Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключается в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, сформировать учебную деятельность младших школьников. Необходимо уделять особое внимание обучению самостоятельности у учащихся. Необходимым условием учебно-воспитательного процесса в школе является выработка умений и навыков самостоятельной работы у учащихся, которую он должен проявлять, выполнения домашнее задание самостоятельно.
Во ФГОС НОО говорится, что на ступени начального образования будет осуществляться «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности». Именно поэтому федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные, то есть универсальные учебные действия, обеспечивающие умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из ценностных ориентиров начального образования является развитие умения учиться как первый шаг к развитию самостоятельности, как условия ее самоактуализации.
Традиционно так сложилось, что чаще всего решения домашнего задания происходит с взрослым, а иногда и сам взрослый решает это задание. Поэтому одной из значимых проблем в формирование учебной самостоятельности, является то, что ребенок должен сам решать домашнее задание, тем самым проявляя свою самостоятельность.
На протяжении многих десятилетий начальная школа решала задачи формирования знаний, умений, навыков младших школьников. Под эту задачу было «заточено» всё образование и деятельность учителя начальных классов. Переход начальной школы на новый образовательный результат, ведет за собой ряд вопросов и трудностей, связанных с изменением деятельности самого учителя. Возникает вопрос, как обеспечить формирования учебной самостоятельности младших школьников в ходе решения домашнего задания.
Учебная самостоятельность (умение учиться) является планируемым результатом начального образования, которая рассматривается как регулятивное универсальное учебное действие. Формирование учебной самостоятельности строиться в урочной деятельности. И совершенно не выстроено в решение домашнего задания.
Большинство родителей часто жалуются, что ребенок не приступает к решению домашнего задания самостоятельно, без напоминания взрослого, либо просит родителей участвовать в этом. Школьник испытывает трудности и не может выстроить свою самостоятельность в выполнение домашнего задания. Родители, отмечая это, обращаются к педагогу. Поэтому перед учителем стоит задача, как простроить систему работу с домашним заданием, с целью формирования учебной самостоятельности.
Работа с самостоятельность включает работу с двумя пространствами. Это урочная деятельность и то время когда ребенок работает сам. При этом урочную деятельность выстраивает сам педагог, а строить работу, когда ребенок дома учитель не может. Поэтому особая трудность в решение этой проблемы, то, что педагог не может прийти к каждому домой и простроить там решение домашней задания.
Актуальность данной работы заключается в том, что задачей современного образования, является развитие учебной самостоятельности при выполнении домашнего задания, как приоритетное направлением нового общеобразовательного стандарта.
Цель: Теоретически обосновать эффективные средства домашней работы способствующие развитию самостоятельности младших школьников и выявить их в педагогическом опыте (в образовательной практике в начальной школе).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева Л. В., Герус В. Л., Шелякина Н. А., Вахнина И. Ю., Астафьева Е. А. Организация домашней учебной работы младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 414-417.
2. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: учеб. пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод основы. – М.: Просвещение, 2005. – 245 с.
4. Базунова К.О., Рубашенко С.А. ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018022622 (дата обращения: 24.05.2021 )
5. Балясникова, Л.В. Понятийная характеристика самостоятельности младшего школьника / Л.В. Балясникова // Акмеология. – 2011. - № 3 (39). – С. 153 – 157.
6. Воронцов, А.Б. Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников как основа учебной самостоятельности подростка / А.Б. Воронцов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. - № 5. – С. 21 – 23.
7. Воронцов, А.Б. Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе / А.Б. Воронцов. – М.: Вита-Пресс, 2011.
8. Гоголева А. А., Макарова С. М. Домашняя работа как форма самостоятельной учебной деятельности в обучении математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 32. – С. 72–75.
9. Голант, Е.Я. Методы обучения в советской школе. – М.: Педагогика, 2011. – 156 с.
10. Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. Развитие познавательной самостоятельности школьников в игровой деятельности // Начальная школа. – 2004. – № 4. – С. 46.
11. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. – М.: Учпедгиз, 2003. – 212 с.
12. Землянская Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников // Начальная школа. – 2002. - № 12. – С. 41-43.
13. Ивошина, Т.Г., Шварева, Л.В. Формирование учебной самостоятельности школьников. История, проблемы / Т.Г. Ивошина, Л.В. Шварева // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. – 2011. - № 24. – С. 945 – 950.
14. Лебедев В.А. Как помочь ребенку стать самостоятельным // Начальная школа. – 1994. - № 4. – С. 5-9.
15. Микельсон, Р.М. О самостоятельной работе учащихся. – М.: Учпедгиз, 2012. – 124 с.
16. Никифорова, Т.В. Система заданий, направленная на развитие самостоятельности младших школьников при педагогическом сопровождении / Т.В. Никифорова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - № 6. – С. 331 – 333.
17. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся. – Тарту, 1976. – 184 с.
18. Попова, Г.И. Организация домашнего учебного труда школьников / Г.И. Попова // Педагогика. – 2007. - № 4. – С. 65 – 69.
19. Пятова, Л.А. Образовательная самостоятельность младших школьников / Л.А. Пятова // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2014. - № 6 (14). – С. 335 – 336.
20. Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса / М.М. Рассудовская// Математика в школе. – 2012. – № 6. – С.38-40.
21. Родионов М. А., Храмова Н. Н. Многомерный подход к оценке эффективности домашней учебной работы школьников по математике // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2010. - № 18 (22). - С. 231-233.
22. Ромаева, Н.Б. Гуманистическая педагогика России: типология и периодизация / Н.Б. Ромаева, А.П. Ромаев // Практическое образование и наука. – 2006. - № 5. – С. 9 – 12.
23. Сарсекеева, Ж.Е., Сафарова, Н.Б., Полупан, К.Л. Развитие самостоятельности младших школьников / Ж.Е. Сарсекеева, Н.Б. Сафарова, К.Л. Полупан // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. - № 1. – С. 270 – 274.
24. Склюева, Е.С. Самостоятельность младших школьников в учебной деятельности / Е.С. Склюева // Мир науки, культуры, образования. – 2013. - № 4 (41). – С. 196 – 198.
25. Старцева, Г.А. Проблема активности и самостоятельности личности младшего школьника: теоретические аспекты / Г.А. Старцева // Педагогика и современность. – 2013. - № 6. – С. 19 – 21.
26. Стойлова Л.П. Развитие математических способностей у младших школьников в современных условиях // Начальная школа, 2013. – №11. – С. 56-57.
27. Уртенова, А.У. Домашнее задание как средство формирования учебной самостоятельности учащихся младших классов // Science Time. – 2016. - № 1 (25). – С. 513 – 516.
28. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. – СПб., 1907. – Т. 1.
29. Хуснетдинова, М.К. Развитие самостоятельности младших школьников средствами проектных технологий / М.К. Хуснетдинова // Преподаватель XX век. – 2009 . - № 1. – С. 63 – 67.
30. Цукерман, Г.А. Развитие учебной самостоятельности / Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер. – М., 2010.
31. Чугреева, М.К. Развитие самостоятельности у школьников / М.К. Чугреева // Начальное образование. – 2006. - № 2. – С. 13 – 14.
32. Швецова, Р.Ф. Особенности развития самостоятельности младших школьников средствами свободной работы / Р.Ф. Швецова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2013. - № 1 (5). – С. 161 – 166.