Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что в последнее время повысился интерес исследователей к анализу различных речевых сбоев, речевых колебаний и иных подобных явлений. Исследования не ограничиваются анализом бытовых диалогов, в настоящее время проводятся международные семинары по речевым сбоям в спонтанной речи.
Актуальность исследования также связана с ситуацией дефицита образцов хорошей устной речи и достаточно высокого процента пауз хезитации в речи. С одной стороны, пауза хезитации – норма для устной речи. С другой, чрезмерное появление хезитаций даже в подготовленной речи, где их должно быть минимальное количество, свидетельствует о снижении качества устной речи. Следует подчеркнуть, что речевая культура является визитной карточкой педагога, и недостаток подлинной речевой культуры может оказаться не только причиной важных профессиональных ошибок, но и фактором устойчивого неприятия его как личности.
Глава 1. Хезитационные явления в лингвистике
1.1 Понятие хезитационных явлений
Существует узкое и широкое понимание явления хезитации. В узком смысле хезитационные явления рассматриваются исключительно как паузы хезитации, под которыми подразумеваются «остановки в речи, во время которых говорящий осуществляет выбор слова, производя заполнение конкретной лексической единицей позиции в уже сформированной синтаксической схеме высказывания». В таком случае хезитации являются только маркерами поиска (причем заполненными лексическими единицами, а паузы хезитации бывают и незаполненными) [Дараган, 2000], которые останавливаются на этапе внутреннего программирования [Леонтьев, 1970, с. 28].
В более широком смысле хезитационные явления являются «комплексным, полифункциональным феноменом поисково-коррективного характера, неотъемлемым атрибутом устнопорождаемого высказывания, реализуемым на уровне речевого автоматизма» [Яковлева, 2016, с. 6]. В работе мы будем пользоваться именно этим понятием, поскольку оно, во-первых, расширяет функционал (не только поиск необходимого слова), во-вторых, указывает на место функционирования (устная речь), в-третьих, называет одно из самых важных критериев хезитационных явлений – частотность употребления, доведенная до речевого автоматизма.
1.2 Классификация хезитационных явлений
Классификаций хезитационных явлений существует довольно много в связи с тем, что каждый ученый по-разному интерпретирует это понятие: незнаменательная лексика, лишние слова [О.Б. Сиротинина], пустые частицы [Н.Н. Розанова], вставные элементы [Б.Я. Ладыженская], слова-заменители [Е.А. Земская] (имеются в виду заполнители пауз хезитации), речевые колебания [Т.М. Николаева], информационный шум [С.П. Петрунина], препаративная замена [Ю.В. Дараган], препаративная подстановка, слова-паразиты, дискурсивные маркеры, паузы хезитации и многое другое.
Какие-то классификации уже, поскольку раскрывают понятие хезитационных явлений, понимая под ними какой-то один его подвид, какие-то – шире и включают в себя несколько классификаций.
Проанализируем ряд классификаций. Первая классификация принадлежит двум иностранным лингвистам, одним из первых, кто попытался классифицировать паузы хезитации, – Г. Маклею и Ч. Осгуду. К паузам хезитации они отнесли:
1. Повторы. Повтор может ограничиваться как фонемой, так и охватывать целые предложения (теоретически повторная единица может быть любой длины, но практически не превышает четырех или пяти слов).
2. Фальстарты, под которыми они понимают ложные начала (например: Какой сегодня день недели? – Сре… Вторник)
3. Заполненные паузы (типа э, хм и т. д).
4. Незаполненные паузы, к которым ученые относят и сверхдолгое по сравнению с синтаксической паузой молчание, и нефонемное продление ряда конечных звуков (например: Но-о-о; приве-е-е-ет).
Дополнили эту классификацию отечественные лингвисты О.А. Баранцева
1.3 Слова-паразиты
Как мы установили ранее, слова-паразиты являются одним из наиболее крупных типов хезитационных явлений. Так как функционально они пересекаются с остальными типами (повторами, паузами хезитации, реже с самокоррекциями) и являются наиболее частотными, то им стоит уделить особое внимание.
В большинстве случаев слова-паразиты рассматриваются учеными как негативное явление, разрушающее систему языка, отчего нередко можно услышать другие варианты названий слов-паразитов: вредные слова, лишние слова, слова-оборотни, упаковочный материал, слова-сорняки, «мусор». Такой категорически отрицательный взгляд на данное лингвистическое явление порожден узким подходом к изучению слов-паразитов: ученые рассматривают только одну наиболее очевидную функцию – стилистическую. Мы считаем такой подход неверным, поскольку слова-паразиты более сложное и неоднозначное явление, которое нельзя назвать строго «положительным» или «отрицательным».
Чтобы дать определение понятию слов-паразитов, необходимо изучить множество «версий» ученых; «очистить» их от эмоционально-оценочных коннотаций; развести с понятием хезитационных явлений, которое многие считают равнозначным данному. Проделав все это, мы получаем следующее: слова-паразиты – лингвистическое явление, выражающееся в употреблении слов или словосочетаний в устной спонтанной речи достаточно большого числа говорящих с неоправданно высокой с точки зрения слушающего частотой.
1.4 Функции хезитационных явлений
Ранее мы сказали о том, что слова-паразиты перекликаются с остальными типами хезитационных явлений, и познакомились с классификацией Ю.В. Дараган, основанием для которой послужило функциональное значение языковых единиц. Ученый не просто так в своей классификации употребила понятие маркера, а не слова-паразита. Дело в том, что ее классификацию можно расширить, включив в нее и другие хезитационные явления, которые тоже можно назвать маркерами.
Если извлекать из рассматриваемой классификации конкретные функции, то мы получим следующее:
1. Установочная функция. Эту функцию в чистом виде в устной речи выполняют только слова-паразиты, которые могут иногда соединяться с затяжкой звуков (ср.: слу-у-ушай).
2. Программирующая функция, которую мы подразделяем на:
a. Функцию планирования. Эту функцию выполняют слова-паразиты и паузы хезитации (как заполненные, так и незаполненные).
b. Функцию концептуализации. Её выполняют также слова-паразиты и паузы хезитации (не так часто, как функцию планирования).
c. Функцию контроля. Как правило, ее выполняют слова-паразиты и иногда заполненные паузы хезитации (ср.: Ага, угу).
d. Поисковую функцию. Чаще всего эту функцию выполняют заполненные паузы хезитации, а именно вокализация (ср.: А-а-а, Э-э-м, Хм-м-м). Однако нередко в речи в роли «поисковиков» употребляются слова-паразиты или повторы последнего сказанного слова или выражения.
e. Функцию коррекции. Чаще ее выполняют самоперебивы или фальстарты, поскольку это их основная функция. Слова-паразиты, паузы хезитации (чаще заполненные), повторы, как правило, являются их «сопровождением».
3. Стилистическая функция, которая выражает:
- оценку говорящим собственного высказывания;
- побуждение говорящего к адресату.
Стилистическая функция в большей степени реализуется в речи словами-паразитами, поскольку коннотативное значение нельзя заложить в акустический ноль, например, или в самокоррекцию.
Безусловно, список функций можно продлить и добавить туда функцию связи выражений, которая предотвращает возникновение пробелов в речи; к стилистическим функциям слов-паразитов можно отнести и создание языковой личности, следящей за трендами (т.е. употребление «модных» слов).
Из классификации можно сделать вывод, что слова-паразиты и паузы хезитации являются наиболее распространенными хезитационными явлениями.
1.5 Лингвистические исследования, посвященные хезитационным явлениям
Хезитационные явления относительно молодое лингвистическое понятие, из-за чего недостаточно изученное и противоречивое. Это выражается и в отсутствии договоренности по поводу точного названия данного понятия, и в огромном количестве классификаций, многие из которых сильно отличаются, поскольку под хезитационными явлениями каждый ученый понимает, как правило, какой-то один подвид.
Первым, кто серьезно заинтересовался вопросом хезитационных явлений, был американский лингвист Ф. Лоунсбери (1954 г.), который постарался объяснить возникновение в речи пауз колебания («hesitation» в переводе с англ. – «колебания»), которые он связал «с общей проблемой выбора речевых единиц и планирования предложения в целом, а также с проблемой вероятностного перехода от одной речевой единицы к другой» [Николаева, 1970].
Позже, в 1959 г., Г. Маклей и Ч. Осгуд ввели разграничение между разными типами колебаний, выделив фальстарты, повторы и заполненные или незаполненные паузы. Эта классификация послужила основой для многих других более современных классификаций пауз хезитации.
В 1964 г. американские ученые Дж. Блэнкеншип и Кр. Кей выделили уже не четыре типа речевых колебаний, а семь, среди которых нелексические вставные звуки, коррекции предложения, замены слов, повторы, заикания, пропуски части слов, незавершенность предложения. Эта классификация, в отличие от той, что была составлена Г. Маклеем и Ч. Осгудом, выделяла типы не просто пауз хезитации, а уже всех речевых колебаний.
В этом же году Ф. Голдман-Эйслер, развивая концепцию Ф. Лоунсбери о паузах колебания, постаралась посчитать количество длительных и кратких пауз в речи, сделав вывод о том, что их равномерное чередование создает ритм речи и что «в целом темп речи в 9 случаях из 10 зави¬сит именно от пауз, так как пауза есть наиболее подвижная, наименее подвер-женная внутренним законам артикуляции часть речевого отрезка» [Николаева, 1970].
В отечественном языкознании проблема речевых колебаний (хезитационных явлений как лингвистического понятия на тот момент еще не существовало) в устной спонтанной речи была поставлена Т.М. Николаевой (1970 г.), которая собрала и структурировала исследования зарубежных ученых по вопросу речевых колебаний, задав начало изучению хезитационных явлений в России.
Долгое время после выхода работы Т.М. Николаевой в исследовании хезитационных явлений не происходило значимых сдвигов, и только относительно недавно ученых стала вновь интересовать эта тема. В 2000 г. Ю.В. Дараган, опираясь на концепцию речепорождения А.А. Леонтьева (в дальнейшем многие ученые обращались к этой концепции), выделила функции слов-паразитов. После Ю.В. Дараган ученые еще пытались сформулировать функции хезитационных явлений и в частности слов-паразитов, но, как правило, они сводились к двум наиболее очевидным: поисковой и стилистической. Классификация Ю.В. Дараган же со временем стала фундаментальной, поскольку наиболее полно раскрывала функционал слов-паразитов (однако, как мы уже говорили, функции, выделенные ученым, можно отнести и к другим хезитационным явлениям, поэтому можно также сказать и об универсальности данной классификации).
Глава 2. Систематизация и анализ хезитационных явлений в речи педагогов
2.1 Анализ хезитационных явлений в речи педагогов в официальной обстановке
В данной главе мы проанализируем хезитационные явления, выявленные в речи педагогов и преподавателей в результате личного наблюдения, а также на основе изучения материалов исследовательских проектов в данной сфере, выполненных силами педагогов и учащихся и размещенных на сайтах образовательных организаций, к которым относятся, в частности, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области», Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новолялинского городского округа «Лопаевская основная общеобразовательная школа», Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» и др.
В процессе исследования будет проведено сопоставление функций и видов хезитационных явлений, выявленных в речи педагогов в официальной обстановке (т.е. во время урока, экзамена, общения с родителями) и в процессе неформального общения с учащимися и с коллегами.
Виды и функции хезитационных явлений определялись в соответствии с классификацией, проанализированной в первой главе данной работы. В данном параграфе мы рассмотрим несколько ситуаций, когда речь педагогов и преподавателей произносилась в условиях официальной обстановки.
Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет сделать вывод о том, что в устной, спонтанной речи педагогов, обращенной к классу учащихся, хотя и в официальной обстановке, но по вопросам организационного характера, присутствует большее количество хезитационных явлений, нежели в предыдущей ситуации объяснения нового материала. В таблице представлено семнадцать выявленных хезитационных явлений. Большинство из них относится к разряду «лишние слова», однако встречается и частичный повтор слова, и то, что особо настораживает – слова-паразиты, которые являются не просто вставными элементами, служащими для заполнения смысловых пауз, а засоряют язык, производят негативное впечатление. Правда, в таблице 2 отражено всего два примера подобных слов. Тем не менее, они недопустимы, особенно в ситуации официального общения с классом.
2.2 Анализ хезитационных явлений в речи педагогов в условиях неформального общения
Проанализируем особенности функций и видов хезитационных явлений, выявленных в речи педагогов в ситуациях неформального общения с учащимися и коллегами.
В таблице 5 проведена систематизация хезитационных явлений в речи педагогов в ситуации неформального общения с учащимися.
Сразу обращает на себя внимание то обстоятельство, что классификационные разряды здесь представлены более разнообразно, чем в ранее проанализированных ситуациях официального общения. Здесь более распространены вокализации с заполнением паузы хезитации одним звуком, затяжка звуков, имеют место невербальные паузы колебания, присутствуют слова-паразиты. Что касается функций хезитационных явлений, то почти все они, помимо заполнения паузы, несут на себе эмоциональную нагрузку, способствуют выражению эмоций, чувств, намерений говорящего.
В таблице 7 представлены такие разряды хезитационных явлений, выявленных в речи педагогов в обстановке бесед с коллегами, как: лишние слова, слова-паразиты, повторы (причем, целого словосочетания), фальстарт (неудачное начало, перебив себя), рестарт (прерванное начало). Функции данных хезитационных явлений также не только сводятся к заполнению пауз, но и позволяют выразить различные чувства, эмоции, отношения.
Характеризуя функции проанализированных хезитационных явлений в соответствии с классификацией данных функций, приведенной в первой главе работы, следует отметить, что слова-паразиты и лишние слова, в основном, выполняют установочную функцию и функцию концептуализации; фальстарты, рестарты выполняют функцию коррекции; заполненные паузы хезитации выполняют поисковую функцию.
Наиболее распространенными средствами выражения хезитационных явлений являются:
- частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, модальная – пожалуй, утвердительная – так, вопросительная – да, эмоционально- экспрессивные просто и прямо, сравнительная – как бы;
- вводные слова: наверное, вероятно, кажется, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать;
- местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его, местоименное наречие – там.
Таким образом, как показал проведенный анализ, для обстановки неформального общения педагогов с учащимися и друг с другом характерно большее разнообразие хезитационных явлений, что вполне естественно для ситуации свободного общения. Как уже говорилось ранее, во многих случаях хезитационные явления не просто позволяют заполнить паузы, возникшие в разговоре, но и несут смысловую нагрузку, позволяют передать чувства отношения, делают речь более естественной и непринужденной. Однако слова-паразиты, выявленные в речи педагогов в ситуации неформального общения, особенно с коллегами, являются, несомненно, отрицательным явлением. Использование таких слов и фраз, как «короче», «грубо-говоря», «чисто», «фактически», «ага» и пр. недопустимо для педагога даже в неформальной обстановке, даже наедине друг с другом, т.к. способствует ослаблению самоконтроля за речью.
Заключение
В данном исследовании были проанализированы хезитационные явления, выявленные в речи педагогов и преподавателей. В процессе исследования будет проведено сопоставление функций и видов хезитационных явлений, выявленных в речи педагогов в официальной обстановке (т.е. во время урока, экзамена, общения с родителями) и в процессе неформального общения с учащимися и с коллегами.
Виды и функции хезитационных явлений определялись в соответствии с классификацией, в которой нами выделено четыре вида хезитационных явлений: паузы хезитации, заполненные одним звуком и последовательностью звуков; повторы отдельных лексических единиц, словосочетаний и предложений; самокоррекция (фальстарт и рестарт); лишние слова и слова-паразиты.