Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В связи с тем, что урок по-прежнему является основной формой организации школьного образования и занимает основное время их пребывания в школе, он является главным инструментом в реализации физического воспитания подрастающего поколения. В то же время отметим, что уроки физической культуры занимают одно из главных мест в педагогическом процессе общеобразовательной школы среди других предметов физического воспитания и развития учащихся, поскольку физическая культура является частью общечеловеческой культуры, она представляет собой совокупность достижений общества в создании и использовании средств физического совершенствования личности. Это, пожалуй, единственный предмет, который формирует компетентное отношение к своему организму у школьников, способствует воспитанию волевых и нравственных качеств, необходимости сохранения и укрепления здоровья и самосовершенствования, что важно и необходимо с первых лет обучения в начальной школе.
Уроки физической культуры проводятся по твердому расписанию, в определенные дни и часы недели, в течение определенного количества времени (45 мин). Они в своей совокупности обеспечивают систематическое изучение того минимума знаний и навыков, который предусмотрен программой, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся. На уроках физкультуры учитель должен создать необходимые условия для решения всех задач физического воспитания. Занятия в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.
Цель исследования: является рассмотрение особенностей преподавания уроков физической культуры в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть задачи и средства физического воспитания.
2. Дать характеристику уроку – как основной форме физического воспитания школьников.
3. Охарактеризовать подготовку учителя к урокам.
4. Изучить методику проведения отдельных этапов урока физической культуры в школе
5. Разработать урок, направленный на развитие силы.
6. Сделать анализ диагностических мероприятий и результатов внедрения уроков, направленных на развитие силы.
Объект исследования: процесс организации и проведения урока физической культуры в школе.
Предмет исследования: урок физической культуры как учебно-воспитательный процесс в современной школе.
Основной метод нашего исследования – метод изучения и анализ литературных источников.
Гипотеза: предполагается, что благодаря ответственному отношению к уроку физической культуры и тщательной подготовки к нему, позволит учителю более успешно и плодотворно провести урок физической культуры в школе.
Структура и объем. Работа состоит из вступления, двух глав, заключения, списка использованных источников в количестве 21 названия. Общий объем составляет 27 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1. Урок как основная форма физического воспитания школьников
1.1 Характерные черты, содержание и построение урока
Педагогический процесс физического воспитания осуществляется через различные формы занятий, на которых учащиеся осваивают предмет физической культуры, делая его своим достоянием, формируя и обогащая личную физическую культуру. Структура занятий физической культурой предусматривает их общепедагогическую направленность и специфическое содержание, что обеспечивает решение задач физического воспитания.
Анализ педагогической сущности различных форм организации физического воспитания школьников показывает, что не все компоненты образовательного процесса могут быть одинаково представлены в каждом из них: обучение физическим упражнениям; усвоение знаний по физической культуре; процесс совершенствования физических способностей; специализированное обучение и др.
Характерными особенностями урока, отличающими его от других форм физического воспитания, являются то, что: [4, с.51]
- на уроках физического воспитания учитель создает наилучшие условия для решения всех задач физического воспитания и руководит самостоятельной работой учащихся;
- уроки охватывают основные другие формы физического воспитания в школах;
- уроки имеют ярко выраженную дидактическую направленность, обусловленную решением учебных задач;
- ведущая роль принадлежит учителю, который учит и осуществляет воспитание учащихся;
- деятельность учащихся четко регламентирована, а нагрузка строго дозирована в соответствии с их индивидуальными возможностями;
- существует постоянный состав учащихся на занятиях, который характеризуется возрастной однородностью;
- занятия определяются расписанием занятий.
Эти особенности доведения урока физической культуры до уровня основной формы обучения создают благоприятные условия для достижения цели обучения в школе - подготовки всех учащихся к самостоятельной жизни, труду, формирования у них потребности и навыков регулярно заниматься физическими упражнениями, укреплять свое здоровье и поддерживать должный уровень физической подготовки на протяжении всей жизни. Содержание уроков физической культуры - это не просто набор физических упражнений, как его часто трактуют.
Учащимся необходимо привить гигиенические навыки, научить их выстраивать рациональный режим труда и отдыха, свободно ходить, правильно дышать, закалять себя и многое другое по отношению к здоровому образу жизни. Главным для достижения желаемого результата в содержании урока является выполнение учащимися запланированных упражнений и связанная с этим комплексная воспитательная работа учащихся, которая включает в себя следующие действия: интеллектуальные, проявляющиеся в наблюдении, слушании, восприятии и понимании полученной информации, запоминании, нахождении собственных путей решения проблем и проектировании собственных действий; двигательные, заключающиеся в выполнении разработанных действий, тренировке, закреплении и совершенствовании физических упражнений в благоприятных и неблагоприятных условиях, направленных на развитие физических качеств [8, с.153].
Контрольно-оценочные действия, обеспечивающие организацию, самоконтроль и самооценку, выявление и устранение ошибок, обсуждение вопросов, возникающих в процессе обучения с учителем и друзьями, регулирование эмоциональных проявлений. Содержание урока планируется учителем, но учитель не может предоставить все детали, ситуации и условия общения с детьми. Поэтому на практике содержание урока различают: проецируемое и реальное, формируемое в процессе его реализации.
Содержание реального урока не полностью совпадает с тем, что было запланировано заранее. Это обстоятельство должно быть учтено учителем еще до начала урока, а знание возможных вариантов, уровня методической подготовки и педагогической информации позволит ему всегда принимать правильные решения в своем курсе, реагируя на реальные ситуации, состояние учащихся и условия урока.
Структура урока - в процессе построения урока учитель проектирует элементы его содержания. Проектирование базируется на биологических законах функционирования организма, которые определяют его работоспособность, а следовательно, логика развертывания учебного процесса предопределяется биологической работоспособностью.
Как известно, существуют четыре зоны работоспособности: зона предстартового состояния, зон поработки, зона относительной стабилизации и зона временной потери трудоспособности. В нем также подводится соответствующая логика учебного процесса, которая предусматривает: последовательное приобщение учащихся к познавательной деятельности; постепенное достижение необходимого уровня физической и умственной отсталости; решение учебных, оздоровительных и других задач предусмотрено для определенного класса.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агеевец В.У. Организация физической культуры и спорта / В.У.Агеевец. – М.: ФКиС, 2016. – 184 с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого / В.К. Бальсевич. – М.: ФиС, 2012. – 212 с.
3. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения / В.С. Безрукова. – М.: Гардарики, 2014. – 123 с.
4. Воробей Г. В. Физическое воспитание школьников / Г. В.Воробей. – М.: Высь, 2017. – 144 с.
5. Бердичевская Е. М. Функциональные асимметрии при выполнении отдельных элементов спортивной гимнастики у юных спортсменок / Е.М.Бердичевская, М.В.Малука // Мат. международ. конф., посвящ. 65-летию Института возрастной физиологии РАО «Физиология развития человека». – М., 2009. – 142 с.
6. Горбач С. Урок в системе функционального анализа, или современный урок в школе / С. Горбач // Зауч. – 2019. - №35. – С.10-23.
7. Должиков И.И. Физическая культура и спорт / И.И. Должиков. – М.: ФИС, 2013. – 199 с.
8. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев, А.Г. Трушкин. – Ростов н /Д: Феникс, 2016. – 384 с.
9. Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высь, 2015. – 158 с.
10. Качашкин В.М. Методика физического воспитания: Учеб. пособие для учащихся школьных пед. Училищ / В.М. Качашкин. – М.: «Просвещение», 2017. – 304 с.
11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 543 с.
12. Линець М.М. Основы методики развития двигательных качеств / М.М. Линець. – К.: Штабр, 2014. – 218 с.
13. Онищук В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – М.: Просвещение, 2015. – 209 с.
14. Паламарчук В. От творческой личности – к новым технологиям в обучении / В.Паламарчук, С. Рудаковская // Родная школа. – 2018. - №2. – С.14-20.
15. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова. – Минск: Экоперспектива, 2014. – 212 с.
16. Тучкова Т.В. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя / Т.В. Тучкова. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2017. – 201 с.
17. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Шияна Б.М. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 284 с.
18. Теория и методика физического воспитания. / Под ред. Ашмарина Б.А. – М.: 2014. – 325 с.
19. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов/. Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2017. – 287 с.
20. Теория и методика физического воспитания. Методика физического воспитания различных групп населения / Под ред. Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2013. – 391с.
21. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 216 с.