Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что модель функционирования железнодорожного транспорта Российской Федерации, сформированная за несколько десятилетий до начала реформы, за последние 20 лет претерпела кардинальные изменения. Созданная в результате реформ новая модель функционирования железнодорожных перевозок является, пожалуй, одной из самых необычных в мире. Основные структурные преобразования в последние десятилетия не просто происходили на фоне изменений антимонопольного и тарифного регулирования в железнодорожной отрасли, но и были взаимосвязаны между собой.
Целью данной работы является оценка инвестиционной политики на предприятиях железнодорожного транспорта.
Объектом исследования в работе выступают предприятия железнодорожного транспорта.
Предметом исследования является инвестиционная политика на предприятиях железнодорожного транспорта.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты развития железнодорожного транспорта;
2. дать оценку инвестиционной политики на предприятиях железнодорожного транспорта.
В работе использованы материалы статей из экономических журналов следующих авторов: Мкртчяна Н.Д., Жабинской И.С., Мартыненко А.С, Власенко О.В., Тарасова Д.С., Чепурина М.Н., Кисилевей Е.А и др., государственная статистическая база Федеральной антимонопольной службы РФ, правовой портал КонсультантПлюс и прочее.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части и заключения.
1. Теоретико-методологические аспекты исследования
1.1 Место предприятий железнодорожного транспорта в национальной экономике
Железнодорожный транспорт относится к предприятиям естественной монополии. С естественными монополиями ежедневно сталкивается каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации. Это связано с тем, что сферами деятельности естественных монополий являются железнодорожное сообщение, электроэнергетика, государственная почтовая сеть, газоснабжение и т. д.
Под естественными монополиями понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами . К субъектам естественных монополий относят следующие виды деятельности:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
захоронение радиоактивных отходов;
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
Субъектами естественных монополий являются 5955 (100%) организаций , из которых 44% - субъекты в сфере водоканализационной системы, 32% - электроэнергетик и теплоэнергетика, 14% - железнодорожный транспорт, 4% - транспортировка газа и нефти, 1% - телекоммуникации и почта (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Отраслевая структура субъектов естественных монополий
Заключение
Развитие железнодорожного транспорта направлено на обеспечение растущих потребностей в перевозках грузов и пассажиров при условии соблюдения высоких стандартов качества в обслуживании потребителей. В развитии железнодорожного транспорта заинтересованы субъекты хозяйствования, население страны и государственные органы управления из-за его положительного влияния на мобильность населения, растущий потенциал для улучшения процессов землепользования в городских центрах. Повышение эффективности железнодорожного транспорта вызывают интерес во всем мире. Эта тема интересует как управленцев железнодорожной отрасли и их конкурентов в данном сегменте рынка, так и руководство соответствующих министерств и ведомств.
Эффективность транспортных систем, государственное финансирование и доходы железной дороги связаны между собой. Для разработки стратегии и операционного планирования деятельности железной дороги имеет решающее значение последовательность и объемы государственной финансовой поддержки. В качестве примера, железные дороги стран ЕС, которые должны работать на конкурентных рынках с небольшой степенью государственного регулирования. Для них объем государственного финансирования имеет решающее значение для поддержания капиталоемких проектов, направленных на развитие железнодорожного транспорта. Основные различия между странами ЕС - это использование государственного финансирования железных дорог в рамках государственно-частного партнерства.
Подводя итог следует отметить, что дальнейшие исследования операционной деятельности железнодорожного транспорта, сфокусированные на бенчмаркинге позволят получить дополнительную информацию, расширять возможности государственных регуляторов и менеджмента железнодорожных компаний, позволят повысить эффективность деятельности железной дороги, в том числе, за счет оптимизации интересов грузовых и пассажирских перевозок.
Стабильно функционирующий железнодорожный транспорт является гарантом развития всех отраслей экономики России. Эффективность железнодорожного транспорта будет определяться динамикой восстановления основных производственных фондов отрасли, темпом роста спроса на железнодорожные перевозки, результатами реализации структурной реформы отрасли,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акперов И.Г., Брюханова Н.В. Активизация инвестиционной деятельности в регионе на основе проектного управления//Фундаментальные исследования - 2021- №4-1 - с. 123-128.
2. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2020 год [Электронный ресурс]. URL:http://ar2020.rzd.ru/pdf/ar/ru/ru-annual-report-pages.pdf.
3. Киянова Л.Д., Литвинова Т.И. Прогнозирование как инструмент регионального менеджмента//Экономика и предпринимательство - 2020.- №8(49). - с. 322 - 327.
4. Международные транспортные коридоры, как фактор интеграции пространства Евразии (Юрий Баженов). / Русская народная линия. [Электронный ресурс]. URL: http://ruskline.ru/analitika/2020/05/31/mezhdunarodnye_transportnye_koridory_kak_faktor_integracii_prostranstva_evrazii/
5. Беляева, Е.Р. Современные подходы в маркетинговой оценке конкурентоспособности выпускников вузов и высшего образования/ Е.Р. Беляева, С.Н. Кужева - Текст: непосредственный// Актуальные проблемы современной экономики: Материалы VII междунар. научно-практ. конф. В 2 ч. - Омск: ОмГУПС, 2019. Ч. 1. - С. 45-49.
6. Бубнова, Г. В. Экономический механизм реализации потенциала энергосбережения на железнодорож¬ном транспорте/ Г.В. Бубнова, Р.С. Симак - Текст: непосредственный // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2020. - № 1 (33). -С. 20-25.
7. Дудник, Т.А. Теоретико-методологические основы управления интегрированными хозяйственными образованиями в промышленности: объектно-процессный подход/ Т.А. Дудник - Текст: непосредственный // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2014. - №4-1. - С. 120-124.
8. Кравченко, Х.В. Сущность экономической категории эффективности и определения ее на транспорте /Х.В.Кравченко - Текст: непосредственный // Сборник научных трудов Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна. - 2014. - № 8. - С. 48-55.
9. Кужева, С.Н. Аксиологический аспект в управлении организациями/ С.Н. Кужева, Е.Р. Беляева - Текст: непосредственный // Аксиологические аспекты в современных научных исследованиях/ Сб. научн. тр. - Омск: ОГУПС, 2019. - С. 88- 94.
10. Оборин, М. С. Деловые информационные услуги как фактор экономического развития отрасли/ М.С. Оборин - Текст: непосредственный // Сервис в России и за рубежом. - 2019. - №1. - С. 162-169.
11. Ожегов, С.И. Словарь русского языка : Ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 16-е изд., испр. - М. : Рус. яз., 1984. - 797 с. : портр.; 27 см. - Текст: непосредственный
12. Савельева, И.П. Управление рисками предпринимательской деятельности в современных экономических условиях/ И.П. Савельева, Л.Б. Мартиросян, Н.А Беляев - Текст: непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2012. - №9. - С.147- 152.
13. Санчес, П. Эффективность, технические изменения и производительность в европейском железнодорожном секторе: Стохастический подход/ П. Санчес, Д. Вилланова - Текст: непосредственный // Международный журнал экономики транспорта. - 2015. - № 1. - С. 55-76.
14. Талавира, Е. Необходимость проведения оценки эффективности работы предприятий железнодорожного транспорта в современных условиях / Е. Талавира, О. Семеник - Текст: непосредственный // Сборник научных трудов ДЕТУТ. Серия «Экономика и управление». - 2015. - № 21-22, - Ч. 1. - С. 84-88.