Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы повышения качества продукции являются одним из важнейших направлений совершенствования состояния современного бизнеса, увеличения конкурентоспособности продукции и услуги.
Система управления развитием и качеством продукции и ресурсами предприятия включает в себя все цели, которые распределены между различными звеньями производства, а также их связи, обеспечивающие координацию отдельных действий по выполнению этих целей.
В настоящее время наиболее актуальными являются внедрение международных аспектов управления качества, в частности, сертификации системы управления качества в соответствии с международными стандартами.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные предприятия во многом зависят от удовлетворения потребностей своих клиентов и, следовательно, должны принимать их запросы, выполняя всю совокупность требований к качеству и безопасности продукции. Благополучие таких организаций зависит от объемов реализации производимой ими продукции, которые в свою очередь зависят от соответствия этой продукции стандартам качества и ожиданиям потребителей. Ожидания потребителей связаны не только с качеством продукции как таковым, но и с ценой, условиями обслуживания и др. Поэтому стандарты ориентируют бизнес на осознание различных потребностей и ожиданий своих клиентов.
Предметом работы выступает система качества продукции на предприятии.
Целью работы выступает комплексный анализ основ внедрения и использования стандартов качества продукции, используемых на предприятии.
В связи с этой целью ставится ряд основных задач:
дать понятие качества продукции,
описать системы качества в бизнесе,
проанализировать основные проблемы обеспечения качества продукции в компании,
предложить меры по их устранению.
Работа состоит из двух основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические основы обеспечения качества продукции, во второй части анализируется внедряемая система качества на предприятии.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области сертификации продукции организаций, обеспечения качества, ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1.Понятие качества продукции
В современных экономических условиях успешность предприятия на рынке зависит, прежде всего, от рациональной организации системы производства его продукции, снижения издержек и необходимых на производство ресурсов, развития, т.е. воздействия существующей системы управления предприятия на внутренние факторы производства.
Наиболее важной сегодня является также проблема обеспечения гибкости и адаптации предприятий к постоянным изменениям условий внешней среды. Это, прежде всего, связано с теми целями и задачами, которые ставит перед собой данное предприятие, что может включать в себя, например, завоевание большей доли на соответствующем рынке.
Таким образом, стратегическое управление в менеджменте качества в современных компаниях представляет собой процесс сознательного регулирования управленческих процессов в целях повышения их эффективности, улучшения качества выпускаемой предприятием продукции.
Развитие системы стандартизации выпускаемой продукции направлен на обеспечение быстрого перехода к выпуску предприятием новых видом продукции.
Таким образом, в конечном итоге все цели системы стратегического управления в менеджменте качества в современных предприятиях направлены на урегулирование процессов производства и повышение его общей эффективности, производительности и качества.
Под системой управления качеством продукции понимается постоянные, планомерные процессы обеспечения воздействий на факторы и условия, создающие продукцию оптимального качества на конкретном предприятии.
Система управления качеством продукции включает следующие функции [3, c.54]:
1. стратегическое, тактическое и оперативное управление
2. принятие решений, управляющие воздействия, анализ и учет, информационно-контрольное обеспечение
3. специализированные функции, возникающие на всех стадиях жизненного цикла продукции
4. управление научно-техническими, производственными, экономическими и социальными факторами и условиями.
Стратегические функции касаются прогнозирования и анализа базовых показателей качества продукции; определения направлений проектных и конструкторских работ; анализа достигнутых результатов качества производства; анализа информации о рекламациях; анализа информации о потребительском спросе.
Тактические функции – это функции по управлению сферой производства; поддержанию на уровне заданных показателей качества; взаимодействию с управляемыми объектами и внешней средой предприятия.
Таким образом, система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления организации, а также мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции на конкретном предприятии.
Рисунок 1 - Система управления качеством продукции [4, c.26]
Эволюция форм и методов организации системы качества взаимосвязана с изменением научных подходов к управлению. Так, развитие ключевых научных подходов к управлению качеством обусловлена расширением степени охвата основных этапов жизненного цикла продукции. Введение понятия жизненного цикла продукции стало одним из фундаментальных достижений в обеспечении развития системы качества на предприятиях. Оно повлияло на формирование системного взгляда на все процессы от создания изделий и маркетинговых исследований до их производства, эксплуатации и обслуживания.
Система менеджмента качества имеет всегда определенную конкретную цель, выражающуюся обычно в достижении долгосрочного успеха фирмы посредством максимального удовлетворения имеющихся покупательских, потребительских запросов, а также запросов собственно сотрудников производства, его владельцев и общества в целом. Также целью СМК можно назвать достижение соответствия полученных в результате работы результатов деятельности и внутриорганизационных процессов компании существующим потребностям настоящего и потенциального потребителя, всей организации, всего общества. Причем соответствие должно выражаться как по параметрам явных требований, так и других, подразумеваемых потребностей.
Таким образом, система менеджмента качества продукции имеет и свои задачи. К ним относится, во-первых, постоянное и непрерывное улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг посредством постоянного и регулярного анализа результатов и корректировки, изменения деятельности в соответствии с текущими условиями. Во-вторых, полное отсутствие дефектов и всякого рода непроизводственных затрат. В-третьих, выполнение намеченных планов точно в срок, по графику.
1.2.Показатели качества продукции
Показатель качества продукции — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.
С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.
Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.
Показатели можно классифицировать по предмету исследования:
Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.
Показатели можно классифицировать по группам:
1. Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.
2. Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.
3. Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.
4. Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.
5. Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.
Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:
1. До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.
2. После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.
3. На этапе создания используются производственные показатели.
4. Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.
Тактику системы менеджмента качества в организации или на производстве можно охарактеризовать как совокупность нескольких факторов, среди которых, например, предупреждение причин возможных дефектов, вовлечение сотрудников в работу по изменению, улучшению и повышению уровня качества продукции, активное стратегическое управление, постоянное и непрекращающееся совершенствование и модернизация качества продукции и технологических процессов, применение различных научных подходов в решении имеющихся задач, а также регулярная самооценка и другие факторы.
К основным методическим средствам СМК можно отнести, во-первых, средства, необходимые как для сбора, так и для предоставления всевозможных данных, во-вторых, методы статистической обработки данных, в-третьих, теория общего менеджмента и различные теории мотивации человека и межличностных отношений, в-четвертых, экономические расчеты, в-пятых, специальный системный анализ производства, в-шестых, управление предприятием с помощью планирования.
Из определения системы менеджмента качества вытекает следующее: первичным элементом системы менеджмента качества являются существующие потребности и ожидания покупателей продукции, клиентов, как внешних, так и внутренних, потребителей услуг, владельцев и управляющих организаций, работающего в этих организациях персонала, общества в целом.
Таким образом, политика и цели каждой организации должны быть ответом на потребности и ожидания всех участвующих в процессе рыночного и социального взаимодействия заинтересованных сторон. При этом нужно учитывать, что каждый из вышеописанных пунктов будет ключевым для любой системы менеджмента качества, находящейся в непрерывном и постоянном цикличном процессе и взаимодействии на пути к предельно высокому возможному уровню качества.
Можно выделить следующие актуальные проблемы, которые стоят перед необходимостью обеспечения стандартов качества, и основные методы их решения [5, c.127]:
1. Необходимо оценивать ущерб, который некачественная продукция может причинить обществу. При этом учитывается ущерб от готовой продукции, т.е. несоответствие требованиям клиента и т. п. В расчете предупредительных затрат на качество следует учитывать величину такого ущерба.
2. Чтобы продукция фирмы была конкурентоспособной, необходимо постоянно повышать ее качество и снижать себестоимость. Следует учитывать, что требования заказчика постоянно возрастают. Все это учитывается при разработке стратегии фирмы.
3. Основной целью программы повышения качества продукции на фирме должно быть постоянное уменьшение расхождений между показателями качества изделия и характеристиками, заданными заказчиком. С этой задачей связано постоянное совершенствование метрологической службы.
4. Ущерб, который терпит заказчик из-за несоблюдения его требований, пропорционален квадрату величины отклонения показателей качества. Это надо учитывать, устанавливая требования к качеству производственных процессов.
5. Качество и себестоимость готового изделия в основном определяются качеством проекта и технолгии. Поэтому при проектировании, планировании производства и методов контроля надо ориентироваться на требования к качеству готовой продукции.
6. На этапе разработки и испытаний опытных образцов необходимо уменьшать отклонения характеристик изделия от заданного качества.
7. Нужно выявлять зависимость эксплуатационных характеристик от других параметров изделия и технологического процесса и, используя установленную зависимость, проводить планирование эксперимента на основе статистических расчетов.
Стратегическое управление в менеджменте качества продукции имеет всегда определенную конкретную цель, выражающуюся обычно в достижении долгосрочного успеха фирмы посредством максимального удовлетворения имеющихся покупательских, потребительских запросов, а также запросов собственно сотрудников производства, его владельцев и общества в целом. Также целью стратегического менеджмента качества можно назвать достижение соответствия полученных в результате работы результатов деятельности и внутриорганизационных процессов компании существующим потребностям настоящего и потенциального потребителя, всей организации, всего общества. Причем соответствие должно выражаться как по параметрам явных требований, так и других, подразумеваемых потребностей. Стратегическое управление в менеджменте качества имеет и свои задачи. К ним относится, во-первых, постоянное и непрерывное улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг посредством постоянного и регулярного анализа результатов и корректировки, изменения деятельности в соответствии с текущими условиями. Во-вторых, полное отсутствие дефектов и всякого рода непроизводственных затрат. В-третьих, выполнение намеченных планов точно в срок, по графику.
Рисунок 2 – Показатели качества продукции предприятия [19]
Таким образом, при системном управлении качеством продукции главной целью контроля становится накопление данных для совершенствования процесса производства и повышения «репутации продукции», а значит, и ее производителя у потребителей. В этой связи службы контроля качества на фирмах имеют широкий спектр деятельности. Кроме собственно: контроля они принимают участие в обсуждении концепции создания новых изделий, привлекают характеристики будущего изделия, а также выбор поставщиков сырья и т.д.
1.3.Факторы, влияющие на качество продукции
Факторы, влияющие на качество продукции:
использование современных технологий;
уровень производства, который обеспечивается компанией;
качество применяемого оборудования;
характеристики используемых материалов и комплектующих;
квалификация сотрудников;
организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);
интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.
Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы по менеджменту качества.
Рисунок 3 – Факторы качества продукции
Рассмотрим основные принципы менеджмента качества, которые применяются современными предприятиями в качестве руководства для совершенствования всей деятельности таких организаций. Эти принципы включают опыт международных экспертов и предназначены для достижения устойчивых организационных успехов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный Закон РФ от 10.06.1993 № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг"
2. Международный стандарт ISO 9004-2000
3. Антонова, И.И. Всеобщее управление качеством. Основоположники всеобщего менеджмента качества / И.И. Антонова, В.А. Смирнов, С.А. Антонов. - М.: Русайнс, 2016. - 16 c.
4. Вдовин, С.М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С.М. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: Инфра-М, 2018. - 224 c.
5. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. – СПб.: Питер, 2015. – 309 с.
6. Гродзенский, С. Менеджмент качества: Учебное пособие / С. Гродзенский. - М.: Проспект, 2019. - 200 c.
7. Гродзенский, С.Я. Менеджмент качества: Учебное пособие / С.Я. Гродзенский. - М.: Проспект, 2015. - 200 c.
8. Данилова-Волковская, Г.М. Менеджмент качества выполнения работ, услуг и сервиса (для бакалавров) / Г.М. Данилова-Волковская, Г.И. Молчанов. - М.: КноРус, 2019. - 256 c.
9. Дремина, М.А. Проектный подход к разработке и внедрению систем менеджмента качества: Монография / М.А. Дремина, В.А. Копнов, А.А. Станкин. - СПб.: Лань, 2015. - 304 c.
10. Заика, И.Т. Документирование системы менеджмента качества / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон. - М.: КноРус, 2015. - 30 c.
11. Магер В.Е. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2019. – 176 с.
12. Матрос Д.Ш. Менеджмент качества на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга// ЦПО. 2018. – 132 с.
13. Минько, Э.В. Менеджмент качества: Учебное пособие / Э.В. Минько. - СПб.: Питер, 2017. - 464 c.
14. Михеева Е.Н. Управление качеством. – М.: Дашков и К, 2018. – 532 с.
15. Пузанков Д.В. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001// СПбГУ ЛЭТИ, 2016. – 220 с.
16. Салимова Т.А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2019. – 414 с.
17. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Методология управ. / П.С. Серенков, В.Л. Гуревич, В.М. Романчак. - М.: Инфра-М, 2015. - 152 c.
18. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Методология управления риском стандартизации / П.С. Серенков, В.Л. Гуревич, В.М. Романчак. - М.: Инфра-М, 2018. - 149 c.
19. Серенков, П.С. Методы менеджмента качества. Процессный подход: Учебное пособие / П.С. Серенков, А.Г. Курьян, В.П. Волонтей. - М.: Инфра-М, 2018. - 336 c.
20. Федоськина, Л.А. Менеджмент качества и обесп.безопас. в.: Монография / Л.А. Федоськина. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
21. Фрейдина Е.В. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2019. – 189 с.
22. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством продукции. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 484 с.
23. Шемякина, Т.Ю. Производственный менеджмент: упр.качества.: Учебное пособие / Т.Ю. Шемякина, М.Ю. Селивохин. - М.: Альфа-М, 2018. - 160 c.
24. Шмелева, А.Н. Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества / А.Н. Шмелева, Р.М. Нижегородцев. - М.: Русайнс, 2015. - 320 c.
25. Практическое руководство по сертификации [сайт]. – URL: http://progost.ru/
26. Управление качеством [сайт]. - URL: http://www.prostokachestvo.ru/