Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Индустрия туризма в настоящее время представляет собой одну из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, которая создает около 10% мирового валового национального продукта. В некоторых странах туризм выступает основным источником доходов и достижения роста ВВП.
Туристический бизнес по праву является одним из наиболее востребованных на рынке услуг, существенным образом влияет на экономику стран, обеспечивает высокий уровень занятости населения в регионах, специализирующихся в сфере предоставления туристических услуг.
Туризм способствует расширению международных контактов, развитию предпринимательской деятельности, обеспечивает инвестиционную активность, а доходы от туризма стимулируют развитие региона.
Из года в год большое количество путешественников со всего мира стремится посетить разные уголки планеты в самых различных целях. Помимо классических и привычных видов туризма, таких как познавательный, экскурсионный, лечебно-оздоровительный, спортивный и другие, особую популярность получают новые развивающиеся виды туризма: гастрономический, винный, событийный, хобби-туризм, велнес-туризм. Появление новых видов туризма, формирование новых туристских продуктов обусловлено постоянно меняющимся спросом на рынке, формированием новых потребностей.
Помимо этого, на развитие сферы туризма оказали свое влияние пандемия и коронавирусные ограничения. Можно отметить, что внутренний Российский туризм получил новый толчок своего развития. Несмотря на то, что спад в отрасли по-прежнему ощутим, некоторые меры поддержки смогли выработать вектор изменения ситуация с отечественным туризмом в лучшую сторону. К примеру, была запущена программа туристического кешбэка, грантовая поддержка туристского бизнеса, был согласован запуск нового национального проекта по развитию индустрии туризма и гостеприимства. Благодаря указанным мерам некоторым регионам удалось увеличить туристский поток. Так, особой популярностью отличились Крым, Краснодарский край, которые в 2020 году посетили на 30% больше туристов, нежели в 2019 г. При этом загрузка средств размещения приблизилась к 100%. Также спрос вырос на такие направления, как Алтай, Башкирия, Калининград и, конечно же, Карелия.
Представленные сведения определяют актуальность настоящей курсовой работы: в условиях стремительно меняющегося туристского рынка, изучение, анализ и разработка перспективных туристских продуктов, опирающихся на тенденции и ориентированных на развитие отдельных туристских предприятий и индустрии в целом, выступает важнейшей и своевременной задачей.
Актуальность работы также определяет растущий спрос на оздоровительные программы. По оценке Самвела Саруханяна, генерального директора Mriya Resort & SPA, в несколько раз вырос спрос на дополнительные оздоровительные программы курорта.
Как отмечает министр курортов и туризма Кабардино-Балкарии Мурат Шогенцуков, после карантина больше всего туристов стал интересовать оздоровительный и активный отдых, связанный с пребыванием на природе.
На Кавказских Минеральных Водах, которые и так специализируются на оздоровлении, спрос на соответствующие и дополнительные программы также вырос.
Все это обуславливает необходимость со стороны предприятий индустрии в полной мере удовлетворять потребности туристов, в том числе тех, которые привыкли к зарубежному сервису и отдыху. В этой связи в развитии внутреннего туризма также появились особенно востребованные направления и продукты, среди которых велнес-туризм, ориентированный на общее оздоровление и рекреацию человека.
Настоящая курсовая работа посвящена разработке туристского продукта из сферы велнес-туризма на примере гостевого дома «Ладога Фьорд», располагающегося в Республике Карелия.
Формирование соответствующих туристских предложений на основании текущих актуальных тенденций и потребительского спроса открывает дополнительные возможности для достижения эффективного функционирования всего туристского комплекса того или иного региона.
В наиболее общем смысле велнес-туризм представляет собой поездку, направленную на восстановление жизненных сил (рекреацию) и общее оздоровление организма человека. Это поездка для отдыха и расслабления. Подобные туры можно встретить как на территории России, так и в различных европейских странах и других государствах. Основу велнес-туризма составляют не только сами процедуры, направленные на оздоровление, но и общая атмосфера, комфорт и структура программы отдыха и досуга.
Таким образом, объект исследования составляет велнес-туризм.
Предмет исследования – проектирование велнес-тура на базе гостевого дома «Ладога Фьорд».
Цель исследования – сформировать программу велнес-тура на примере гостевого дома «Ладога Фьорд» в Республике Карелия.
Для достижения поставленной цели был выработан ряд исследовательских задач:
1. Дать определение сферы туризма, рассмотреть классификацию основных видов туризма и факторов его развития;
2. Проанализировать тенденции и перспективы развития велнес-туризма;
3. Рассмотреть особенности маркетингового сопровождения велнес-туров;
4. Составить программу пребывания велнес-туризма на базе гостевого дома «Ладога Фьорд».
1. Теоретико-методологические основы туристской деятельности
1.1. Определение сферы туризма и факторов ее развития
По состоянию на сегодняшний день проведено значительное количество исследований относительно вопросов, связанных с определением сферы туризма, выявлением приоритетных классификаций, анализом социально-экономических аспектов развития индустрии туризма, а также определением факторов развития туризма.
Несмотря на то, что разные исследователи дают разные определения сферы туризма, одной из приоритетных трактовок может выступать определение, представленное в Федеральном законодательстве.
В соответствии с Федеральным законом об основах туристской деятельности, туризм представляет собой временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в профессионально-деловых, познавательных, спортивных, религиозных, оздоровительных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [1].
Иные существующие определения схожи с выше обозначенным. Их основу составляет характеристика туризма в качестве путешествия, совершаемого человеком в свободное от занятий основным видом деятельности время в различных целях: оздоровительных, познавательных, деловых, спортивных, религиозных и других целях, а также без получения дохода соответственно.
С точки зрения экономики туризм представляет собой индустрию, охватывающую деятельность различных предприятий, направленную на создание туристских продуктов и отдельных составляющих элементов, позволяющих туристам получать необходимые блага в период своего пребывания в туристской дестинации.
Можно отметить, что туристские услуги сегодня составляют значительную часть всех потребляемых населением услуг, поскольку дают возможность для полноценного отдыха и рекреации, оздоровления, развития личности, ознакомления с историческим и культурным наследием, приобщением к нему, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях. Следует подчеркнуть, что именно благодаря этому, туризм способствует социально-культурному, эстетическому и гуманитарному развитию личности, а также комплексному социально-экономическому развитию государства.
Индустрию туризма можно охарактеризовать как совокупность различных предприятий по организации путешествий и обеспечению комфортного пребывания людей в туристской дестинации. Как правило, данный комплекс включает в себя гостиницы и иные средства размещения, предприятия по организации путешествий, развлечений и обеспечению досуга отдыхающих, предприятия экскурсионного обслуживания, сферы питания и многие другие.
Комплекс туризма включает в себя множество структур, необходимых для обеспечения достойного функционирования туристской сферы. Каждый составной элемент в необъятном комплексе туристских услуг играет важнейшую роль, и в совокупности все элементы должны функционировать как единый слаженный механизм. Речь идет об эффективном взаимодействии между собой органов государственной власти, муниципалитетов, частных бизнес-структур, местного населения. Особое значение для развития сферы туризма имеет спектр сопутствующих инфраструктурных объектов: транспортная доступность, инженерные сооружения, дополнительные сервисы (валютно-финансовые организации, медицинские учреждения и др.) [12].
Существующий уровень развития туризма и растущая его популярность на протяжении многих десятилетий и столетий обязаны ряду факторов.
Во-первых, нельзя не упомянуть такой процесс как глобализация – процесс всемирной политической, экономической, культурной интеграции. Данное явление позволило расширить международные контакты. Глобализация сближает культуры, жители различных стран мира становятся участниками межкультурных коммуникаций. Вместе с тем, повышение общего уровня образования населения обуславливает стремление к познанию и соответствующий интерес к изучению традиций других народов, достопримечательностей и богатого всемирного культурного наследия.
Характер взаимоотношений между туристами и местным населением в значительной степени определяется тем, что обе группы являются носителями различных культур. Специалист в области культурного туризма М. Смит пишет: «Туризм - наиболее существенная мировая индустрия, которая совмещает международное путешествие с потребностью в досуге и рекреации всех видов и с все большим интересом к многообразным культурам мира».
Во-вторых, развитие систем общественного транспорта и автомобильной промышленности, общих объектов инженерной инфраструктуры – важнейший фактор, способствующий развитию туризма. Транспорт является важным элементом, который призван обеспечить доступность территории. Развитая система транспорта превращает мир в единое пространство.
Далее мы можем отметить увеличение доходов населения и как следствие доли затрат на путешествия.