Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие гибкости занимает важное место в деятельности любого спортсмена. Особенно велико значение гибкостив сложнокоординационных видах спорта, поскольку освоение разнообразных элементов в них требуют огромного мастерства. Одним из видов данной категории является художественная гимнастика – относительно молодая спортивная дисциплина, но уже полюбившаяся всему миру и нашедшая себя в программе Летних Олимпийских игр.
Российские спортсменки, специализирующиеся в художественной гимнастике, имеют очень значимые спортивные достижения в мировом рейтинге. С 2000 года они являются неизменными лидерами Олимпийских игр. Но растет спортивная конкуренция сборных команд стран мира по художественной гимнастике. Следовательно, российским спортсменкам необходимо повышать конкурентоспособность, чтобы сохранить за собой лидерство. Для этого необходимо совершенствовать физическую подготовку, важным компонентом которой является развитие гибкости.
Чем выше уровень гибкости гимнасток, тем выше результат в соревнованиях. При этом данное качество необходимо активно развивать уже на начальном этапе подготовки гимнасток, как как в этом возрасте имеются хорошие предпосылки для формирования данного качества.
Проблема исследования: каким образом наиболее эффективно совершенствовать гибкость спортсменок 1 юношеского разряда, занимающихся художественной гимнастикой?
На этот важный научно-практический факт указывают теоретики спорта: В.М. Платонов и др. В то же время, базовая подготовка является недостаточно решенной проблемой в теории и методике художественной гимнастике, поэтому необходимы новые исследования в данном направлении.
Одним из оригинальных и эффективных способов развития гибкости является хатха-йога, которая содержит в себе асаны, требующие высокой подвижности в суставах.
Целью исследования стало определение возможностей развития гибкости спортсменок 1 юношеского разряда, занимающихся художественной гимнастикой.
В связи с данной целью в работе решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать методику развития гибкости средствами йоги.
2. Провести диагностику развития гибкости спортсменок 1 юношеского разряда, занимающихся художественной гимнастикой
3. Разработать рекомендации по развитию гибкости спортсменок 1 юношеского разряда, занимающихся художественной гимнастикой, средствами хатха-йоги
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс по художественной гимнастике.
Предмет исследования – развитие гибкости девочек, занимающихся художественной гимнастикой, средствами хатха-йоги.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
1. Анализ теоретической и научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Контрольные испытания спортсменок 1 юношеского разряда.
Новизна исследования: разработан комплекс хатха-йоги, направленный на развитие гибкости спортсменок 1 юношеского разряда, занимающихся художественной гимнастикой.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У СПОРТСМЕНОК 1 ЮНОШЕСКОГО РАЗРЯДА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКОЙ
1.1. Возрастные особенности девочек 8-9 лет, занимающихся художественной гимнастикой
Для определения особенностей учебно-тренировочного процесса в художественной гимнастике необходимо пронимать во внимание физиологические и психолого-педагогические особенности детей данной возрастной категории.
В это время ребенок проходит интенсивное биологическое развитие детского организма. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают. Этим объясняется такое поведение, как непоседливость, эмоциональное возбуждение, развитие крупных мышц опережает развитие мелких, из-за этого дети лучше выполняют сильные размашистые движения, чем мелкие, имеющие точности.
Их работоспособность обычно пропадает через 25-30 минут, дети утомляются, особенно если они только начинают спортивную деятельность [3].
К настоящему времени создано множество работ по анатомо-физиологическим и психолого-педагогическим особенностям детей 8-9 лет, которые необходимо учитывать при организации учебно-тренировочного процесса по эстетической гимнастике. Различные авторы (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, B.C. Мухина, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечали особенности развития интеллектуальной и мотивационной сферы детей в возрасте 8-9 лет, формирование их самосознания, коммуникативных способностей, специфику игровой, образовательной, творческой и других видов деятельности детей, выявляя при этом готовность к началу спортивной деятельности.
В исследованиях вышеперечисленных авторов отмечается, что развитие ребёнка 8 лет происходит с большой активностью. В ходе этого развития серьёзно преобразуются все психические процессы. Так, в памяти ребёнка отмечаются качественные и количественные изменения: повышается её объём, появляются опосредованность и произвольность.
Наряду с развитием памяти, большие изменения отмечаются также во внимании: Повышаются его объём, возможности распределения, способность к концентрации. В этом возрасте при выполнении определённых действий ребёнок уже способен учитывать определённое условие.
Воображение является одним из важнейших новообразований в исследуемом возрасте. В этом возрасте формируются его оригинальность и произвольность. В 7-8 лет ребёнок может самостоятельно придумать сюжет на интересную для себя тему и сформулировать небольшой рассказ.
Данные изменения отмечаются в различных направлениях творческой деятельности детей. Продукты творческой деятельности младших школьников значительно усложняются. Так, рисунки приобретают пропорциональность и схожесть с реальными предметами и объектами, конструкторская деятельность усложняется, что является свидетельством развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Также в 8-9 лет совершенствуются устная речь, фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон и умение выражать мысли.
Содержание общения со сверстниками и взрослыми изменяется. Информация, которую ребёнок усваивает в процессе общения, может быть объёмной и сложной. Дети делятся с педагогами, родителями и друзьями своими планами, интересами, достижениями, целями. Это становится одним из основных факторов его социализации [5].
Для детей в возрасте 8-9 лет авторитет взрослых весьма значителен. Для ребёнка замечания взрослого имеют большое значение. Сам ребёнок постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания.
Во взаимоотношениях с ровесниками дети в возрасте 8-9 лет избирательны. Как правило, большинство детей предпочитает общение со сверстниками своего пола. В группах детей появляются лидеры, возникают конкуренция и сотрудничество.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бандаков, М. П. Анализ содержания учебно-тренировочного процесса девочек 6–7 лет в художественной гимнастике [Электронный ресурс] / М. П. Бандаков, М. Г. Микрюкова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-uchebno-trenirovochnogo- protsessa-devochek-6-7-let-v-hudozhestvennoy-gimnastike.
2. Бароненко, В. А. Морфофункциональный статус девочек, занимающихся художественной гимнастикой, в контексте построения стратегии адаптации к однократному тренировочному занятию в предсоревновательном и постсоревновательном периодах / В. А. Бароненко, С. И. Белоусова, Ю. Б. Погребак // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 4. – С. 32–35.
3. Борисенко, С.И. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток / С.И.Борисенко // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. -2014. No 6. -С. 20-23.
4. Дячук, А. М. Начальная подготовка в художественной гимнастике девочек 7–9 лет с учетом развития восприятия времен : автореф. дис. канд. наук по физ. воспитанию и спорту / А. М. Дячук // ; Нац. ун-т физ. воспитания и спорта Украины. – Киев, 2008. – 21 с.
5. Загревский, О. И. Факторная структура физической подготовленности юных спортсменок 5–10 лет в художественной гимнастике [Электронный ресурс] / О. И. Загревский, И. Н. Зеленкина // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 5. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=15548982.
6. Карпенко Л. А. Художественная гимнастика: Учебник / Под общ. ред. Л. А. Карпенко. - М .: Изд-во ВФХГ, 2003. - 382 с.
7. Кизяев, С. В. Использование методов восстановления и повышения спортивной работоспособности в художественной гимнастике / С. В. Кизяев, Е. С. Кононенко // Спортив. медицина. – 2007. – № 1. – С. 67–72.
8. Кожанова, О. С. Совместимость спортсменок при отборе в команды по групповым упражнениям художественной гимнастики с учетом их технической и специальной физической подготовленности [Электронный ресурс] / О. С. Кожанова // Педагогика, психология и мед.-биол. проблемы физ. воспитания и спорта. – 2013. – № 2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovmestimost-sportsmenok-pri-otbore-v-komandy- po-gruppovym-uprazhneniyam-hudozhestvennoy-gimnastiki-s-uchetom-ih- tehnicheskoy-i.
9. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические положения: учеб. для студ. вузовфиз. воспитания и спорта. / В.Н. Платонов // - М.: Олимпийская литература, 2004. - С. 286 - 290.
10. Andrea R. Selling Yoga: From Counterculture to Pop Culture.- 2014. - Oxford University Press.- p. 195.
11. Bhagwat, T. Yoga and Sustainability // Journal of Yoga. – 2015. - № 7(1). – Р. 11–14
12. Blakey, W P. Stretching Without Pain. – Canada, 2017: Twin Eagles Educational & Healing Institute, 2010. – 26 р.
13. Brigid, D. The yoga industry is booming – but does it make you a better person? – 2017.- 32 p.
14. Douglass, L. "Thinking Through The Body: The Conceptualization Of Yoga As Therapy For Individuals With Eating Disorders" // Academic Search Premier: 83. Retrieved / - 2013/ - p. 21 - 26
15. Miller, Yoga: Discipline of Freedom: the Yoga Sutra Attributed to Patanjali; a Translation of the Text, with Commentary, Introduction, and Glossary of Keywords // University of California Press. – 2011.- P. 8.
16. Pflueger, S. Person Purity and Power in Yogasutra, in Theory and Practice of Yoga (Editor: Knut Jacobsen) // Motilal Banarsidass, 2012 // - p. 32 - 36
17. Reinking, A. The Dancer's Workout. London: Bantam Books, 1984. - P. 24 – 26.
18. United Nations Information Centre for India and Bhutan. www.unic.org.in. Archived from the original on 9 July 2016.
19. Ulrich, T. The Foundation for Yoga Practitioners: The Buddhist Yogācārabhūmi Treatise and Its Adaptation in India, East Asia, and Tibet, Volume 1 Harvard University, Department of South Asian studies, 2013. - p. 16 - 22