ why-webquests/
18. Rusina L.V. Interaction of traditional teaching methods, innovative educational technologies and information and communication technologies in the educational process of Pedagogical University // Modern Sciences: tendencies of development, 2013, Budapest. – Режим доступа: http://scaspee.com/contacts.html