Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы говорим о трудностях в общении, имеем в виду обострившиеся противоречия между обращением ребенка и внешним миром, прежде всего требованиями социального окружения. Аналогичное обострение противоречий наступает и во внутреннем мире ребенка, в его представлениях о себя и понимании себя. И то и другое приводит к острым или тяжелым переживаниям. Существенная несогласованность между внешними условиями и требованиями, собственными возможностями (способностями, способами обращения) и потребностями, изменившимися, отражает состояние кризиса. Резкое осложнение взаимоотношений ребенка с внешней социальной средой означает, что для него, говоря словами Л. С. Выготского, эта ситуация является социальной ситуацией развития. Главными признаками кризиса Л. С. Выготский считал наличие конфликтных отношений с окружающими и глубокие эмоциональные переживания.
ГЛАВА 1. Исследование проблемы общения детей в психологической литературе
1.1 Формирование личности подростка в проблеме взаимоотношений
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода является фундаментальные изменения в сфере его самосознания, имеющие кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б. Г. Ананьева, сознание, пройдя через многое объектов отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [3, с.182].
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самоуважение и самоотношения, все более развивающиеся способности проникновение в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, способствующая дальнейшей, осознанной или неосознанной, построении личности молодого человека.
В этот период формируется Я-концепция - это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.
Я-концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, своих поступках, образ жизни и т.п. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я, что составляет же, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, принято называть самооценкой.
В Я-концепции имеется реальный образ, констатирующий, я в действительное время, а также Я-перспективное, то есть то, на что Я-реальное ориентировано [3, с.185].
В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. И потому особенно важными становится общение для формирования личности. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже с помощью восприятия и понимания другой подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, то есть изначально выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с исполнением каких-либо видов деятельности, и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.
Общение оказывает большое влияние на самооценку подростка.
Неоднократно доказанная теория «зеркального Я» К. Кули о положительном отношении значимых других как об одном из основных детерминантов уровня самооценки справедливо и для самооценки подростков.
Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья - родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка [13, с.40].
Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как в отечественной, так и в зарубежной литературе, свидетельствуют о заметном снижении влияния родителей и увеличении влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
1.2 Психологические функции межличностных отношений в подростковом возрасте
В развитии человека каждый период имеет важное значение, но, все же таки подростковый возраст занимает особое место среди них. Период, когда ребенок - это самый сложный из всех детских периодов, поскольку он представляет собой период становления личности. Главный этап этого возраста это переход от детства до взрослости.
В подростковом возрасте ведущими видами деятельности являются общение со взрослыми и ровесниками, общественно полезный труд и обучение, что положительно сказывается на развитии психики и личности.
Общение подростка реализуется в общении с взрослыми и общении с ровесниками, их роль в формировании личности неодинакова. Если в общении со взрослыми подросток усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действий, то общение с ровесниками является своеобразным испытанием себя в сфере личностной, в частности специфической нравственной, проблематики.
Для подростка характерно изменение отношения к взрослым. Он начинает критичнее оценивать их слова и поступки, анализировать поведение, отношения, социальную позицию. Однако требования подростка к взрослому есть несколько противоречивыми. Он стремится к самостоятельности, протестует против опеки, контроля, недоверия, испытывая одновременно тревогу и страх за необходимости преодолевать проблемы, надеется на помощь и поддержку взрослого, но не всегда откровенно признается в этом.
Развитию личности подростка характерно стремление в обретении эмоциональной независимости от взрослых, которое активизирует потребность в общении с ровесниками. Общение с ровесниками становится значимой сферой также через действие механизма само оценивания, то есть сравнение себя с ровесниками.
Это выражается в налаживании доверительного личностного общения подростка со сверстниками как ведущей деятельности данного возраста.
Общение со сверстниками в подростковом возрасте реализует ряд важных функций [7, с.5].
Первой является функция обмена информацией. Другими словами, дети-подростки обмениваются между собой определенными сообщениями, или переживаниями. Эта функция раскрывает такой процесс, как самопознание.
Следующей является функция совершенствования навыков взаимодействия со сверстниками, заключающейся в процессе выстраивания отношений между ними для достижения определенных целей и желаний. Эта функция помогает познать не только себя, но и своих ровесников.
Третьей является функция, которая связана с предыдущей и заключается в обогащении эмпатических навыков. Она раскрывает способности разделять с другими совместные занятия, интересы и чувства, что в подростковом возрасте приобретает весомого значения, поскольку дружба подростков основывается на общих интересах и предпочтениях. Важным для подростка имеет оценка друзьями его личностных качеств, знаний и умений, способностей и возможностей. У товарищей он находит сочувствие, адекватное восприятие своих радостей и невзгод, которые взрослым часто кажутся незначимыми.
Следующей является функция налаживания контактов с противоположным полом и усвоение гендерных ролей. Параллельно в подростковом возрасте происходит психосексуальное развитие личности.
Психосексуальное развитие ребенка - развитие комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность человека с точки зрения его поведения, созревания способности любить, создать в будущем собственную семью, родить и воспитать детей, а общаться с людьми, учитывая их половую принадлежность [16, с.53]. На этом этапе осуществляется выбор половой роли, которая больше всего соответствует психофизиологическим особенностям ребенка или идеалам мужественности/женственности микросреды.
1.3 Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных взаимоотношений
В подростковом возрасте освоение культуры поведения, морали, норм часто сопровождается переживаниями и внутренними конфликтами. Такие обстоятельства является главным условием личностного становления подростка, хотя они порождают многочисленные сложности и неопределенность.
Трудности межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте во многих случаях порождены противоречивостью самих подростков, их импульсивностью и переменностью. Еще не до конца сложившаяся самооценка не проявляется в перепадах между демонстрацией чрезмерной уверенности в себе и четкими проявлениями застенчивости. Неустойчивость мировоззрения и нравственных ориентиров выражается в колебаниях между эгоизмом и альтруизмом, высокой чувствительностью и нарочитой грубостью [5, с.133].
Такая эмоциональная неустойчивость провоцирует резкие перемены настроения и контрастное поведение. В одних случаях подросток может испытывать большую потребность в общении, а в других предпочитает замкнуться в себе и остаться один. Все это является проявлениями постепенного становления индивидуальности, которая часто становится причиной трудностей межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Большая проблемность выявляется у подростков, для которых характерна слабая рефлексия различных аспектов межличностных взаимоотношений, включая ожидания других людей и распределение социальных ролей. Они не умеют выражать собственные чувство без риска вызвать осуждение и враждебность со стороны окружения.
Особенно сложно детям с явно выраженным эгоцентризмом, которые выдвигают миру завышенные требования и ожидают от него чего-то нереального.
ГЛАВА 2. Организация проведения опытно-экспериментальной работы
2.1 Этапы проведения практического исследования
Этап 1. Выбор методики исследования
Этап 2. Проведение исследования, обработка его результатов
Этап 3. Выводы по результатам исследования, разработка рекомендаций для родителей.
Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей. Для этого мы используем «Опросник родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В.Столин). Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Однако следует помнить, что дети, особенно подростки, иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения, тем более это относится к подросткам с проблемами социальной адаптации. Одной из самых распространенных методик, описывающих межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является «Методика незаконченных предложений для диагностики межличностных отношений» (Шевардин). Методика изучает установки, поведение и методы воспитания родителей в том виде, какими видят их дети в подростковом и юношеском возрасте (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Тест эффективно используется для диагностики детско-родительских отношений в семьях подростков и организации социально-психологической помощи им, поскольку его применение позволяет родителям осознать, как их собственные поступки воспринимаются и оцениваются подростками и каким образом все это влияет на социально-психологическую адаптацию и формирование тех или иных личностных особенностей подростков. Особую ценность этой методике придает тот факт, что она отражает фактор семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей.
В нашем случае данные, полученные с помощью опросников, могут характеризовать общую картину взаимоотношений подростков с родителями как видят ее подростки и как видят ее их родители. Выявленные ведущие тенденции могут позволить сформулировать наиболее актуальные и болезненные для подростков проблемы взаимоотношений с родителями, а значит, наметить основные пути помощи им в этой значимой для них области. С другой стороны, понимание тех же тенденций как ведущих может позволить нам сформулировать предположения о наиболее вероятных путях дезадаптации подростков, а значит, выработать конкретные программы профилактики этих видов дезадаптации.
2.2 Констатирующий эксперимент и анализ результатов
При оценке метода «Незаконченные предложения» выявилось, что у большинства детей нет определенных планов на будущее, нет стремления дальнейшего развития и получения профессии. Только четыре подростка определенно хотят получить профессию. Трое мечтают о материальных ценностях, таких как компьютер. Четверо мечтают просто о хорошем будущем, счастливом и прекрасном, а трое вообще ни о чем не мечтают, и планов определенных нет.
Отношение к семье, в общем хорошее. Отношения подростков между разными членами семьи варьирует: лучше всего они относятся к матери – 78,6% детей, к отцу только 35,7%, то есть в два раза меньше. Это объясняют тем, что многие отцы мало находятся дома или их поведение неадекватно (много и часто выпивает). Безразлично относятся к обоим родителям 14,3% подростков. Относится к своим родителям негативно – 7,1% подростков.
И, конечно, отношение со сверстниками для многих подростков – это всё. Больше всего подростки ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни).
2.3 Разработка рекомендаций для родителей
Большой знаток детской души В.А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого: «Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги; и чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины» [14, с. 119]. Эту сложность и противоречивость внутреннего мира подростка взрослый должен понять и именно на основе этого понимания строить свои отношения с ним.
Памятка для родителей
1. Никогда не ругать (!), как бы поздно и в каком бы состоянии не пришёл домой подросток. Радоваться, что (Слава Богу!) пришёл, накормить вкусным (подростки всегда голодные). Это всё для того, чтобы, если не дай Бог, попадёт в беду, не боялся идти домой, искать помощь дома, а не у друзей-приятелей. Пусть будет уверен, что бы ни случилось, его дома любят, ждут, помогут и... накормят.
2. Что бы ни рассказали вам о подростке, как бы он ни провинился, никогда не кричать на него, ни воздевать руки, не устраивать истерики. Выслушивать очень внимательно и доброжелательно его собственный рассказ. ВМЕСТЕ С НИМ стараться понять, что же привело к беде. Как можно больше спрашивать и анализировать, как можно меньше внушать и клеймить.
3. Главное - сохранить доверие подростка, а для этого, прежде всего, стараться понять его, какую бы ахинею, с нашей точки зрения, он не нёс. Допускать, что прав то, как раз может быть именно он, а не мы.
4. Не держать, не привязывать к себе, не перекрывать дороги! Чем крепче объятия, чем хитрее замки, тем активнее подросток будет вырываться, тем дальше убежит, и тем труднее ему будет вернуться. Объятиями можно и задушить.
5. Если вы уважаете себя и уверены, что вы сами не злонамеренны, уважайте и своего подростка, будьте уверены в отсутствии злых намерений и у него. Верьте, что он такой же порядочный, как и вы, даже если он и оступился.
6. Если человек оступился и все от него отвернулись, должен быть ХОТЯ БЫ ОДИН, кто верит в него, в его порядочность и благородство. Если такой человек есть, оступившийся выправится.
7. Когда вы страдаете из-за подростка, имейте в виду, что он при этом страдает не меньше, а иногда, может быть, и больше вашего.
8. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
9. Многие родители не могут без содрогания видеть, как сын или дочь вдруг начинают рядиться в немыслимые лохмотья, «украшать» лицо пирсингом или экстравагантным макияжем. Нужно понять, что своей критикой вы лишь еще больше отдалитесь от ребенка. Бороться с взлохмаченными вихрами, драными джинсами, странной мимикой – бесполезно. Проявите терпение, и этап увлечения вашего чада экстравагантной модой пройдет, подобно затяжной и неопасной детской болезни.
10. Хорошо, когда ребенок знает, что хотя бы дома его принимают, таким, каков он есть, со всеми его недостатками. И что, несмотря на критику со стороны родителей, – он любим и остается под защитой взрослых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, общение - важнейшая социальная потребность человека.
Лишенный общения малыш несвоевременно и неполноценно развивается.
Итак, общение – показатель для выявления особых потребностей ребенка и как средство их удовлетворения или компенсации. Само общение является средством, которое способствует привлечению детей к коллективу и улучшению их знаний и умений.
Общение рекомендуется рассматривать как средство передачи познавательной и эмоциональной информации, обусловливающей социальное и интеллектуальное развитие и воспитание ребенка. Утечки информации содержит социальная, природная и предметная окружающая среда ребенка. Оно производит как непосредственное информативное воздействие, так и опосредованное - через людей, причастных к ребенку, - родителей и воспитателей.
Общение со сверстниками в подростковом возрасте реализует ряд важных функций: функция обмена информацией; совершенствование навыков взаимодействия со сверстниками; обогащение эмпатических навыков; налаживание контактов с противоположным полом и усвоение гендерных ролей; становление автономности подростка, его независимости от взрослых; получение опыта и приобретение приемлемого социального статуса.