Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос документационного обеспечения выборов Президента Рос-сийской Федерации представляется особенно важным в силу значения ин-ститута выборов и президентства для Российской Федерации.
Правильность, точность и достоверность оформления документов выборов Президента Российской Федерации является гарантией того, что Президент Российской Федерации является действительно всенародно из-бранным.
Одним из делопроизводственных процедурных элементов россий-ского избирательного процесса является так называемая «пассивная» реги-страция избирателей, то есть включение всех, обладающих активным из-бирательным правом, в списки избирателей автоматически по факту их ре-гистрации. Это в некоторых случаях создает проблемы для реализации избирательного права в условиях современных мобильных обществ.
1 Документационное обеспечение голосования
1.1 Голосование на избирательном участке по месту проживания
Голосование на выборах – кульминация избирательного процесса и избирательного права. Каждый гражданин страны, достигший избира-тельного возраста, может принять участие в голосовании на выборах, тем самым влияя на развитие страны.
Нормы избирательного законодательства можно классифицировать по следующим основаниям:
1) организация места голосования (избирательный участок);
2) время (длительность) голосования;
3) процедура голосования: действия избирателя и членов избира-тельных комиссий;
4) наблюдение за голосованием;
5) предварительные организационные условия голосования, в част-ности, составление списков избирателей.
Конечно, такими условиями можно считать весь предшествующий избирательный процесс, но, с точки зрения избирателя, стремящегося реа-лизовать свое активное избирательное право, ключевое условие – это наличие его в списках избирателей. Только это дает возможность получить избирательный бюллетень (приложение 1).
Согласно Постановлению ЦИК РФ «О формах избирательного бюл-летеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации» фамилии зарегистрированных кандидатов указываются в алфавитном по-рядке.
Если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в соответствии с датами рождения кандидатов (первыми указываются сведения о старшем кандида-те) .
Юридическая связь составления списков избирателей и порядка их голосования закреплена самим законом.
Доктринально различают два основных вида регистрации избирате-лей в зависимости от того, «на ком лежит бремя регистрации»: публичная (государственная, обязательная, пассивная) и личная (добровольная, ак-тивная). Личная система регистрации применяется в Австралии, Мексике, Франции и ряде других стран.
Особенность данной системы регистрации заключается в том, что она носит уведомительный характер и требует активных действий лица, желающего принять участие в выборах.
Для регистрации в такой системе избиратель должен заполнить не-обходимые регистрационные бланки и подать их в соответствующие орга-ны в определенные сроки или же предпринять другие усилия, с тем чтобы обеспечить свое включение в конкретный список избирателей. Государ-ственная система регистрации применяется в России, Германии, Канаде, Великобритании и других странах (приложение 2).
Согласно Постановлению ЦИК России от 27.09.2017 N 104/867-7 «О форме регистрационного свидетельства уполномоченного представителя группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандида-та на должность Президента Российской Федерации» в регистрационном свидетельстве указываются дата выборов Президента Российской Федера-ции, фамилия, имя, отчество уполномоченного представителя, фамилия и инициалы кандидата на должность Президента Российской Федерации, номер и дата постановления Центральной избирательной комиссии Рос-сийской Федерации о регистрации группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата на должность Президента Россий-ской Федерации, и ее уполномоченных представителей, а также ставится подпись секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Фе-дерации, указываются его инициалы и фамилия, условия действия удосто-верения.
Подпись секретаря Центральной избирательной комиссии Россий-ской Федерации скрепляется голограммой круглой гербовой печати Цен-тральной избирательной комиссии Российской Федерации. Регистрацион-ные свидетельства оформляются и выдаются на основании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистра-ции группы избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кан-дидата на должность Президента Российской Федерации, и ее уполномо-ченных представителей . В «пассивной» системе регистрации от избирате-лей не требуется каких-либо конкретных действий для того, чтобы быть внесенными в списки избирателей, они регистрируются автоматически. Списки избирателей составляются на основании существующих данных, которые хранятся и обновляются соответствующими органами власти на общегосударственном или муниципальном уровне. В России составление списков избирателей регулируется инструкцией по составлению, уточне-нию и использованию списков избирателей на выборах Президента Рос-сийской Федерации» (приложение 3) .
В данной системе персональные данные избирателей часто выводятся из регистров актов гражданского состояния, которые обычно ведутся местными органами власти.
В таких случаях тип исходных данных (например, регистр населе-ния, записи актов гражданского состояния, паспортный регистр, база идентификационных данных) влияет на качество регистра избирателей.
Пассивные системы могут создавать ложное представление о том, что регистрация избирателей является полностью автоматизированной и граждане не играют никакой роли в этой деятельности.
Тем не менее, это не так, поскольку в этих системах чрезвычайно важно, чтобы граждане своевременно информировали органы власти о любых изменениях, касающихся их персональных данных или места жи-тельства.
К.А. Арановский, анализируя принцип всеобщего избирательного права в его ценностном восприятии, утверждает, что ценность названного принципа способна повысить замена имеющейся формальной регистрации в качестве избирателей всех отвечающих избирательным цензам граждан заявительной регистрацией, позволяющей включить в число избирателей только тех, кто обратился за такой регистрацией .
1.2 Голосование на избирательном участке по месту пребывания
В настоящее время процедура голосования по месту нахождения ре-гулируется:
п. 17 ст. 17 и п. 16 ст. 64 закона № 67-ФЗ, п. 4.1. ст. 27 феде-рального закона о выборах Президента РФ ,
постановлениями ЦИК России от 09.06.2017 № 86/741-7 , от 01.11.2017 № 108/900-7 .
Последние два документа занимают важное место в современной из-бирательной системе, так как они впервые детально регламентируют гиб-кий механизм реализации этого конституционного права граждан.
Голосование по месту нахождения возможно реализовать в одном из двух вариантов, в зависимости от времени обращения избирателя в изби-рательную комиссию.
Первая процедура предусматривает, что не ранее чем за 45 дней и не позднее пяти дней до дня голосования избиратель на основании заявления в территориальную избирательную комиссию по месту регистрации ис-ключается из списка избирателей и включается в список на участке по ме-сту нахождения. В участковой комиссии отсчет срока начинается с 20 дней до выборов (п. 2.1. Постановления ЦИК от 01.11.2017 № 108/900-7) (при-ложение 4).
Вторая процедура предусматривает ситуацию, когда избиратель не мог подать заявление в указанные выше сроки.
Сделать это он сможет только лично в УИК по месту регистрации, не позднее 14:00 в день, предстоящий выборам.
Подать заявление можно онлайн на портале «Госуслуги» или лично по месту нахождения (в ТИК, УИК, МФЦ). Если заявление подается в ТИК или УИК то оно заполняется вручную или в машинописном виде с обяза-тельным указанием паспортных данных.
Основная часть заявления на бумажном носителе остается у комис-сии, а отрывной талон передается избирателю.
На портале госуслуг заявление формируется в виде электронного документа, который после обработки распечатывается с указанием адреса участка голосования.
Избиратель может подать заявление только один раз, в случае если подано несколько заявлений, достоверным и актуальным является только первое по времени подачи.
Если гражданин в день выборов будет находиться за границей, он также должен подать заявление о голосовании по месту нахождения, и прийти на один из избирательных участков, образованных за границей, с паспортом и отрывной частью заявления.
Инвалиды могут устно или письменно сообщить о своем желании го-лосовать по месту нахождения в ближайшую ТИК или УИК или же попро-сить об этом социального работника.
Члены избирательной комиссии должны будут прийти домой к изби-рателю, чтоб он смог заполнить заявление. Тогда же можно сообщить о желании голосовать вне помещения.
По официальным данным Центральной избирательной комиссии, на 15 марта 2018 года было подано 5 676 829 заявлений о голосовании по месту нахождения избирателя, причем, почти 38 тысяч заявлений были повторными .
Как отметил заместитель Председателя ЦИК России Николай Булаев в этом сообщении, причинами повторной подачи стали ошибки при подаче заявления, изменение планов и намеренные действия в провокационных целях: «Вся информация о людях, которые ошиблись при написании заяв-ления или изменили свои планы, сегодня имеется во всех избирательных комиссиях. Со всеми людьми, которые оставили свои контакты, мы связы-ваемся и предлагаем решить эту проблему.
2 Документационное обеспечение голосования в правовом ре-жиме личного отсутствия избирателя
2.1 Голосование посредством переносных ящиков для голосо-вания
Российское избирательное законодательство предусматривает воз-можность участия в голосовании и для тех граждан РФ, которые в силу ограниченных возможностей здоровья, болезни, иных уважительных об-стоятельств не могут сделать это непосредственно на избирательном участке.
В целях реализации избирательного права граждан, закон преду-сматривает возможность выезда к избирателю членов избирательных ко-миссий с переносными ящиками для голосования, то есть осуществления «голосования вне помещения для голосования», хотя в действительности голосованием вне помещения можно назвать не только голосование по-средством переносного ящика, но и другие способы голосования (напри-мер, по почте).
Порядок голосования вне помещения для голосования регулируется законами:
• № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и пра-ва на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
• № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
• № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Феде-рального Собрания Российской Федерации»;
• № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» ;
• законы субъектов РФ о выборах.
Участковая комиссия должна обеспечить возможность участия в выборах избирателям, которые по факту внесены в списки, но по уважи-тельным причинам не могут явиться в помещение для голосования. В та-ких случаях гражданин должен в устной или письменной форме изве-стить о таком желании УИК.
Такое заявление может быть подано в любое время в течение 10 дней до голосования и не позднее, чем за 6 часов до окончания времени голосования.
Далее члены участковой комиссии проверяют, уважительна ли причина, по которой избиратель не может самостоятельно прийти и про-голосовать. Если причину посчитают неуважительной, об этом незамед-лительно сообщают избирателю, с аргументацией такого отказа.
Лица с нарушениями зрения вправе подавать заявления о голосова-нии по месту нахождения, в том числе в устном виде.
Ходатайствовать о предоставлении переносного ящика для голосо-вания вправе также лица, содержащиеся на основании ордера на арест под стражей до вынесения судебного приговора, лица, осужденные к лишению свободы, в отношении которых приговор не является окончательным, ли-ца, отбывающие наказание за правонарушение в виде ареста, лица, осуж-денные к лишению свободы окончательным судебным решением, которые находятся в пенитенциарных учреждениях, расположенных на территории избирательного участка по их месту жительства.
Статья 66 федерального закона о гарантиях избирательных прав предусматривает следующий порядок голосования вне помещения.
а) оно проводится, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 65, только в день голосования;
б) участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (уст-ные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обра-щения) в специальном реестре, который по окончании голосования хра-нится вместе со списком избирателей, участников референдума.
В нем указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются персональные дан-ные этого лица.
По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референду-ма данное обращение подтверждается письменным заявлением.
в) председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода), а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.
г) комиссия должна располагать необходимым количеством перенос-ных ящиков для голосования:
- до 501 избирателя – 1 переносной ящик;
- от 501 до 1001 – 2;
- более 1000 – 3.
2.2 Голосование на специальных избирательных участках
Для некоторых категорий граждан, в том числе военнослужащих, лиц, находящихся под следствием, в ожидании вступления в законную си-лу приговора суда, государство обязано создать условия для реализации ими избирательных прав. Для таких категорий избирателей предусмотре-на специальная процедура голосования.
Голосование граждан РФ – военнослужащих. Военнослужащие, как и другие граждане РФ, принимают активное участие в выборах. Стоит об-ратить внимание, что не допускается ограничение их избирательных прав по мотивам, связанным с характером, условиями, продолжительностью, местом их службы или местом пребывания, а также местом жительства до призыва (поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключе-нием ограничений, предусмотренных Конституцией РФ и ФЗ. Конституци-онно-правовой статус военнослужащего представляет собой нормативное оформление в конституционном законодательстве реального положения военнослужащего в обществе и имеет свои особенности, выражающиеся в правах и свободах (личных, политических социальных, культурных). Од-нако, необходимо отметить, что законодательством предусмотрены опре-деленные ограничения для военнослужащих.
Пунктом 5 статьи 17 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских ча-стях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме.
Ю.С. Леншина, в связи с этим, полагает, что такое ограничение явля-ется ущемлением прав военнослужащих и нарушает принцип равноправия . Но необходимо отметить, что данная позиция не совсем верна, т.к. на выборах в органы местного самоуправления должны принимать участие только те лица, которые знакомы с местными условиями.
Некоторые авторы считают, что военнослужащие, проходящие срочную службу, на выборах местного уровня не могут объективно оце-нивать кандидатов, но их явка будет почти стопроцентной, в то время, как граждане могут вовсе проигнорировать выборы. Другие авторы, оценивая выборы на региональном уровне, считают, что использование военнослу-жащих, проходящих срочную службу, приводит к обеспечению победы какого-либо из кандидатов.
Проблема, которая существует, по мнению Д.М. Гудкова, сводится к тому, что военнослужащие не должны голосовать только в пределах свое-го места жительства, т.к. могут возникнуть разные причины отсутствия его в месте жительства, связанные с характером его деятельности. Лишение права голосовать, в этом случае, будет незаконным и недемократичным .
Д.С. Вяткиным также было высказано мнение, что исключение воен-нослужащего из избирательно процесса является нарушением права голо-совать т.к. в силу своей деятельности, военнослужащий находится по месту своей службы .
Обращаясь к судебной практике, можно увидеть, что военнослужа-щий может избирать и быть избранным независимо от места жительства.
Пунктом 29 Постановления Пленума ВС РФ «О практике рассмотре-ния судами дел о защите избирательных прав и права на участие в рефе-рендуме граждан Российской Федерации» подтверждаются положения за-кона 67-ФЗ положение о том, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учрежде-ниях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать следующие выво-ды:
1. Гипотеза подтверждена. В России используется государственная система регистрации (учета) избирателей, в связи с чем активное избира-тельное право по общему правилу реализуется гражданами РФ по месту их постоянного жительства, если иное не предусмотрено законом. Это за-трудняет реализацию гражданами активного избирательного права, «при-вязывая» их к месту постоянной регистрации.
2. Голосование по месту фактического нахождения гражданина в до-полнение к общему порядку представляется более предпочтительным. Каждый из них имеет свои «плюсы» и «минусы» Главный «плюс» заклю-чается в повышении мобильности избирателя, а «минус» - в увеличении организационных нагрузок в работе избирательных комиссий разных территориальных уровней. Пока российская избирательная система нара-батывает практический опыт в применении данных механизмов голосова-ния. Голосование по месту нахождения впервые проводилось на регио-нальных выборах в 2017 году и на выборах Президента РФ в 2018 году был получен первый опыт применения данной технологии.