Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
Человек является существом социальным и самого рождения включается общение и социальное взаимодействие с окружающими людьми. Общение в том или ином виде, является основной тканью человеческого взаимодействия. Ребенок включается в коммуникацию в социуме и активно использует ее процессы на всех этапах социализации.
В условиях современной интенсификации научно-технического прогресса постоянно растет интерес к явлениям социально-психологического климата и межличностных отношений в группе. Актуальность данной проблемы диктуется, прежде всего, возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний, особенностями влияния актуализации виртуального общения, перехода на он-лайн обучение, появлением социальных пространств взаимодействия и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАУЧНЫХ ОСНОВ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4) классах начальной школы.
Данный возраст отмечается равномерным физическим развитием. Постепенно идет функциональное совершенствование головного мозга за счет развития аналитико-систематической функции коры, меняется соотношение возбуждения и торможения – процесс торможения становится всё более сильным, несмотря на то, что еще, как и в более раннем периоде, преобладает процесс возбуждения, дети в этом возрасте еще достаточно возбудимы и импульсивны. Школьное обучение для младших школьников знаменует собой переход от игры к учебе, которая начинает становиться ведущей деятельностью младшего школьника, в этот период начинают формироваться основные психические образования (Суворова, 2012).
Постепенная выработка интереса к учебе, к приобретению новых знаний связана с чувством удовлетворения от полученных достижений. Данное чувство должно быть подкреплено одобрением со стороны учителя, которое создаст условия для продвижения вперед. Существенное воспитательное воздействие на детей этого возраста оказывает сама личность учителя, который становится непререкаемым авторитетом, что создает предпосылки для успешности обучения и воспитания в начальной школе.
Вне зависимости от возраста, когда ребенок идет в 1 класс, он переживает личностный кризис, когда рождается социальное «Я». Это явление, получившее название «кризис 7 лет» заключается в происходящих внутренних изменениях, когда меняется уровень самосознания ребенка, и он начинает осознавать себя не только, как сын или дочь своих родителей, но также и друга, ученика, одноклассника, партнера по игре и пр. Ребенок начинает осознавать свое социальное Я, кто он есть в обществе, как общество относится к нему. Для него становится значимым, как он общается с окружающими его людьми, как они общаются с ним. Формирующаяся личность младшего школьника начинает приобретать внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружающему миру и к самому себе (Выготский, 2005).
Таким образом, в младшем школьном возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Обухова Л.Ф., отмечает, что к основным новообразованиям младшего школьного возраста относится (Обухова, 2013):
- осознание своих внутренних изменений, рефлексия, в результате развития учебной деятельности;
- формирование системы личных отношений ребенка с окружающими.
С началом обучения на систематическом уровне, в жизнь ребенка приходит ряд изменений, связанных, зачастую с изменением вектора ведущей деятельностью в направлении учебы. При том, что учебная деятельность не является единственной в обозначенный период. Ребенок продолжает играть, общаться со сверстниками, и это также занимает значимое место в структуре его активности. Тем не менее, в силу того, что задачи развития личности, определенные обществом, реализуются посредством школьного обучения, именно учебная деятельность определяет основные направления развития. Поступление в школу для младшего школьника повышает значимость окружающих его взрослых.
Дети младшего школьного возраста уже способны контролировать свои поступки и поведение. На данном этапе возникает разветвленная система мотивов деятельности. В связи с включением ребенка в активные социальные отношения, и с тем, что он становится субъектом деятельности, происходит формирование мотива достижения успеха. В младшем школьном возрасте происходит четкое осознание своих возможностей и способностей. В данном случае может возникать внутренний конфликт, обуславливающий развитие застенчивости в младшем школьном возрасте. Обучение в школе вносит коренные социальные изменения в жизнь ребенка. Происходит изменение Я-концепции ребенка. Меняется социальная ситуация развития, игровая деятельность все больше уступает место учебной, меняются мотивы познавательной активности младшего школьника, определенный социальный статус, постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью (Обухова, 2013).
1.2. Исследования особенностей социально-психологического климата в коллективе как научная проблема
Само понятие «социально-психологический климат» появилось в научном языке наряду с такими интегральными понятиями, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат», которые получают все большее распространение в современной науке и практике. Эти понятия возникли по аналогии с географическим понятием «климат», что позволяет осмыслить практическое значение групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в коллективе (Шипова, 2007). Ольшанский Ф.Б. отмечает: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера – все эти скорее метафорические, чем строго научные, выражения очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность…и совершенно захиреть в другом» (Цит.по Шипова, 2007, с.92).
В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Мансуров Н.С., который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, -это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. С точки зрения автора, климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон. Первая климатическая зона –
социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи общества, насколько здесь гарантировано соблюдение правовых аспектов участников коллектива. Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности приняты в данном коллективе. Третья климатическая зона – это психологический климат – неофициальные отношения, которые складываются между участниками коллектива, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата (Цит.по Шипова, 2007, с.95).
В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально-психологического климат (Шипова О.В., 2007).
Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных сих взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом, по Кузьмину Е.С., необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов данной группы.
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.
Авторы третьего подхода (В.В. Шепель, В.А. Покровский, Б.Д.Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы.
Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н.Щербань, Л.Н. Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.
При изучении климата необходимо имеет в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к деятельности и участникам коллектива. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на все трудности. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее (Аминов, Янковская, 1999).
ГЛАВА 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Программа эмпирического исследования: методы и критерии анализа
Диагностическое обследование проводилось на базе …….
Выборку исследования составили дети в возрасте 7-8 лет. В исследовании приняли участие 30 детей 1 «Б» класса, 14 мальчиков, 16 девочек.
Для исследования социально-психологического климата в коллективе младших школьников были использованы следующие методики.
Методики диагностики (см.Приложение 1):
1) Методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).
2)Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой);
3)Метод «Беседа» (Я.Л. Коломинского);
4)Метод наблюдения (Е.О. Смирновой).
Методики, позволяют сформировать комплексное представление об уровне развития социально-психологического климата в коллективе младших школьников по следующим критериям: показатели социального статуса, наличие коммуникативного взаимодействия, активность взаимодействия, мотивы выбора партнеров взаимодействия. Опишем более подробно выбранные методики.
1. Методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).
Цель: позволяет выявить его положение каждого ребенка в группе (социометрический статус).
Ход исследования: для проведения методики были приготовлены два нарисованных домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета. Другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Во время индивидуальной беседы ребенку показывали обе картинки: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своего класса ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». Все выборы были занесены в социометрическую таблицу. После окончания беседы детям задавался вопрос, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Обработка результатов.
Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (ССПВ), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива.
Необходимо вычислить ССПВ.
ССПВ = общая сумма положительных выборов/ количество детей в группе. ССПВ = 45/15= 3 балла
«Популярные (звезды)» – дети, получившие 6 баллов;
«предпочитаемые» – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя «звезд») – от 3 до 5 баллов;
«оттесненные» – дети, получившие от 1 до 2 баллов;
«изолированные» – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками);
«отвергаемые» – дети, получившие только отрицательные выборы (Юдина, 2013).
В исследовании межличностных отношений младших школьников была использована специальная беседа.
2. Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой).
Цель обследования: анализ отношения детей друг к другу, к участникам коллектива, наличие товарищеских чувств, оценка социального статуса участников класса.
Процесс диагностики: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля и задают ряд вопросов:
1. Если бы ты был капитаном корабля, кто из класса мог бы стать твоим помощником в дальнем путешествии?
2. Кого из ребят ты пригласил бы на корабль в гости?
3. А кого не стал бы брать с собой в плавание?
Обработка результатов.
Дети присваивают каждому из участников группы определенный статус, кроме того, в беседе выявляются эмоциональные связи и отношение детей друг к другу. Методика позволяет оценить особенности социально-психологического климата в коллективе младших школьников и особенности коммуникативного взаимодействия. Каждый ребенок получает определенное количество баллов, сочетающее в себе сумму отрицательных и положительных выборов, цифра отражает показатель социометрического статуса ребенка.
2.2. Результаты эмпирического исследования, их обсуждение
По методике «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой).
Результаты методики представлены наглядно, на рисунке 2.1.
Для определения «удельного веса», процентного соотношения была использована следующая формула для выявления показателей по методике.
С= , (2.1.)
где С - структура, т.е. «удельный вес» от общего числа респондентов в процентном выражении;
Ач - абсолютная величина части совокупности, т.е. часть от общего количества респондентов;
Ас - абсолютная величина всей совокупности, т.е. общее количество респондентов.
На основании данных, можно сделать вывод о том, что высокий уровень коммуникативного взаимодействия показывают 29%(9) младших школьников, 43% (13) показали средний уровень, низкий уровень показали также 29% (9). На уровне качественного анализа – I и IV тип доминирующих мотивов выбора у ребенка встречается в 29% случаев, дети как доминирующий мотив реализуют общую оценку сверстника, показывая свое положительное / отрицательное отношение к общению с ним и установлению контакта и к конкретному ребенку. Сюда же можно отнести и мотив установления близких отношений, близкие отношения как мотив выбора («он мой друг», «она моя лучшая подруга»).
Средний уровень развития межличностных отношений выделен у 43% школьников. В данном случае преобладают мотивы выбора II и III типов. Это качества сверстника(внешние или внутренние): красивый, хорошо одевается, добрый, дружелюбный, смешной/веселый, умный, хорошо рисует, учится и др. Сюда же можно отнести и интерес к совместной деятельности как мотив выбора сверстника («интересно проводить время», «мне с ним интересно, весело, спокойно»). Младших школьников, показавшие низкий уровень коммуникативного взаимодействия демонстрируют V тип доминирующих мотивов выбора. Сюда относится пассивно-положительное отношение не подкрепленное эмоционально. Дети не могут или не считают нужным объяснить, почему выбирают именно этого ребенка, молчат, пожимают плечами, отворачиваются и говорят «не знаю».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование научных основ изучения социально-психологического климата в коллективе младших школьников было проведено на теоретическом и прикладном уровнях.
В теоретической части исследования проанализированы психологические особенности младших школьников, рассмотрены особенности разработки проблемы социально-психологического климата в науке.
Большинство значимых изменений в личности младшего школьника основаны на его активном вхождении в мир социальных отношений. У ребёнка возникает потребность налаживания и расширения личностных отношений с другими людьми, которая направляет его к цельном поиску и познанию социальной сферы. Значимым фактором становится также появление субъектности, что обуславливает особенности социального взаимодействия ребенка.