Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Из муки можно не только печь пироги и варить вареники. Оно может стать сырьем для красивых изделий из соленого теста. Это - магнитики на холодильник, елочные украшения, небольшие подарочные сувениры.
Истории неизвестно кому первому пришло в голову создавать скульптуры из муки, воды и соли, но есть версия, что красивые изделия из соленого теста придумали кондитеры.
Творческим кулинарам стало скучно выпекать быстро черствеющие булочки и они, усовершенствовав рецептуру, изобрели материал, который не портится с годами и не теряет своей привлекательности, хоть и несъедобен.
Соленое тесто - пластичный материал, из которого можно слепить не менее интересные поделки, чем из пластилина или из полимерной глины. Готовые фигурки легко поддаются окрашиванию и декору, превращаясь в настоящие произведения искусства.
Главное преимущество тестопластики - доступность материалов. Присутствие в тесте соли консервирует готовое изделие и защищает его от различных вредителей, неравнодушных к мучным изделиям. Но изделия из соленого теста имеют недостаток - они, попав в воду, могут рассыпаться, а при падении на пол - разбиться.
Работа с тестом не требует особых талантов, но с первого раза вряд ли получится вылепить что-то сложное. Чтобы почувствовать соленое тесто, нужно с ним некоторое время поработать.
Лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.
Средства культуры и искусства позволяют, как нельзя лучше выстраивать определенные модели, которые становятся образцами для решения различных проблем социализации личности.
Техника тестопластики для детей является не только искусством. Это -своеобразное экспериментирование с художественными символами. Тестопластика реализуется потребность личности в самовыражении.
А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше различных изобразительных технологий, которые дают возможность выбирать, думать, искать, пробовать.
Анализ последних исследований и публикаций. Данной тематике посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых, а именно: М.А. Антипова, А. Белова, Н.С. Васина, Г.Н. Давыдова, Е.В. Данкевич, И.А. Лыкова, Т.С. Комарова, А.Л. Романовская, Е.В. Рубцова, Т.О. Скребцова, О.Ю. Тихомирова, А.В. Фирсова, И.Н. Хананова, Г.Н. Чаянова, О.В. Чибрикова и др.
Объект исследования: развитие творчества у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: лепка из соленого теста как средство развития детского творчества в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить особенности тестопластики как культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать лепку как вид изобразительной деятельности;
- выявить способы и примеры лепки для детей дошкольного возраста;
- проанализировать значение занятий по моделированию для всестороннего развития детей дошкольного возраста;
- определить уровень творческих способностей дошкольников;
- разработать конспект занятия по формированию культурных практик.
Теоретико-методологическая основа. Методология исследования, ставшая базой для формирования адекватного исследовательского подхода, имеет логико-гносеологический, научно-содержательный и методический уровни.
Методы исследования: при выполнении работы использованы методы анализа научной литературы, а также такие методы, как абстрактно-логическое мышление, системный анализ, классификация, обобщение, идеализация, формализация, дедукция и др.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем исследования: 27 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 20 источников.
Глава 1 Методика использования лепки
1.1 Лепка как вид изобразительной деятельности
Трудно сказать, кто и когда впервые начал лепить. Известно лишь, что за свой первый материал для лепки человек выбрал глину. Сначала то были бэушные изделия – разнообразная посуда, а уже впоследствии появились глиняные украшения и игрушки.
В северных странах издавна и до сих пор, когда на радость детям выпадает мокрый снег, во дворах растут настоящие снежные городки. А в теплых краях на берегу моря устраивают конкурсы скульптур из песка. В саду возможно использовать и снег, и песок, но в основном на занятиях используется глина, пластилин и соленое тесто.
Своеобразие лепки заключается в том, что с помощью этого вида деятельности передается форма предмета в трех измерениях.
Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают возможно использовать в игровой деятельности [13, c.32].
Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается ее словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это способствует развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.
На занятиях ребенок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.
В процессе лепки больше, чем за какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребенку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть различными видами учебной, трудовой деятельности.
Во время ознакомления с предметом ребенок учится понимать его красоту. Он сам начинает передавать в лепке отдельные выразительные его признаки, старается тщательно обработать поверхность изделия, окаймляет его орнаментом и т.д.
Знакомя детей с некоторыми образцами скульптуры и декоративно-прикладного искусства, мы воспитываем в них любовь и уважение к людям, которые создали эти замечательные вещи.
Лепка помогает воспитать интерес к изобразительной деятельности. Ребенок ставит перед собой определенную цель и доводит начатое дело до конца, а это способствует развитию организованности, целеустремленности и настойчивости, дисциплинирует его [9, c.95].
Взрослым нужно помнить, что они должны учить ребенка лепить, а не делать из него скульптора, и лепка не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания.
Предусмотрено усложнение технических приемов. Это позволит взрослым выбрать тему для работы с детьми соответственно их возрастные и умения.
Есть такие виды занятий по лепке: по образцу, по замыслу, с натуры, предметная лепка, сюжетная, декоративная, рельефная.
По образцу: в присутствии детей взрослый лепит образец, рассказывает о приемах работы и ее последовательности. Каждое действие педагог подчеркивает словами, движениями рук и пальцев. На занятиях по лепке, где дети закрепляют ранее приобретенные знания, взрослый использует частичный показ только той части предмета, которую дети не знают или плохо усвоили, ставит задачу построить композицию, запомнить предметы их по памяти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипова М.А. Учимся лепить из соленого теста. Волшебные поделки своими руками / М.А. Антипова. – Ростов н/Д: Владис, 2020. – 448 c.
2. Белова А. Вкусная сказка из теста. Лепим «Колобок» / Анна Белова. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с.
3. Бычкова Е. Лепим из соленого теста / Е. Бычкова. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2017. – 32 с.
4. Васина Н.С. Соленое тесто/ Н.С. Васина. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 66 с.
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей / Г.Н. Давыдова. – М. Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 48 с.
6. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста / Е.В. Данкевич. – СПб: «Кристалл», 2001. – 194 c.
7. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
8. Лыкова И.А. Лепим из пластилина, глины, теста / И.А. Лыкова. – М.: «Олма медиа групп», 2019. – 103 с.
9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Младшая группа / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИК - СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
10. Маслова Н. В. Лепим из соленого теста / Н. В. Маслова. – М.: Астрель; СПб.: Астрель-СПб, 2018. – 127 с.
11. Развиваем мелкую моторику / Т.А. Ткаченко; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2014. – 80 с.
12. Романовская А.Л. Поделки из соленого теста / АЛ. Романовская, Е. М. Чезлов. – М.: АСТ; Харвест, 2009. – 96 с.
13. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста / Елена Рубцова. – М.: Эксмо, 2020. – 64 с.
14. Скребцова Т.О. Мини-картины, панно, фоторамки из соленого теста / Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 220 с.
15. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина. Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2011. – 72 с.
16. Фирсова А. В. Чудеса из соленого теста / Анна Фирсова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 32 с.
17. Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду. Альбом для детского художественного творчества для детей 5-7 лет / М.Б. Халезова-Зацепина, А.А. Грибовская. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009. – 16 с.
18. Хананова И.Н. Соленое тесто / И.Н. Хананова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. – 104 с.
19. Чаянова Г.Н. Соленое тесто / Г.Н. Чаянова. – М.: Дрофа-Плюс, 2019. – 144 с.
20. Чибрикова О.В. Азбука соленого теста / Ольга Чибрикова. – М.: Эксмо, 2018. – 144 с.