Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня при любых формах социальных организаций используют методы работы в коллективах – и в закрепленных иерархических единицах, и в «мобильных» командах, которые работают над определенным проектом [16]. При этом, не смотря на то, что члены такого коллектива считаются лидерами, командными «игроками» или наоборот независимыми специалистами, целью подобного социального объединения является создание условий для максимизирования производительности, творческого подхода и результативность данной группы [7].
И даже если взаимодействие в коллективе уже проверено в деятельности, неизбежно возникают межличностные конфликты, ибо к деятельности в команду приглашены люди с различными характеристиками (общественный слой, наличие опыта, жизненная позиция, образование и т.п.).
Поэтому актуальность данного в работе исследования обусловлена потребностью изучить природу конфликтов в коллективе и методы их эффективного регулирования.
В образовательных организациях в условиях обновленных образовательных стандартов, процедуры изменения проведения государственной итоговой аттестации, использования инновационных технологий в образовательном процессе, включая дистанционную форму обучения, подушевого финансирования образовательных организаций появляется целый ряд противоречий:
- между новыми требованиями к качеству школьного образования и преобладанием в педагогической практике традиционного подхода в образовательном процессе;
- между необходимостью обновления в практике способов управления образовательными организациями (далее - ОО) и функциональной неготовностью руководителей ОО к данному процессу;
- между заказом современного общества на быстрое изменение образовательной системы и психологической неготовностью педагогического коллектива к инновациям[24].
Разрешение данных противоречий очень часто проводит к конфликтам.
Конфликтология сегодня имеет важное значение для педагога. Ведь для его деятельности важно создать благоприятную атмосферу в педагогическом сообществе. Позитивный психологический климат – основа удовлетворения жизнь в ОО.
Ученые-исследователи ранних школ управления, в том числе представители школы человеческих отношений (например, Элтон Мейо и Мери Фоллет), были уверены, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления коллективом. Сегодня теоретики и практики управления (например, Е.Е. Тонков) приходят к следующей точке зрения: некоторые конфликты в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Вопрос в умении управлять конфликтами[5].
Цель: выявление основных психологических аспектов управления конфликтами в организации.
Объект исследования – процесс управления конфликтами.
Предмет исследования – психологические аспекты управления конфликтами в организации.
Задачи:
1.Выявить состояние исследуемой проблемы, уточнить понятийный аппарат исследования.
2.Дать представление о психологических аспектах возникновения конфликтов в организации.
3.Раскрыть проблему управления конфликтами в общеобразовательной организации.
4.Экспериментально исследовать состояние конфликтов в организации.
Методы исследования: изучение научно-методической литературы по теме исследования; методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение); педагогическое наблюдение; тестирование; изучение и обобщение опыта.
База исследования: МКОУ Чуйский лицей, выборка педагогов – 40 человек, администрация – 5 человек.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Сущность конфликтов в организации
Анализ использованной литературы по управлению конфликтами показал, что конфликтология рассматривается учеными (А.С. Белкиным, В.Д. Жаворонковым, В.И. Журавлевым, И.С. Зиминой) как наука о гармонии человеческих отношений. В вопросах конфликтологической проблематики внимание ученых-исследователей направлено на поиск путей их предупреждения и разрешения (В.М. Басова, С.В. Березин, А.В. Кошарный, О.Н. Лукашонок, И.П. Прокопьев, М.М. Ященко и др.). Ведется исследование вопроса о сущности конфликтов, причинах разногласий в организациях (Э.И. Киршбаум, А.Ф. Пеленев, Т.А. Чистякова).
Некоторые исследователи рассматривают конфликт как негативную реакцию и (или) пагубный процесс, который необходимо избегать [7;12]. Но конфликт, по своей природе, является естественным результатом совместной работы людей и возникает из-за столкновения восприятий, целей или ценностей в социальной группе, члены которой заботятся о результате деятельности данной группы.
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы лиц[13].
Таким образом, без конфликтов коллектив регрессирует до стадии апатии и эмоционального (профессионального) выгорания, которое повлияет на значительное снижение качественных и количественных показателей его деятельности [12]. Здесь важно учитывать, что успешное управление конфликтом может принести пользу социальной группе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Анцупов А.Я. Проблема конфликта: аналитический обзор // Вопросы психологии. – 2018. – № 4 (140). – С. 219–232.
2.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480с.
3.Калиткина Е. В., Петрунькина Л. С. Особенности педагогических конфликтов //Актуальные вопросы современной педагогики: материалы XI Междунар. науч. конф. (г.Казань, сентябрь 2018 г.). Казань, 2018. С. 24-27.
4.Канукова З.А., Малиева З.К. Гносеологический анализ проблемы социального здоровья молодежи // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 132-134.
5.Кузнецов В.Н. Повышение психологической готовности кадров к деятельности в стрессовых ситуациях // Личность. Деятельность. Коллектив. – 2018. – № 3. – С. 10–16.
6.Матюшкин А.А. Основные модели проблемных ситуаций // Новые исследования в психологии. – 2018. – № 2. – С. 15–19.
7.Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта» // Актуальные проблемы психологии управления. – 2018. – № 2 (1). – С.160–177.
8.Петровский В.Н. Активность различных коллективов в конфликтных ситуациях // Личность и группа. – 2016. – № 10. – С 139–144.
9.Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг // Вопросы психологии. – 2017. – № 12 (136). – С. 216–227.
10.Полозова Т.А. Межличностный конфликт в группе // Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования. – С. 232–249.
11.Прутченков А.С. Социально психологический тренинг межличностного общения // Вопросы психологии. – 2018. – № 4 (140). – С. 146–158.
12.Худорошко Л.А. Психологический механизм деструктивных вертикальных конфликтов // Вопросы истории и теории психологии. – 2016. – № 12. – С.19–36.
13.Течиева В. З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Монография. – Владикавказ: Изд-во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 130 с.
14.Тузов А.П. Межличностные конфликты в коллективе // Личность. Деятельность. Коллектив. – 2017. – № 7. – С.113–120.
15.Шаленко В.Н. Исследование конфликтных ситуаций в коллективах и пути их разрешения // Актуальные проблемы психологии управления. – 2017. – № 22 (11). – С. 292–317.
16.Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов в группе // Вопросы истории и теории психологии. – 2016. – № 9 (68). – С. 22–30.
17.Шохов А.С. Социальная организация как феномен // Новые исследования в психологии. – 2017. – № 11. – С. 21–33.
18.Якушин А. С., Николаева А. А. Конфликты в педагогическом коллективе: действия руководителя образовательной организации // Бюллетень науки и практики. 2018. Т. 4. № 6. С. 328-332.
19. Тест К. Томаса - типы поведения в конфликте https://www.psychologos.ru/articles/view/test-tomasa---tipy-povedeniya-v-konflikte
20. Оценка психологического климата в педагогическом коллективе https://pandia.ru/text/82/069/18652.php
21. Тест на оценку уровня конфликтности личности. Обший практикум по психологии: Метод наблюдения. Ч. 2. Методические указания / Под ред. М.Б. Михалевской. М., 1985.- 57 с.
22. Титаренко С. А. Профилактика и снижение негативных последствий конфликтов в педагогическом коллективе дошкольного учебного заведения // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. №10-6 (18). С. 178-183.
23.Федорченко С. В. Предотвращение конфликтов в педагогическом коллективе как один из методов формирования благоприятного социально-психологического климата в вузе // Молодой ученый. 2016. №2 (29). С. 233-236.
24. Тауренис А. Н. Психологические условия развития готовности педагогов к изменениям в системе образования file:///C:/Users/Наталья/Downloads/psihologicheskie-usloviya-razvitiya-gotovnosti-pedagogov-k-izmeneniyam-v-sisteme-obrazovaniya.pdf