Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Жизнь и творчество Франца Кафки 5
1.1 Биография Франца Кафки 5
1.2 Творчество Франца Кафки, как литературный феномен ХХ века 8
2. Образ героев в творчестве Ф.Кафки 12
2.1 Грегор Замза – главный герой повести «Превращение» 12
2.2 Тема вины и отчаяния героев в произведениях Кафки 16
Заключение 21
Список использованной литературы и источников 24
Фрагмент для ознакомления
2
Как можно расшифровать смысл новеллы «Превращение», если попробовать преодолеть кое-какие устоявшиеся штампы в ее истолковании. Безусловно сам момент превращения человека в насекомое – это предел изничтожения человеческой личности, и здесь правота самых пессимистических прогнозов относительно философии будущего у Кафки бесспорна. Однако удивительным становится тот момент, почему именно в такой жесткой метафорической форме Кафка показал униженность, бесправие, отчуждение маленького человека в мире.
Цель данной работы – проанализировать обреченность героев Кафки.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- познакомится с жизнью Ф.Кафки;
- определить основные черты творчества писателя;
- проанализировать обреченного главного героя повести «Превращение» Грегора Замза.
- изучить тему вины и отчаяния героев в произведениях Кафки.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
1. Жизнь и творчество Франца Кафки
1.1 Биография Франца Кафки
Франца Кафку по праву можно считать величайшим немецким поэтом нашего времени. Он родился в 1883 году в немецкоязычной семье пражских евреев.
Сложно отметить какие-то выдающиеся моменты биографии Франца Кафки, поскольку его жизнь не особо была насыщена яркими запоминающимися впечатлениями. Великий писатель прожил довольно однообразную и недолгую жизнь. При этом всем его фигура обладает определенной загадочностью и таинственностью. До сих пор многие тайны, связанные с его личностью, волнуют и по сей день умы великих литераторов. Несмотря на большую популярность сегодня, при жизни литературное наследие Кафки не получило признания, так он и не узнал, что такое величайшая слава и триумф.
Будущий писатель был первенцем в семье. Он родился 3 июля 1883 года в крупном экономическом и культурном центре многонациональной Австро-Венгерской империи – городе Праге (ныне Чехия). В то время империю населяли евреи, чехи и немцы, которые, живя бок о бок, не могли мирно сосуществовать друг с другом, поэтому в городах царило подавленное настроение и иногда прослеживались антисемитские явления . Меньше всего на тот момент Кафку интересовали вопросы, касающиеся политики и межнациональных противоречий. Но все же определенный осадок все эти социальные явления и зарождающаяся ксенофобия оставили на его характере и сознании. Франсуа Кафка с детства оказался на обочине своей жизни.
Большое влияние на личность Кафка оказала внутрисемейная обстановка. С детства он не получал должного внимания и любви со стороны родителей, а чувствовал себя лишь обузой в семье. Франц рос и воспитывался в небольшом квартале Йозефов в немецкоязычной семье еврейского происхождения. Отец писателя – Герман Кафка – был коммерсантом средней руки, в розницу торговал одеждой и прочими галантерейными товарами. Мать писателя Юлия Кафка происходила из знатного рода процветающего пивовара Якоба Леви и была высокообразованной барышней.
Также у Франца имелись три сестры (два младших брата умерли в раннем детстве, не достигнув двухлетнего возраста). С самого детства Кафка был предоставлен самому себе. Отец был постоянно занят в суконной лавке, а мать занималась воспитанием девочек. Именно в этот период своей жизни, чтобы как-то наполнить ее яркими красками, он начинает придумывать небольшие рассказы. Однако никому не было дела до увлечений мальчика. Следует отметить ту роль, которую сыграл глава семейства в жизни юного литератора. По сравнению с двухметровым мужчиной, который к тому же имел басистый голос, Франц ощущал себя плебеем. Это чувство физической неполноценности преследовало Кафку на протяжении всей жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адорно Г. Заметки о Кафке. / Звезда. 1996. №2.
2. Батай Ж. Франц Кафка / Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.
3. Белобратов А. Процесс «Процесса»: Франц Кафка и его роман – фрагмент. М., 2002.
4. Беньямин Вальтер. Франц Кафка: Пер. с нем. — М., 2000
5. Брод Макс. О Франце Кафке. СП/б., 2000.
6. Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1982.
7. Великовский С. Грани «несчастного сознания». М., 1973.
8. Гессе Г. Франц Кафка / Гессе Г. Письма по кругу. Художественная публицистика. М., 1987.
9. Дзенс И. Динамика символов в новеллах Ф. Кафки «Превращение» и «Голодарь»/ Художественный текст и культура. Владимир, 1993.
10. Днепров В. Мир и человек у Кафки / Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л., 1980.
11. Долгих Е. Искушение Кафки. СП/б., 1998
12. Затонский Д. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.
13. Затонский Д. Обнаруженный человек / Затонский Д. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.
14. Затонский Д. Франц Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.
15. Зусман В. Художественный мир Франца Кафки: малая проза. Нижний Новгород, 1996.
16. Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Франца Кафки / Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
17. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки / Иностран. Лит. №8, 1995.
18. Коренева М.М. Литературное измерение абсурда / Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века М., 2002.
19. Литературные манифесты от символизма до наших дней. / Сост. С. Джимбинов. М., 2011
20. Манн Ю. Встреча в лабиринте (Франц Кафка и Николай Гоголь) // Вопросы литературы, 1999, № 2.
21. Набоков В. Франц Кафка / Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.
22. Никифоров В.Н. Отчуждение / Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века М., 2002.
23. Парфенов А.Т. «Превращение» Франца Кафки / Анализ литературного произведения. М., 1995.
24. Шервашидзе В.В. Франц Кафка / Шервашидзе В.В. Зарубежная литература ХХ века. М., 2002.
25. Яноух Г. Разговоры с Кафкой / Иностранная литература. 1983. №5.