Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы связана с тем, что координационные способности являются основой для нормальной жизнедеятельности каждого человека.
Важно отметить, что дополнительное образование по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой важный раздел современной педагогики, который даёт значительные возможности для развития координационных способностей, однако к настоящему времени недостаточно разработана методика развития координационных способностей для массового контингента школьников.
К учащимся начальных классов требуется применение особого подхода при обучении навыкам и умениям в рамках занятий по физической культуре. Стоит напомнить, что ребёнок – это не просто маленький человек. Это быстро формирующаяся и развивающаяся личность. Проведение с ним занятий по физической культуре и спорту требует от педагога особой внимательности и вдумчивости. Необходимо тщательно рассчитывать объем предлагаемой нагрузки на ребёнка.
Необходимо принимать во внимание, что дети младшего школьного возраста обладают определенными проблемами с физическим развитием, связанными с их возрастом и быстрыми изменениями в организме, обусловленными ростом и развитием. Задача физического воспитания помочь ребёнку развиться физически и таким образом нивелировать то или иное нарушение физических способностей. Именно по этой причине педагогу по физической культуре важно знать об особенностях. Поэтому чрезвычайно важно разрабатывать программы для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Следует отметить тот факт, что у детей при недостаточной физической активности зачастую наблюдаются нарушения координационных способностей, что пагубно влияет на их развитие, а также на перспективы их будущего, а именно: вызывает нарушения функционирования опорно-двигательного аппарата, что сопровождается болями в позвоночнике, быстрой утомляемостью, нарушениями сна и даже гормональным дисбалансом.
Именно поэтому развитие координационных способностей чрезвычайно важно в младшем школьном возрасте.
Цель исследования – выявить и обосновать эффективность применение комплекса ритмической гимнастики в рамках дополнительного образования для развития координационных способностей у младших школьников.
Объект исследования – развитие координационных способностей у школьников
Предмет исследования – методические особенности использования ритмической гимнастики в рамках дополнительного образования для развития координационных способностей у детей.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования, в частности:
1. Выявить опыт развития координационных способностей у детей.
2. Рассмотреть возможности дополнительного образования для развитяи координационных способностей
3. Разработать комплекс ритмической гимнастики, направленный на развитие координационных способностей младших школьников.
4. Проверить эффективность разработанного комплекса для развития координационных способностей детей младшего школьного возраста.
5. Сделать выводы по результатам проведённого исследования.
Гипотеза эмпирического исследования состоит в том, что использование средств ритмической гимнастики эффективно для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- анализ научной литературы
- описательный
- сравнительный
- тестирование
- проектирование
- моделирование,
Новизна: разработан комплекс ритмической гимнастики, последовательность его применения, обеспечивающая эффективность развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: внедрен комплекс специальных упражнений для развития координационных способностей у детей в рамках дополнительного образования.
Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей обучающихся в рамках дополнительного образования
1.1. Основные понятия о координационных способностях
Термин «координация» в переводе с латинского обозначает «объединение, согласованность, упорядочение». Данное понятие используется также применительно к двигательным действиям людей. Оно показывает степень согласованности движений человека.
Координацией является способность человека к максимальной рационализации и согласованности всех движений частей тела в ходе решения определённой двигательной задачи. Данный термин также можно определить и в более конкретном значении: это умения человека управлять своими движениями.
Управление опорно-двигательной системой является очень сложным процессом. Согласно высказыванию создателя современной биомеханики учёного-физиолога Бернштейна, «координация движений состоит в преодолении степеней свободы. Это превращает звенья в послушную человеку систему» [7].
Для того чтобы выявить способность человека к управлению своей опорно-двигательной системой в процессе выполнения определённого вида деятельности, в методике физической культуры на протяжении длительного времени существовал такой показатель, как ловкость. Однако с 70-х годов прошлого столетия вместо него всё чаще стало применяться понятие «координационные способности».
Рассмотрим основные виды координационных способностей, которые в практической части станут основой для проведения эксперимента.
Первое из них – ловкость.
По определению, данному Бернштейном, ловкость является единством взаимодействия тех функций центрального и периферического управления, от которых в значительной степени зависит вся двигательная система организма. При этом происходит перестройка биомеханических структур действий согласно поставленным задачам.
Координационные способности обладают рядом общих свойств:
1. Всегда направлены на окружающую среду. Так, тренировка на груше у боксёров развивает ловкость в меньшей степени, чем поединок с противником.
2. Имеют специфичность. Так, можно обладать способностями и навыками в гимнастике и быть не способным к плаванию.
Координационные способности служат основой ловкости. В последние годы этот показатель стал предметом разнообразных исследований физиологов.
Очень серьёзному исследованию координационные способности человека стали подвергать начиная с 60-х гг. двадцатого столетия. При этом ежегодно специалисты выявляют всё новые виды координационных способностей.
К настоящему времени день среди их видовизвестно 3 общих, а также 20 специальных, которые проявляются специфически (равновесие, пространственная ориентация и т.д.).
Координационные способности – это те возможности человека, которые определяют его готовность оптимально управлять двигательными действиями и регулировать их [11].
Многочисленными теоретическими и экспериментальными исследованиями определено 3 важнейших вида координационных способностей. Это специальные, специфические, а также общие [13]. Рассмотрим подробнее каждый из данных видов.
Специальные координационные способности человека – это те координационные способности, которые можно отнести к однородным группам движений, связанным с психофизиологическими механизмами.
Специальные координационные способности систематизируют по возрастающей сложности:
– пространственные движения тела (акробатические, гимнастические);
– перемещение предметов (переноска грузов, подъем тяжестей);
– манипулирование движениями разными частями тела (удар, укол и т.д.);
– циклические и ациклические действия;
– метательные упражнения, выявляющие меткость (жонглирование, городки, теннис);
– защитные и атакующие действия в спортивных и подвижных играх;
– баллистические движения (метания мяча, ядра или диска).
Специфические координационные способности представляют собой несколько иные координационные способности:
– к ориентированию, то есть к точному определению положения тела;
– к изменению параметров движения в целях получения высокой экономичности и точности работы пространственных и силовых мышц;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева С.А., Орлова А.М., Нестерова А.Ю. Специфика научных и методологических подходов к занятиям физической культурой. Анализ проблем и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы применения научных знаний в современной медицинской практике». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 10–19
2. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2015. – 398 с.
3. Давыдова А.Ю., Савельева И.Г. Современные комплексы упражнений, применяемые для коррекции физического состояния детей в программе физической культуры // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и вызовы физической культуры в современном мире». – Архангельск: Архангельский государственный медицинский университет, 2014. – С. 100–112
4. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник. / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 464 стр.
5. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре - М.: Academia, 2013. - 392 c.
6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.
7. Каинов, А. Н. Рабочая программа по физической культуре. 5 класс. Методическое пособие . - М., 2015. - 220 c.
8. Колосова М.А. Специфика организации занятий физической культурой в школе. – Воронеж: Мысль, 2013. – 195 с.
9. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.
10. Лебедева Г.А. Координационные способности как основа физического развития человека // Материалы IV международного научного медицинского симпозиума «Тенденции развития адаптивной физической культуры. Вопросы реабилитации и профилактики». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2013. – С. 90–98
11. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
12. Методическое пособие «Ритмическая гимнастика [Электронный ресурс]/режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-ritmicheskaya-gimnastika-dlya-studentov-ssuzov-1090352.html (Дата обращения 17.11.2020)
13. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник и практикум для СПО Люберцы, 2016. - 328 c.
14. Николаева Л.П. Физическое развитие: структура и основные компоненты. – Новороссийск: Дело, 2014. – 288 с.
15. Новожилова А.А., Васильева О.В. Классификация координационных способностей человека. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2016. – 145 с.
16. Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие.- М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
17. Ритмическая гимнастика: методика и физиологическое воздействие [Электронныйресурс]/режимдоступа:http://sportlib.su/Annuals/Gymnastics/1985N1/p24-29.htm (Дата обращения: 3.11.2020)
18. Ритмическая гимнастика: упражнения [Электронный ресурс]/режим доступа: https://www.syl.ru/article/169940/new_ritmicheskaya-gimnastika-ritmicheskaya-gimnastika-uprajneniya (Дата обращения: 1.11.2020)
19. Урманов А.В., Кропоткина С.С. Особенности развития координационных способностей // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151
20. Федорова А.Н., Физическая культура, подвижные игры: учеб.пособие /А.Н. Федорова – М.: Издание «Экзамен», 2016. – 64 с.
21. Федорова Я.С. Физическая культура. – Нижний Новгород: Перспектива, 2016. – 412 с.
22. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2013. - 640 c.