Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема оценки сформированности знаний обучающихся волнует исследователей уже долгое время, однако до сих пор не найдено универсальных решений, которые учитывали одновременно и индивидуальные способности учащегося, и специфику предмета, и роль педагога в системе оценивания.
Современность предлагает нам отойти от традиционной системы, и воспользоваться техническими новшествами в оценке знаний учащихся. Этот метод особенно актуален для таких форм занятий, как, например, дистанционное образование, но одновременно он излишне ориентирован на стандартизацию, и не учитывает индивидуальных особенностей учащихся.
Так же в последние годы образовательные учреждения активно переключились на обучение по рейтинговой системе, что тоже является интересным для изучения феноменом, о котором обязательно нужно упомянуть, рассматривая вопрос современной системы оценки знаний.
Рейтинговая система обучения, дистанционное образование, переход на стандартные компьютерные тестирования – такие формы работы могут быть хорошие для усвоения знаниевого компонента обучения, но не учитывают требования индивидуального подхода к обучения и личностного развития каждого учащегося.
Между тем, вопрос личностного развития и собственной образовательной инициативы учащегося особенно остро встает в профессиональном образовании, которое призвано не просто привить учащемуся определенный набор знаний, но сделать его творческим и инициативным профессионалом своего дела.
Потому использование оценочной системы, как способа регулирования развития учащегося и метода мотивационной работы в вопросе развития личных инициатив учащихся, выходит на первый план в обсуждении методики преподавания.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопрос поиска эффективного решения в сфере оценки знаний учащихся все еще остается открытым, и в современном образовании продолжаются поиски метода оценки, соблюдающего принцип личностного развития учащегося.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщены методические подходы к проблеме форм оценки знаний учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования возможно будет использовать в построении рациональной системы оценивания работы учеников в рамках высшего учебного заведения.
Объект исследования – различные формы оценки знаний учащихся, реализуемые в педагогике на современном этапе.
Предмет исследования – эффективные методы построения системы оценки знаний учащихся.
Цель исследования – методом анализа современных методических разработок вывести оптимальный метод оценки, пригодный к использованию педагогами высшего учебного заведения, учитывающий одновременно знаниевый компонент изучения предмета и личностное развитие обучающегося.
Задачи исследования:
1. изучить методическую литературу по теме исследования;
2. выявить ключевые характеристики современной системы оценки знаний учащихся;
3. определить воспитательные и образовательные возможности системы оценивания результатов учебной деятельности.
Степень научной разработанности темы исследования характеризуется тем, что исследователи по сей день не приходят к единому мнению об оптимальных методах организации системы оценивания в рамках высшего учебного заведения.
Изучением проблемы занимались такие исследователи, как Воронова Е. Н., Келлаган Т., Крылова О. Н., Латынина Д.И., Герасимов В.И., Пинская М. А., Фирсов В. В. и другие.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературных источников, описание передового опыта методической работы, ознакомление с фактическим материалом исследований методической деятельности, обобщение сведений.
1. Формирование современной практики оценивания знаний
1.1 История развития системы оценки знаний
Проблема формы оценивания знаний учащихся не является новой, он вставала уже перед педагогами XVII века. Именно в этот период в работе иезуитов со своими воспитанниками стали применять количественную оценку знаний. Высшим результатом была «единица», ученики низших разрядов разграничивались по возрастанию чисел, и те воспитанники, что имели хорошие оценки, обладали в быту некоторыми привилегиями.
Затем, до XX века, была распространена система словесных оценок. В пример можно привести практику Киевской духовной академии, где использовались такие оценки, как «учение изрядное, доброе», «учение слабое, безнадежное, ленивое» и подобные.
В Казанском университете так же использовались подобные формулировки: «превосходен», «мало старается», «очень слаб».
Оценки выставлялись за успехи в освоении предмета и за поведение. Часто они сопровождались письменными рекомендациями преподавателя, где тот излагал свой взгляд на дальнейшие учебные перспективы подопечного, излагал отзыв о его моральных качествах, степени усердия.
Реформировать систему оценивания и сделать ее более строгой предложил М.В. Ломоносов в 1764 г. в своем Проекте регламента академической гимназии. Там он выдвигает проект школьного журнала, где ставятся отметки об успехах обучающихся, пропусках занятий по болезни или неуважительным причинам.
Наиболее приближенной к современной системе оценивания была система Царскосельского лицея, хотя и там к отметке прилагались пространные характеристики: «хорошо», «очень хорошо», «слабо», «имеет сведения», «не имеет».
Система оценивания знаний при помощи годового экзамена в России берет начало, в том числе, и от Смольного монастыря, где обучающиеся девушки были разделены на группы и проходили четырехлетнюю программу обучения, по итогам каждого года отчитываясь об успехах перед учителями, членами Совета, профессорами Академии художеств. Отличившиеся ученицы получали наградные ленты и книги. Можно отметить, что подобные традиции остались неизменны и по сей день – в общеобразовательных школах ученики часто получают выпускные ленты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анищенко В.Г., Лейкина О.Ю., Фокин Ю.Г. Пути совершенствования оценивания учебной деятельности студентов в высшей школе / Под ред. Ю. Г. Фокина. М., 1994. 40 с. – (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Обзор. инфор. Вып. 5).
2. Влазнева С. А. Контроль и оценка знаний студентов в процессе изучения экономической теории // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2011. №4. С.130-136
3. Воронова Е. Н. Самостоятельная учебная деятельность студентов как средство их личностно-профессионального саморазвития // Сборник материалов IX Международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании». – Пенза, 2002. – С. 34–36.
4. Грини В., Келлаган Т. Оценка образовательных достижений на национальном уровне. – М.: Логос, 2011.
5. Даутова О. Б. Социокультурная обусловленность современной учебно‐познавательной деятельности // Человек и образование. – 2009. – № 4. – С. 47–51.
6. Крылова О. Н. Развитие знаниевой традиции в современном содержании отечественного школьного образования: моногр. – СПб.: Лема, 2010. – 355 с.
7. Латынина Д. И. История педагогики: Учебное пособие. М.: Форум; Инфра-М. 1998. С. 205.
8. Олейников А. А. Объективность оценки знаний обучающихся // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. №26. С.56-60
9. Павлюк Н. С. К вопросу о рейтинговой оценке знаний студентов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2009. №9. С.154-158
10. Педагогика высшей военной школы / Под редакцией В.И. Герасимова. М.: Воен. ун-т, 2001.
11. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб. пособие. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
12. Рязанцева Ю. В. Основные тенденции развития систем оценки знаний, умений и навыков обучаемых в отечественной педагогической практике // Армия и общество. 2008. №1. С.107-116
13. Томилова М. И., Васильева Е. Ю., Харькова О. А. Оценка знаний в вузе в восприятии студентов // Экология человека. 2013. №9. С.29-33
14. Фирсов В. В. Многоуровневый стандарт. Каким должен быть образовательный стандарт. – М.: Когито Центр, 2001.
15. Фишман И. С., Голуб Г. Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : метод. пособие. – Самара : Учебная литература, 2007. – 244 с.
16. Юсупова О. В., Костикова Е. В., Куликова Н.А. Личностно-ориентированный контроль в новой системе оценки знаний студентов инженерного вуза // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №1-1. С.68-71
17. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587/
18. Федеральный Закон от 10 июля 1992 г. «Об образовании». М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. 64 с.
19. Министерство Образования и науки Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзор. Государственные и Федеральные целевые программы. Режим доступа: http://obrnadzor.gov.ru/ru/about/prog/
20. Driscoll A., Wood S. Developing Outcomes-based Assessment for Learnner-centered Education: Faculty Introduction. Stylus, 2007. – 224 с.
21. Black, P., & Wiliam, D. Seven Strategies of Assessment for Learning. Oxford, 2008. – 137 с.